Найти в Дзене
Особое дело

Дело «Елисеевского»: как директор главного гастронома СССР стал пешкой в борьбе за власть, которая стоила ему жизни

Добрый день! Москва, начало 80-х. В самом центре столицы, на улице Горького, сияет огнями Гастроном №1, больше известный как «Елисеевский». Это не просто магазин, это витрина советского изобилия, где можно достать дефицитные деликатесы: от чёрной икры до импортного коньяка. Его директор, Юрий Соколов, — уважаемый человек, ветеран войны, член партии, «король» московской торговли. Но в 1982 году эта блестящая витрина треснет. Директор будет арестован, а его дело вскроет гигантскую коррупционную сеть, нити которой тянутся на самый верх. Продажа колбасных изделий в «Елисеевском» магазине в Москве.
Фото: Анатолий Гаранин / РИА Новости Юрий Соколов прошёл удивительный и трагический путь. В 18 лет он ушёл на фронт, стал командиром миномётной батареи, был награждён орденом Красной Звезды за храбрость. Но после войны герою не нашлось места в мирной жизни. Устав от случайных заработков, молодой человек перебрался в Москву и устроился таксистом. Здесь и произошёл первый срыв: в 1950 году его осу

Добрый день!

Москва, начало 80-х. В самом центре столицы, на улице Горького, сияет огнями Гастроном №1, больше известный как «Елисеевский». Это не просто магазин, это витрина советского изобилия, где можно достать дефицитные деликатесы: от чёрной икры до импортного коньяка. Его директор, Юрий Соколов, — уважаемый человек, ветеран войны, член партии, «король» московской торговли.

Но в 1982 году эта блестящая витрина треснет. Директор будет арестован, а его дело вскроет гигантскую коррупционную сеть, нити которой тянутся на самый верх.

Продажа колбасных изделий в «Елисеевском» магазине в Москве.
Фото: Анатолий Гаранин / РИА Новости
Продажа колбасных изделий в «Елисеевском» магазине в Москве. Фото: Анатолий Гаранин / РИА Новости

Юрий Соколов прошёл удивительный и трагический путь. В 18 лет он ушёл на фронт, стал командиром миномётной батареи, был награждён орденом Красной Звезды за храбрость. Но после войны герою не нашлось места в мирной жизни. Устав от случайных заработков, молодой человек перебрался в Москву и устроился таксистом. Здесь и произошёл первый срыв: в 1950 году его осудили на два года за обсчёт пассажира.

После освобождения Соколов решил податься в торговлю — сферу, где в советское время можно было сделать состояние. Начав простым продавцом, он, благодаря своему уму и умению заводить нужные знакомства, быстро пошёл вверх. В начале 60-х Юрий попал в легендарный «Елисеевский», а в 1972 году, будучи уже членом бюро райкома партии, возглавил его.

На посту директора талант Соколова раскрылся в полной мере. Новый руководитель превратил «Елисеевский» в настоящую империю. С одной стороны, этот человек был блестящим управленцем: заменил старое оборудование на финское, наладил поставки лучших продуктов, увеличил выручку магазина в три раза. С другой — он выстроил гигантскую коррупционную схему.

Соколов Юрий Константинович
© Фото: Wikimedia Commons
Соколов Юрий Константинович © Фото: Wikimedia Commons

Она работала просто. Благодаря новым холодильникам продукты хранились дольше, но по документам их списывали по старым нормам, как испортившиеся. Этот излишек продавался из-под полы. Начальники отделов платили директору ежемесячную дань. Но главным было другое: полученные «левые» деньги шли не только ему в карман. Средства были «смазкой» для всей системы: Соколов щедро делился с начальством в Главном управлении торговли Мосгорисполкома. За это «Елисеевский» получал лучшие и самые дефицитные товары, которые потом распределялись среди партийной элиты и богемы. Его постоянной клиенткой была даже дочь генсека Галина Брежнева.

Директор гастронома чувствовал себя неуязвимым. Его покровителем был второй человек в московской партийной иерархии — Виктор Гришин. Но у Гришина был могущественный враг — глава КГБ Юрий Андропов. В начале 80-х, когда Брежнев был уже слаб, между Андроповым и Гришиным развернулась негласная борьба за пост следующего генсека. И дело Соколова стало для Андропова идеальным оружием, чтобы нанести удар по всему «московскому клану» Гришина.

Началась настоящая охота. Воспользовавшись отъездом Соколова за границу, сотрудники КГБ инсценировали в магазине короткое замыкание и под видом ремонтников установили в его кабинете прослушку. Вскоре попалась одна из подчинённых директора, которая на первом же допросе сдала своего начальника. 30 октября 1982 года Юрия арестовали прямо в его кабинете.

Поначалу задержанный всё отрицал. Но в ноябре умирает Брежнев, и к власти приходит Андропов. Поняв, что покровитель Гришин его не спасёт, Соколов решил сотрудничать со следствием в обмен на обещание смягчить приговор. Он начал подробно рассказывать обо всей своей теневой империи.

© Фото: Дмитрий Коробейников / РИА Новости
© Фото: Дмитрий Коробейников / РИА Новости

Кульминацией стал суд. В какой-то момент подсудимый достал свою секретную «чёрную тетрадь», где были записаны все участники его схем, включая имена из самых высоких кабинетов, и начал зачитывать её вслух. Но судья резко прервал Соколова и поспешил вынести вердикт.

Несмотря на сделку со следствием, приговор был шокирующим — высшая мера наказания. В зале раздались аплодисменты. Это радовались сотрудники КГБ в штатском и другие директора магазинов, которые таким образом пытались показать свою лояльность новой власти. 14 декабря 1984 года приговор был приведён в исполнение.

Фото: russian7.ru
Фото: russian7.ru

Дело «Елисеевского» стало не просто крупнейшим антикоррупционным процессом эпохи. Это был показательный политический процесс, ключевой эпизод в борьбе за власть в Кремле. Юрий Соколов, герой войны, ставший «королём» теневой экономики, думал, что играет по неписаным правилам системы. Но он оказался лишь пешкой в большой игре, и когда политический ветер сменился, система, которую этот человек так умело использовал, просто его уничтожила.

Подписывайтесь на канал Особое дело и читайте другие статьи: