Несмотря на то, что в информационном поле СМИ продолжают трубить о бабках, которые якобы зашибают курьеры, я тут решил провести простое сравнение своих подработок с момента увольнения в апреле.
У меня зазвонил телефон.
— Кто говорит?
— Слон. Самокат.
— Откуда?
— От верблюда.
— Что вам надо?
— Не желаете возобновить сотрудничество? - спрашивает меня приятный женский голос? У нас изменились тарифы оплаты и наши сотрудники зарабатывают до 5850 рублей за смену.
— Нет, спасибо, - отвечаю. - Фитнес у меня с мая по октябрь. Позвоните в апреле.
Когда я уходил в свой саббатикал (все помнят, что читать надо с придыханием и американским акцентом?), то как-то по другому себе это представлял. В курьерство влип спонтанно и быстро. Пришла мысль заняться оплачиваемым фитнесом, затем буквально сразу я сделал себе резюме курьера на hh и откликнулся на несколько вакансий… и понеслось. Всего через два дня вышел на стажировку. Втянулся даже. Аж 40 статей накатал на тему курьерства ))
Нет, точки зрения фитнеса, я до сих пор считаю, что условия в Самокате шикарные. Ну естественно, если вы будете кататься на велосипеде, а не продадите душу Дьяволу за электробайк.
Но вот с точки зрения побочных средств, именно как подработка - то это весьма тухлое занятие.
С тех пор, как я начал “крутить шурупы за деньги” и предлагаю сборку шкафчиков и экранов под ванную, скорость таяния моей финансовой подушки настолько понизилась, что в некоторые месяцы я даже умудряюсь остаться в плюсе. А это расхолаживает в том плане, что можно не торопиться искать работу или IT контракты. И я не торопился. Однако, с января 100% буду искать проекты либо на подряде либо же в найме в IT.
Последние несколько недель я не так часто ездил по объектам, а все больше занимался разработкой своего ИИ ассистента. Причем не просто как базу с ботом, но и сделал целый сервис с визуальным отображением, полностью интегрированным с Авито. С системой моделирования диалогов, с возможность переключения моделей в реальном времени и удобной системой диагностики, как именно и что именно отправлялось боту в качестве промта.
И вот, когда позвонила эта дама, то пришло в голову написать сравнение этих видов деятельности: курьерство и сборку шкафчиков, именно с точки зрения “подработки”.
Я не могу рассуждать про них с точки зрения “полная занятость”, т.к. ни в том, ни в другом варианте не работал так, как работают профессиональные курьеры и монтажники.
Действительно, мои коллеги профессионалы курьеры хреначили от 8 до 16 часов в день. Многие из них ставили себе всего один выходной в неделю. Естественно им не до фитнеса и они катаются на "электричке". Думаю, если гонять на велике по 16 часов в день с одним выходным, то от истощения можно загнуться очень быстро. Монтажники, которых я знаю, тоже имеют крайне ненормированный рабочий день, который запросто может переваливать за 12 часов без обеда.
Но именно как подработка - вот с этой точки зрения я спец, гуру и профи. 52 смены курьером в Самокате в теплый сезон я откатал. Преимущественно по 3 часа и с упором на максимальную физическую нагрузку. Даже в то время, когда мог отдыхать - просто катался по кварталу в ожидании заказа, чтобы быстро собрать рюкзак и втопить на огромной скорости к зажравшемуся заждавшемуся заказчику.
И действительно, когда дверь открывалась, мне часто люди с удивлением говорили, - “так быстро…”. Это когда сходились звезды так, что удавалось привезти заказ людям всего спустя 7..8 минут после того, как они сделали заказ.
Ну так вот, и там и там есть некоторые особенности и я постараюсь их сравнить.
Курьер Самоката VS Монтажник частник.
Часть 1. Деньги
Это самое главное. В моем случае монтаж лидирует с огромным отрывом. У меня в среднем час работы в Самокате приносил 280 рублей в час. В первой статье я писал, как после смены зашел в Wok, купил лапши с роллами и понял, что съел больше, чем заработал за 3 часа.
На объекте, если считать “в лоб”, то мой заработок как монтажника, выше в разы. Сейчас я управляюсь в среднем за 4 часа с работой за 7.5-8 т.р. В среднем можно считать, что прямо “на объекте” я зарабатываю примерно 1800..1900 рублей в час.
Выражение “в лоб” не просто так, т.к. есть нюансы. Которые я в последующих частях освещу. Но если брать именно оплату именно “в полях” в час, то монтажником я зарабатываю примерно в 6 раз больше.
Дней, когда приезжаю к 9, а в 14.00 уже свободен с заработком 7..8 т.р. или в 18 часов с 14..15 т.р. у меня уже было не мало.
Часть 2. Работа за пределами “поля”
Это как раз те самые нюансы монтажа. Как курьер, я просто приезжаю за 15 минут до смены, включаюсь и погнал.
Монтажнику надо продать свои услуги. Это значит, что кроме того, чтобы поехать на объект, мне еще надо переписыватьс/созваниваться с потенциальными клиентами. Общаться, придумывать решение, отвечать на вопросы, собирать им корзину, а иногда и рисовать упрощенную схему, как будет выглядеть их решение.
Хотя надо сказать, в последнее время у меня и по стандартным простым вариантам, где не надо ничего рисовать, было столько обращений, что я уже ничего и не рисую.
А корзины для всех стандартных экранов и шкафов в ниши ПИК у меня уже давно собраны и сохранены… хочешь ЛДСП, хочешь Мебельный щит, хочешь на простых петлях, а хочешь с доводчиком, с жалюзийной и ЛДСП створкой… на любой вкус… Все хранится в табличке и надо только выцепить из клиента размеры, фотографии и на корзину я уже не трачу столько времени.
Но вот общения может быть много. Часто длительного. Бывает, что общаешься, а клиент уходит в закат. Иногда возвращается через день… иногда через 2 месяца. Я три недели назад отключил рекламу, т.к. занимался программированием, но тем не менее, продолжаю ездить на 1..2 объекта в неделю. Например, на этой неделе у меня 2 объекта, один из которых выполнил сегодня.
Часть 3. Дорога
Издержки на дорогу требуют отдельного внимания, т.к. до места подработки курьером я просто с удовольствием ехал на велосипеде. В моем случае это было около 4 км, которые в разминочном режиме начинали мою тренировку. И занимала у меня она 12..15 минут.
С монтажом примерно тоже самое… но дорога как назло всегда дальняя… почти все мои объекты в САО, СЗАО, СВАО, ВАО и т.п. Это все страшные аббревиатуры, если вспомнить, что я еду из Бутово... поблизости дай бог один объект из пяти. При этом мой набор, это несколько очень тяжелых сумок, чемоданчиков с инструментами, а также 2 складных верстака и лестница. В моей не самой маленькой машине, багажник забит целиком и часть я даже кладу в салон, а тележка загружается под завязку.
До сих пор не могу нарадоваться на покупку тележки. Если с парковкой ж… а часто бывает именно так, то она сильно выручает.
Итак, перед объектом мне надо погрузить этот скарб, коего не меньше 70 кг в сумме, в машину, затем разгрузить на объекте, а вечером проделать эту процедуру наоборот. Удовольствие надо сказать, уже ниже среднего.
В среднем время на загрузку и дорогу до объекта у меня уходит около часа в одну сторону. Таким образом монтаж тут проигрывает в том плане, что 2 часа я трачу только на дорогу и разгрузку/загрузку инструмента.
Ниже я пересчитаю стоимость часа с учетом этих временных затрат.
Часть 4. Риски
Курьером работать просто. Ответственность только в том, чтобы приехать на смену в то время, которое ты указал, а также за то, чтобы привезти товар по адресу. Есть, конечно, нюансы в том плане, что если клиент не отвечает на звонок, то оставить ему под дверью заказ будет под твою ответственность, но у Самоката простой регламент, при котором ты можешь просто отвести заказ обратно и отменить его в таких случаях. Профи обычно оставляют, но я следовал инструкции и возвращал заказ.
Но если курьер и косячит, то ответственность у него минимальная.
Если же ты косячишь на монтаже, тут все серьезнее. Ответственность, в том числе финансовую, несешь сам.
Пока я “влетел” серьезно только один раз. Случайно при отправке корзины клиенту, не заметил, что вместо панелей 30 см ширины, переключил на 60 см… а они длиной 2.7 метра.
В результате у клиента 4 ненужных ему панели 60 на 270 см… стоили они 6400 рублей. Пришлось перезаказывать. А куда деваться? Косяк мой. Деньги я ему должен возместить. На кону репутация.
Ну а раз выкупил у него эти панели, то заберу себе. Буду себе стол из них делать…
Часть 5. Сложность входа
Чтобы работать курьером, вход очень прост. Тебе просто нужно иметь телефон, на которое можно поставить приложение, быть НЕ инвалидом. Ты приходишь в любой одежде, спецовку тебе дадут, велосипед тоже. Что это за велосипед - тема отдельной статьи, но тем не менее… Вход такой, что почти кто угодно может сходу туда зайти. Даже медкнижку можно делать не сразу.
Чтобы работать монтажником, нужен инструмент. Перфоратор, циркулярка, шуруповерт, лобзик как минимум. Кроме основного инструмента нужны довольно специфические приспособления, например кондуктор для просверливания отверстий под 26/35 мм петли.
Лазерный уровень. Я раньше думал, что это хорошая опция, но в последнее время понял, что она обязательная, т.к. когда делаешь разметку сразу по нему, то избавляешься от серьезных проблем, если перекосишь раму экрана или шкафчика. Там “заваленную плоскость” выравнивать створками совсем непросто.
Все это деньги. Я понабрал оригинальной "макиты", о чем писал целый пост, но можно было бы уложиться в куда более скромную сумму. Полагаю, 70..80 т.р. достаточно, чтобы набрать все необходимого более простых производителей.
Следующий затык - это машина. У меня инструмента на 70 кг. На своих двоих на место монтажа ты не приедешь.
Часть 6. Заключительная. Плюшки, издержки и бонусы.
Я много писал про бонусы в Самокате в виде весьма гОдных продуктов, которые можно было брать бесплатно. У меня в среднем к моим 800..1000 рублей за 3 часа смены, получалось набрать продуктов еще на 400..500 рублей в среднем. Продукты я брал не все подряд, а именно такие, которые я бы мог и так купить. Так что эти сэкономленные деньги можно смело приписывать к заработку.
Как у монтажника, у меня еще есть серьезные издержки.
Средняя удаленность от объекта - 30 км. Это если считать по тем, куда я обычно катаюсь. Т.е. в две стороны это уже серьезный пробег на машине. 60 км я бы в себестоимость вписал не менее 700 рублей на бензин и компенсацию ТО. Есть еще износ машины, но это уже напрямую не влияет и считать мы это не будем.
Еще на рекламу надо заложить не меньше 5000 рублей в месяц, чтобы были просмотры и обращения более или менее бодро. Хотя в последнее время у меня уже начинает работать сарафанка. Стучатся в телегу люди, которые я уже даже не знаю, откуда пришли 🙂
Как итог
Стоимость часа работы приведенная (с плюшками и бонусами и дорогой):
- Курьер самоката 280 -> 450 рублей в час (с учетом списанки продуктами)
- Монтажник 1900 -> 1200 рублей в час (с учетом времени ответов на сообщения и дорогу, с учетом издержек на рекламу, бензин и ТО).
Однако, даже получившаяся итоговая сумма почти в три раза выше того, что можно заработать педалями. Поэтому пока мой выбор очевиден.
Я не посчитал тут износ инструментов и расходников. Но это мне пока сложно посчитать. Полагаю, суммы там не очень высокие. По крайней мере, пока я их не чувствую. Шурупы, уголки, дюбели, конфирматы и некоторые другие расходные материалы я прямо кладу в корзину, которую оплачивает заказчик. Из дорогих расходников, что заметно, только сверла. Инструмент у меня весь новый. Не знаю, сколько времени пройдет, пока что-то сломается. Там буду тогда тоже учитывать.
Пильный диск я как купил один - пока не затупился. Сверло форстнера уже тоже прошло около 100 отверстий - пока затруднений не вижу.
При этом перспектива подъема стоимости среднего часа вполне реальна, т.к. если буду продолжать, то потихоньку будет больше запросов, чем я смогу удовлетворить и ценник будет логичным образом расти.
Да, кто-то отвалится, кому дорого, но те, кому "недорого", разницы не заметят.
Мне нравятся заказчики айтишники )) Вот им вообще это копейки всё. Главное, что решение их проблемы готово и стоит "столько-то". Эти люди вообще понимают, что им проще заплатить названную сумму, чем потратить еще пару часов своего времени на поиск кого-то подешевле.
Ну и в целом, растет уверенность в том, что то, что я делаю - делаю хорошо. У меня уже нет мандража из-за вещей, что никогда раньше не делал. Ну вот так получилось, что мой единственный опыт сверления плитки был 20 лет назад обычным сверлом… так расколоть плитку проще пареной репы. А сейчас есть удобные “перья”.
Для разных типов стен есть разные типы дюбелей, и в моем чемонадчике со всякой всячиной есть уже много чего для решения “нежданчиков”.
Так что планы пока такие, что с НГ в начале надо съездить куда-нибудь в теплую страну отдохнуть на пару недель, благо могу себе позволить, а потом буду потихоньку возвращаться в IT. Не обязательно в найм. Хотя, после того, как кину клич по знакомым, вполне возможно найдется какой-нибудь проект, где мне будет интересно поработать. Тогда может и найм. А так план простой - клубы предпринимателей, реклама решения задач бизнеса как я уже писал - это цифровизация, а также внутренние аудиты, аналогично тому, как я это делал в Самокате.
Год еще не закончился, но у меня лично он был клевым. А у вас как?