Найти в Дзене
ЗахароV Drive

Путешествие на завод Belgee: где в Беларуси рождаются машины, которые мы видим каждый день

Belgee в Беларуси — это уже не экспериментальная площадка и не «серый» партнер китайского автопрома, а зрелый автозавод с собственным брендом, растущим выпуском и заметной ролью на рынке России и Беларуси. При этом техническая начинка и «железо» здесь хорошо знакомы: это все те же проверенные платформы Geely, к которым нет принципиальных претензий ни у частных владельцев, ни у таксопарков. В конце сентября я оказался на заводе Belgee в Минской области. Провел время в сварочном цехе, наблюдая, как будущие X50 и X70 проходят этапы рождения из отдельных деталей в цельный кузов. И скажу откровенно: впечатлился. И масштабом, и порядком, и тем, как здесь относятся к качеству. Немного истории Завод БелДжи — это не просто сборочная площадка. Это совместный международный проект, запущенный еще в 2017 году, когда состоялось открытие крупноузлового производства полного цикла — со сваркой, окраской и финальной сборкой. Площадь предприятия — 118 гектаров, мощность — до 60 000 автомобилей в год с

Belgee в Беларуси — это уже не экспериментальная площадка и не «серый» партнер китайского автопрома, а зрелый автозавод с собственным брендом, растущим выпуском и заметной ролью на рынке России и Беларуси. При этом техническая начинка и «железо» здесь хорошо знакомы: это все те же проверенные платформы Geely, к которым нет принципиальных претензий ни у частных владельцев, ни у таксопарков.

В конце сентября я оказался на заводе Belgee в Минской области. Провел время в сварочном цехе, наблюдая, как будущие X50 и X70 проходят этапы рождения из отдельных деталей в цельный кузов. И скажу откровенно: впечатлился. И масштабом, и порядком, и тем, как здесь относятся к качеству.

Немного истории

-2

Завод БелДжи — это не просто сборочная площадка. Это совместный международный проект, запущенный еще в 2017 году, когда состоялось открытие крупноузлового производства полного цикла — со сваркой, окраской и финальной сборкой. Площадь предприятия — 118 гектаров, мощность — до 60 000 автомобилей в год с потенциалом роста до 80–120 тысяч. Уже ведется проектирование второго производственного корпуса, ориентировочный срок — 2027 год. В 2023 году Belgee получил Премию Правительства Беларуси за достижения в области качества.

Идея проста — создавать автомобили мирового уровня. И конечно же, построить в Беларуси полноценную автомобильную отрасль. Надо признать — у них получается. Акционерами являются Республика Беларусь, Zhejiang Jirun Automobile Co., Ltd. и CITICC, Shenzhen Shentou.

Переход к собственным моделям

-3

Belgee изначально строился как экспортно-ориентированный проект, здесь делали модели Geely, отправляя около 80% выпускаемых автомобилей на российский рынок. И даже сегодня завод не спешит разворачивать экспорт на третьи рынки из‑за высокой загрузки и отсутствия проблем со сбытом.

-4

Но в разные годы менялись интересы: если раньше большая часть объема приходилась на оригинальные Geely, то теперь в приоритете Belgee. В 2023 году случился переломный момент: белорусы приобрели лицензии на Coolray и Atlas Pro, и на свет появились Belgee X50 и Belgee X70. Недавно к ним прибавился еще седан S50, именуемый раньше Geely Emgrand. Теперь это локальная марка, у которой, и это видно по статистике, всё идёт в гору. Летом 2025 года СЗАО «Белджи» выпустил 100 000 автомобилей, а на сегодняшний день, думаю, уже сильно превысил этот показатель. На момент моего визита на завод, три модели бренда Belgee собирались по полному циклу: сварка, окраска, сборка. Это важно, ведь завод в такой ситуации полностью контролирует геометрию кузова и качество сварки, а уровень локализации растёт.

Сварочный цех

-5

Когда заходишь внутрь, сначала слышишь ритм. Одинаковый и четкий — это трудятся роботы. Здесь задействовано около 30 роботов, но ручные операции все равно остаются — моторный щит, некоторые усилители, элементы пола. Именно на этих участках видно, насколько важен человеческий контроль.

-6

После модернизации появились посты контактной точечной сварки, лазерная сварка крыши, уникальное для Беларуси решение, модернизированные посты сварки пола и станции приварки шпилек моторного отсека.

-7

Лазерная сварка даёт тончайший шов, минимальный нагрев и отсутствие коробления. Это уровень топ-заводов. Производительность выросла с 15 до 20 кузовов в час, а качество — это отдельная тема.

Как проверяют качество

-8

Каждый день один кузов отправляют на трёхкоординатную измерительную машину. Точность — до микрона, проверка — около 4 000 точек. Основная сварочная линия напичкана датчиками — они просто не позволят поставить неправильную деталь или допустить отклонение.

-9

Затем идет световой тоннель Audit: визуальная и тактильная оценка зазоров, перепадов, чистоты кузова. Допустимое остаточное загрязнение — не более 10 граммов. Это проверяется взвешиванием ветоши до и после протирки. Доля скрытого брака всего 1–2%, что для такой загрузки и объёмов очень высокий показатель.

Окраска

Фото: СЗАО
Фото: СЗАО

До модернизации в цехе окраски было 10 роботов. Сейчас — 43. Роботы наносят грунт, красят проёмы, открывают и закрывают двери, наносят лак, герметизируют швы, наносят антигравийное покрытие, защищают днище полностью (в отличие от китайских аналогов), обрабатывают скрытые полости в камере воскования. Производительность выросла с 15 до 30 автомобилей в час.

И ещё важное: ЛКП на белорусских машинах стало толще — около 120 мкм. Это заметный плюс для наших условий эксплуатации.

Сборочная линия

-11

Новый автомобиль «рождается» каждые 145 секунд. За день выходит от 280 до 300 машин, хотя были и рекорды — 317 автомобилей.

На всех участках стоят андон-панели. Представьте огромный сборочный цех, где на высоте расположено табло с разноцветными индикаторами. Если на каком-либо участке конвейера у рабочего возникает малейшая сложность — будь то нестандартная деталь, подозрение на дефект или нехватка компонентов, — он дёргает за специальный шнур. В этот момент на панели загорается сигнал, точно указывающий зону возникшей проблемы, а система запускает обратный отсчет. Это мгновенный призыв о помощи для мастеров и наладчиков, позволяющий устранить сбой за считанные минуты, не допустив его распространения по всему производственному потоку. Здесь ценят стабильность, а не «и так сойдет».

-12

Общее число сотрудников — свыше 2 000 человек, среди них много молодых ребят и очень красивых девушек)) В сварочном цехе из иностранцев всего двое специалистов по качеству.

Мои впечатления

-13

То, что я увидел на «БелДжи» — это не какой-то скромный заводик под Минском, а серьезная площадка, которая умеет работать по мировым стандартам, а я был на разных заводах, в том числе на нескольких в Китае. Здесь строгий контроль качества, а учитывая, что Беларусь в учредителях, есть все основания полагать, что там не будут делать «спустя рукава».

-14

Люди здесь работают с достоинством. Видно системность, аккуратность, уважение к процессу. И гордость на лицах… Это не подделаешь специально, оно либо есть, либо нет, другого не дано.
Получается, что белорусский автопром не просто существует — он развивается. И судя по очередям на модели бренда, покупатели это прекрасно понимают.

-15

Да, это родственники Geely, но проверенные, понятные, которые уже успели завоевать место и в семьях, и в такси, и в корпоративных парках.

Спасибо за внимание и до встречи в следующих материалах.
Текст и фото: ЗахароV Drive