Найти в Дзене
Ак-Итиль

Татарская ошибка или специфика?

Иллюстрация из открытых источников в сети интернет. Кадр из передачи "Битва шефов" телеканала "Пятница". Расскажу на примере популярной передачи телеканала "Пятница" "Битва шефов", где соведущими являются русский кулинар Константин Ивлев и татарский кондитер Ренат Агзамов. Хтонические плюсы О плюсах. Очень удачный проект. Поскольку кушать хотят все, а хорошо кушать - тем паче. Изобилие разнообразной пищи приоткрывает зрителям окно в то самое светлое будущее, о котором мечтали поколениями: тут тебе и крабы, и красная-черная икра, и трюфеля, и форель, и мраморная говядина - в общем, всё то, что непременно будет у всех и каждого в Прекрасной России Будущего. И можно на время забыть о своем холодильнике, если ваш уровень благосостояния пока не позволяет затариваться подобными деликатесами. И другой важный момент - очень удачная подборка ведущих, соответствующая хтонической сути России. А именно - ее двуединой, русско-татарской ипостаси. И тут русский с татарином как нельзя лучше д
Оглавление

Иллюстрация из открытых источников в сети интернет. Кадр из передачи "Битва шефов" телеканала "Пятница".
Иллюстрация из открытых источников в сети интернет. Кадр из передачи "Битва шефов" телеканала "Пятница".

Расскажу на примере популярной передачи телеканала "Пятница" "Битва шефов", где соведущими являются русский кулинар Константин Ивлев и татарский кондитер Ренат Агзамов.

Хтонические плюсы

О плюсах. Очень удачный проект. Поскольку кушать хотят все, а хорошо кушать - тем паче. Изобилие разнообразной пищи приоткрывает зрителям окно в то самое светлое будущее, о котором мечтали поколениями: тут тебе и крабы, и красная-черная икра, и трюфеля, и форель, и мраморная говядина - в общем, всё то, что непременно будет у всех и каждого в Прекрасной России Будущего. И можно на время забыть о своем холодильнике, если ваш уровень благосостояния пока не позволяет затариваться подобными деликатесами.

И другой важный момент - очень удачная подборка ведущих, соответствующая хтонической сути России. А именно - ее двуединой, русско-татарской ипостаси. И тут русский с татарином как нельзя лучше дополняют друг друга, составляя единый симбиоз. Что, с одной стороны импонирует всем, кто тонко чувствует аутентичность Руси-России, а с другой стороны жестко нервирует и раздражает всех тех, кто ненавидит посконно-исконную Русь и хотел бы переформатировать ее под свои лекала. Которые могут быть совершенно отличными: от европейской или азиатской провинции до Новой Хазарии. Собственно, именно в этом и заключается отгадка того, почему все российское и русское стараются отскрести от любой татарскости и ордынства. Достаточно пролистать для этого все словари русского языка, где татарские корни слов обозначают как древнегерманское, тюркское, киргизское, казахское, турецкое и даже санскрит. Но только не татарское, ни в коем разе! Хотя, казалось бы, где санскрит и готы, а где русская история и татары.

Татарский выбор

Нужно ли говорить, что при всех этих и других, неупомянутых положительных моментах (психологических и медийных), данная передача стала весьма популярной в российском телепространстве. Как со стороны зрителей, так и потенциальных участников. И вот тут возникает тот самый момент, что и составляет суть темы. А именно - ошибки, которую невольно допускают татарские конкурсанты. И эта ошибка вызвана дуализмом татарской ментальности. С одной стороны их объективно тянет к сородичу - то бишь сочинскому татарину Агзамову. Это объективная специфика, характерная абсолютно для всех народов и обусловленная национальной идентичностью. Собственно, именно на этой базе и возникают различные этнические группы, вплоть до народов и наций. Если бы людей и не притягивала их национальная идентичность, то и народов бы не было.

Этот момент бывает заметен на предварительном этапе передачи, когда конкурсанты распределяются по шефам. Все делают свой выбор (при его возможности, когда есть одобрение от обоих ведущих) по тем или иным своим предпочтениям и мотивам. Заметно, что у татарских участников этот выбор нередко срабатывает по неявной мотивации, которую, вероятно, можно объяснить этноконсолидацией. И вот тут возникает другой фактор, который эту мотивацию может сделать ошибочной.

Ментальная русско-татарская специфика

Дело в том, что татары и русские обладают одной уникальной ментальной особенностью, которую можно назвать "державностью". Эти две государствообразующие нации возникли в самом начале создания России, имея за плечами уникальный опыт формирования полиэтнической державности. И Золотая Орда, и Древняя Русь, и Казанское Ханство, и Московская Русь - это были обширные государства, включавшие в себя разные территории и народности. И чтобы удержать их вокруг себя московитам - северными русам, и волжским - казанским татарам, пришлось развивать в себя известную толерантность и открытость супротив национальной замкнутости. Плюс к этому державное мышление, подчинение и поддержка идеи единого централизованного государства. Вкупе это и породило русско-татарский симбиоз как в историческом национально-государственном плане, так и в культуре.

На практике это часто приводит к тому, что национальная солидарность часто уступает место державности. Или, говоря другими словами, наднациональная интегративность побеждает и превосходит этническую. В силу тех или иных мотивов - как чисто прагматических, личностных, так и концептуальных, идейных. Сам часто это наблюдал в смешанных коллективах, когда начальник татарин, боясь упрека в этнической предвзятости, мог ставить на ответственные посты людей другой, нетатарской национальности. И возникал обратный парадокс: убегая от обвинений в этноцентризме он фактически делал выбор по этническом признаку, дискриминируя своих соплеменников. С одной стороны это как бы мешало формированию этнической клановости, а с другой могло привести к обратной дискриминации по этническому признаку. Этот сложный кадровый момент весьма щепетилен, и, кстати, подчас вызывает недовольство не только татарских, но и русских, башкирских, да и любых других национальных деятелей. По одним и тем же основаниям, но в своей национальной интерпретации.

Почему Татарстан стал кузницей кадров

В советские времена такую ментальную особенность называли интернационализмом. И поскольку она была широко присуща татарам, то их часто ставили в войсках и различных военизированных спецслужбах замполитами, а Красная Татария превратилась в общесоюзную кузницу кадров. Так, впрочем, было и при царе, сохраняется эта тенденция и в наши дни.

Путин назвал Татарстан кузницей кадров

Я воздерживаюсь от оценочных суждений, анализирую лишь социальное явление в его практическом проявлении. В упомянутой передаче на телеканале "Пятница" оно достаточно ярко проявляется в исполнении Агзамова. Он может всячески демонстрировать свою социо-культурную специфику, скажем - свою татарскость, или сочинские корни, или питерскую идентичность, но при решающем выборе, очевидно, стремится оперировать больше профессиональными мотивами и формальными императивами своей программы. И вот здесь у татарских участников его команды ничуть не меньше шансов выбыть из конкурса, чем у других конкурентов. А, может, в силу вышеизложенных причин, порой и выше?

Когда "битва шефов" превращается в дружеское состязание

Удивительно, но достаточно большое количество татарских конкурсантов это, по всей видимости, хорошо понимает, и среди двух шефов, сказавших им "да", они нередко выбирают Константина Ивлева. А тот, как аутентичный русский человек, обладает той же татарско-русской ментальной спецификой, и свой решающий выбор делает абсолютно по тем же основаниям, что и его коллега Ренат Агзамов. Тут они полностью дополняют друг друга, делая конкурс честным и объективным, а передачу по-настоящему интересной.