13 декабря 1969 года в Набережных Челнах прошла официальная церемония начала строительства Камского автомобильного завода. Этот день стал отправной точкой для проекта, который на протяжении следующих 25 лет является одним из крупнейших автомобильных производств в СССР.
🏭 Стратегический выбор:
В конце 1960-х годов Советский Союз столкнулся с острой проблемой: существующие заводы ЗИЛ, ГАЗ и МАЗ не могли удовлетворить потребности страны в тяжёлых грузовиках грузоподъёмностью 8-20 тонн. Сельское хозяйство, строительство, армия требовали современных экономичных машин, но их не было. 14 августа 1969 года ЦК КПСС и Совет Министров СССР приняли постановление № 674 «О строительстве комплекса автомобильных заводов в Набережных Челнах Татарской АСР».
- Выбор места для строительства завода не был случайным. Набережные Челны обладали несколькими неоспоримыми преимуществами.
- Во-первых, город находился в центре Европейской части СССР, что обеспечивало оптимальную логистику.
- Во-вторых, рядом с городом протекает судоходная река Кама, имеющая выход в Волгу, что облегчало доставку оборудования и материалов.
- В-третьих, город имел хорошее железнодорожное сообщение. Но главное - в 1963 году здесь уже начиналось строительство Нижнекамской гидроэлектростанции мощностью 1248 МВт.
Наличие источника дешёвой электроэнергии было очень важно для энергоёмкого производства. В 1979 году заработал первый гидроагрегат Нижнекамской ГЭС , обеспечив завод дешёвой электроэнергией.
Проектирование завода проводил институт «Гипроавтопром», работавший совместно с ведущими организациями СССР. В 1960-х годах при подготовке проекта учли опыт крупнейших мировых производителей Mercedes-Benz и Ford. Но это не было слепым копированием, это было внедрение передового опыта с целью превзойти аналоги по эксплуатационным показателям.
🚧 Первый ковш земли:
13 декабря 1969 года стало официальной датой рождения КамАЗа. Утром в этот морозный день экскаватор Э-100 № 35, изготовленный из металлолома, собранного пионерами Костромы, и носивший имя " Пионерский", поднял первый ковш грунта из будущего котлована. За рычагами был Михаил Носков, опытный экскаваторщик, который впоследствии вспоминал об этом дне:
«Чуть рассвело… прицепил я клин-бабу, взрыхлил мёрзлую землю. Подошли КрАЗы. Бульдозеры расчистили дорогу к отвалам. – Ну, Михаил Тимофеевич, начинай!»
Это не была торжественная церемония с красными лентами и речами — это была работа, начало огромной работы. История сохранила имена первопроходцев:
- Бульдозеристы: В. Бухаров и М. Мингараев
- Скреперщик: Ф. Насыров
- Водитель КрАЗа: Фанус Фатыхов
Менее месяца спустя, 11 января 1970 года, газета «Правда» публикует первый репортаж о строительстве КамАЗа, а Михаил Носков уже значится передовиком производства вместе со своим напарником Степаном Пухачёвым. Строительство объявили ударной комсомольской стройкой, и это привлекало молодёжь со всей страны.
💪 Масштабы:
По плану завод должен был выпускать 150 тысяч грузовиков и 250 тысяч двигателей в год. Это был один из крупнейших автомобильных комплексов в мире на тот момент. Для реализации проекта требовались колоссальные трудовые ресурсы.
Ежегодно на строительство приезжали около 40 тысяч человек. Эта стройка вызвала масштабную трудовая миграцию. Город Набережные Челны, насчитывавший в начале 1970-х всего лишь 35 тысяч жителей, к концу 1980-х обладал 500 тысячным населением. Одновременно со строительством завода велось масштабное строительство города, состоящего из микрорайонов с многоэтажными домами, детскими садами и школами.
Первый 12-этажный жилой дом был сдан уже в 1971 году. Панели для домов поначалу доставляли железнодорожным и речным транспортом (своего домостроительного комбината на месте ещё не было). К началу 1980-х строилось несколько жилых районов: Комсомольский, Радужный, Яшьлек. Параллельно возводились социальные объекты: один из крупнейших городских автобусных парков в СССР, речной порт (один из десяти крупнейших в стране), аэропорт Бегишево.
🔧 Проект:
Советские инженеры, разрабатывая КамАЗ, не стеснялись использовать передовые решения из-за границы. Технический проект был разработан в СССР, но оборудование закупалось из 19 стран, включая США, Францию, Германию и Японию.
Коробка передач производилась по немецкой технологии компании Liebherr .
Начиная с 1973 года немецкие специалисты помогали налаживать производственную линию.
Двигатель для производства разрабатывался при участии Renault. Хотя двигатель КамАЗ-740 был нашей разработкой, французские инженеры оказали помощь в его доработке.
🚛 КамАЗ-5320:
Производство начало работу спустя шесть лет после начало строительства. 16 февраля 1976 года с главного сборочного конвейера сошёл первый грузовик КамАЗ-5320 с заводским номером 0000001. Водитель-испытатель Валерий Перетолчин своим ходом доставил эту машину на Красную площадь в Москву.На борту машины была надпись: «Принимай, Родина, первый КамАЗ!» Первый серийный грузовик стал результатом колоссального человеческого труда.
КамАЗ-5320 был во многом революционен для своего времени. Это был трёхосный грузовик с колесной формулой 6х4 (полноприводная версия появилась позже), предназначенный для перевозки грузов массой до 20 тонн. Кабина, расположенная над двигателем, откидывалась вперед, что обеспечивало доступ к мотору для ремонта.
Главное отличие от других советских грузовиков того времени - дизельный двигатель КамАЗ-740:
- объём: 10 850 см³;
- тип: V-образный восьмицилиндровый четырёхтактный дизель;
- мощность: 210 л.с. (позже модификации развивали 240–260 л.с.);
- максимальный крутящий момент: 637 Н·м при 2600 об/мин.
🌍 Инновации двигателя КамАЗ-740:
Двигатель КамАЗ-740 заслуживает отдельного внимания. Его конструкция вобрала в себя опыт мирового автомобилестроения, но была реализована советскими инженерами.
- Азотированный коленчатый вал - это была передовая технология. Азотирование (насыщение поверхности азотом при высокой температуре) увеличивало твёрдость и износостойкость поверхности, позволяя коленчатому валу выдерживать огромные нагрузки. До КамАЗа в советском автопроме этого не делали.
- Турбокомпрессор - нагнетатель воздуха, использующий энергию выхлопных газов, обеспечивал более полное сгорание топлива в цилиндрах, увеличивая мощность без увеличения объёма двигателя.
- Полнопоточная система фильтрации масла с центрифугой - инновация в смазочной системе, которая позволяла удалять даже микроскопические частицы из масла, продлевая ресурс двигателя.
Всё это означало, что ресурс дизеля КамАЗ-740 намного больше, чем у остальных двигателей, производимых в СССР.
В 1993 году пожар полностью уничтожит завод, производящий двигатели, что серьёзно подорвёт экономическое состояние гиганта и в без того тяжёлые времена.
🏆 КамАЗ-мастер:
Но история КамАЗа не ограничилась грузовиками для народного хозяйства. В 1988 году была создана команда «КамАЗ-мастер», специализирующаяся на участии в ралли-рейдах. Команда стала одной из самых титулованных в мировом автоспорте.
19 побед на Ралли Дакар - таков счёт «КамАЗ-мастера». Первая победа была в 1996 году. После этого КамАЗ выигрывал Дакар много раз, став символом надёжности и мощи советской/российской техники.
Конечно, КамАЗ-4326 построенный для Дакара - это совсем не то же самое, что серийный грузовик. В нём много иностранных комплектующих, он собирается и дорабатывается вручную. Мощность такого раллийного КамАЗа доходит до 920 л.с., а скорость - до 163 км/ч.
📈 Итоги:
За 55 лет (с 1969 по 2024) КамАЗ выпустил более 2,5 млн автомобилей. Сегодня КамАЗ остаётся:
- Крупнейшим производителем тяжёлых грузовиков в России и СНГ.
- Входит в ТОП-15 крупнейших производителей в мире по объёмам.
- Производит свыше 60 моделей и 1500 комплектаций грузовиков и .специализированной техники
- Расширяется в сегменте электробусов и беспилотной техники.
Справедливости ради, нужно заметить, что завод не в полной мере воспользовался уходом европейских производителей с Российского рынка. И на дорогах всё чаще встречаются китайские грузовики, а не КамАЗы.
#КамАЗ #НабережныеЧелны #АвтомобилестроениеСССР #КамАЗ5320 #ДизельныеДвигатели #КамАЗ740