Найти в Дзене
ЛИТИНТЕРЕС

Аарне. Человек, который классифицировал все сказки мира

Мы читаем сказки и погружаемся в волшебный мир, но редко задумываемся о том, как устроена эта вселенная. Как сравнивать сюжеты из России, Германии и Индии? Существует ли общий язык для всех историй мира? Ответ на этот вопрос дал один скромный финский ученый, чье имя стало нарицательным для фольклористов всего света. Его звали Антти Аматус Аарне. Антти Аарне родился в 1867 году в небольшом городке Порвоо, входившем тогда в состав Российской империи. Его научный путь начался в университете Хельсинки под руководством знаменитого филолога Юлиуса Крона. Именно Крон пробудил в молодом ученом глубокий интерес к фольклору и поставил перед ним амбициозную задачу - упорядочить хаос мировых сказочных сюжетов. До Аарне исследователи сказок работали в основном в национальных рамках. Немецкие ученые изучали немецкие сказки, русские - русские. Сравнительный анализ был невероятно сложен. Не существовало единого каталога, общего указателя, который позволил бы увидеть за местными деталями универсальную

Мы читаем сказки и погружаемся в волшебный мир, но редко задумываемся о том, как устроена эта вселенная. Как сравнивать сюжеты из России, Германии и Индии? Существует ли общий язык для всех историй мира? Ответ на этот вопрос дал один скромный финский ученый, чье имя стало нарицательным для фольклористов всего света. Его звали Антти Аматус Аарне.

Антти Аарне родился в 1867 году в небольшом городке Порвоо, входившем тогда в состав Российской империи. Его научный путь начался в университете Хельсинки под руководством знаменитого филолога Юлиуса Крона. Именно Крон пробудил в молодом ученом глубокий интерес к фольклору и поставил перед ним амбициозную задачу - упорядочить хаос мировых сказочных сюжетов.

До Аарне исследователи сказок работали в основном в национальных рамках. Немецкие ученые изучали немецкие сказки, русские - русские. Сравнительный анализ был невероятно сложен. Не существовало единого каталога, общего указателя, который позволил бы увидеть за местными деталями универсальную структуру. Аарне взялся создать именно такой инструмент.

В 1910 году он опубликовал свой главный труд -"Указатель сказочных типов". Это стройная система, похожая на периодическую таблицу Менделеева, только для сказок. Его классификация превратила тысячи разрозненных историй в упорядоченный архив человеческого воображения. У каждого волшебного сюжета появился свой уникальный номер, свой паспорт в мире фольклора.

Он разделил все сказки на три царства: сказки о животных, волшебные сказки и бытовые анекдоты. И в каждом царстве поселил сюжеты под своими номерами. Цифры заменили длинные описания и стали универсальным языком для ученых со всего света.

-2

Основная идея Аарне была проста и гениальна: каждому сказочному сюжету присваивается уникальный номер. Сказки о животных получили номера с 1 по 299, волшебные сказки – с 300 по 749, легендарные повествования – с 750 по 849, новеллы – с 850 по 999, истории о глупом черте – с 1000 по 1199, а анекдоты – от 1200 и далее. Внутри каждой группы сюжеты объединялись по тематическим признакам.

Как работает эта система? Возьмем известную сказку "Царевна-лягушка". По системе Аарне она имеет номер 402. Этот номер мгновенно указывает исследователю на группу "Чудесный супруг" и позволяет найти аналогичные сюжеты у других народов. Так, финские, немецкие и скандинавские варианты этой же истории будут иметь тот же номер, что упрощает сравнительный анализ.

Система Аарне включает тысячи сюжетов. Например, под номером 302 находится "Кощеева смерть в яйце" – история о том, как герой находит смерть бессмертного злодея, спрятанную в яйце. Номер 507 обозначает сюжет о "Благодарном мертвеце", который помогает герою жениться на царевне. Под номером 531 скрывается знаменитый "Конек-Горбунок", а номер 707 относится к сказкам о "Чудесных детях".

Номер 311 обозначает историю о "Медведе, волке или колдуне и трех сестрах", где младшая сестра хитростью спасает себя и сестер от злого духа. А номер 1030 относится к сюжету "Дележ урожая", где человек обманывает черта, предложив ему выбрать себе вершки или корешки.

-3

Система Аарне постоянно развивается. Сначала она включала около 1500 сюжетов, но сегодня это число превышает 2500. Каждый новый обнаруженный сказочный мотив получает свой номер, что позволяет сохранять систему актуальной и полной.

Американский ученый Стит Томпсон дополнил ее, добавив мотивы — самые маленькие неделимые единицы повествования, такие как "запретная комната", «волшебный конь" или "живая вода". Так система стала называться "Указатель Аарне-Томпсона". Позже ее расширил немецкий исследователь Ганс-Йорг Утер, создав современную версию ATU, которая включает сюжеты из Африки, Азии и Океании.

Эта система сегодня - азбука для любого фольклориста. Она позволяет с математической точностью прослеживать миграцию сюжетов через века и континенты. Когда исследователь пишет, что изучает сюжет ATU 333, любой его коллега в любой точке мира сразу понимает: речь идет о вариациях истории, где волк выдает себя за бабушку. Да-да, это про Красную Шапочку.

Работа Антти Аарне еще раз доказала глубинное единство человеческой культуры. Под разными именами и в разных декорациях люди веками рассказывают одни и те же истории о храбрости, хитрости, любви и чуде.

_________________________________

1. Поддержать канал донатом можно здесь.
2. Приглашаем на наш сайт "Литинтерес". Там новые статьи появляются раньше!
3. А еще ждем вас в нашей группе ВКонтакте. И в Телеграме