Добрый день!
20 сентября 1986 года, аэропорт Уфы. На взлётной полосе стоит пассажирский Ту-134, окружённый спецназом. На борту — десятки заложников и вооружённые террористы. Но это не иностранные боевики и не политические диссиденты. Самолёт захватили трое молодых солдат Советской армии.
«Ягмурджи говорит: "Назад! Назад!" Я оглядываюсь и говорю: "Посмотри, он идти не может. Я должна спустить его вниз. Я вернусь! Я не брошу никого!"». (Из воспоминаний стюардессы Елены Жуковской).
Всё началось в воинской части в Уфе. Трое солдат-срочников — младший сержант Николай Мацнев и рядовые Сергей Ягмурджи и Александр Коновал — узнали, что им грозит трибунал. По долгу службы они охраняли заключённых, но вместо этого наладили с ними бизнес — покупали наркотики. Когда об этом стало известно командованию, солдаты поняли: им грозит тюрьма. Для них, бывших охранников, оказаться на зоне было страшнее смерти. И молодые люди решились на побег.
Идейным вдохновителем стал Мацнев. План был дерзким — захватить оружие, угнать самолёт и улететь за границу. В ночь на 20 сентября, заступив в наряд, заговорщики проникли в оружейную комнату, похитили автомат, ручной пулемёт и снайперскую винтовку, после чего дезертировали из части.
На улице беглецы захватили такси. Вскоре на их пути появился милицейский УАЗ. Испугавшись, что их будут задерживать, Мацнев и Ягмурджи открыли огонь по машине. Этот инцидент имел трагические последствия для обоих сотрудников милиции. Третий дезертир, Коновал, в ужасе от содеянного, выскочил из такси и сбежал в лес (позже его задержат). Оставшись вдвоём, Мацнев и Ягмурджи приказали таксисту ехать в аэропорт.
Проникнув на взлётное поле, они дождались, когда на дозаправку приземлится Ту-134, следовавший рейсом «Киев — Уфа — Нижневартовск». Когда пассажиры вернулись в салон, дезертиры ворвались на борт.
«Ребята, это захват!» — успела крикнуть в кабину пилотов сотрудница аэропорта. Мацнев, приставив автомат к стюардессе Сусанне Жабинец, потребовал немедленно взлетать. Ситуация накалялась. В этот момент один из пассажиров, крупный мужчина по имени Александр Ермоленко, решил урезонить преступников. Он с угрозами двинулся на Мацнева, и тот открыл шквальный огонь по салону. Действия пассажира привели к трагическому исходу для него самого, а ещё один человек, Ярослав Тиханский, получил тяжёлое ранение.
Стало ясно, что террористы готовы на всё. Экипаж, связавшись с землёй, начал тянуть время. Под предлогом того, что повреждённый самолёт не может взлететь, начались долгие переговоры. На борт под видом авиатехника прошёл сотрудник КГБ Анатолий Коцага. Оценив обстановку, он передал в штаб информацию о вооружении преступников и их состоянии — Мацнев был под действием наркотиков.
Стюардессы, Елена Жуковская и Сусанна Жабинец, проявили невероятное мужество. Девушки стали главными переговорщиками, успокаивали пассажиров и самих террористов. Им удалось уговорить захватчиков отпустить раненого Тиханского. Елена, несмотря на угрозы Ягмурджи, помогла спустить пострадавшего по трапу. К сожалению, спасти мужчину не удалось.
В аэропорт привезли запись обращения матери Ягмурджи, но это не возымело действия. Преступники были в отчаянии. Понимая, что игра проиграна, террористы решили свести счёты с жизнью и потребовали передать им сильнодействующие препараты. Получив пакеты, они приняли их содержимое.
Вскоре Ягмурджи потерял сознание, а Мацнев, обладавший большей устойчивостью к подобным веществам, просто крепко уснул. И тут стюардесса Елена Жуковская совершила ещё один героический поступок. Она аккуратно отцепила от спящего Ягмурджи ручной пулемёт Калашникова, отнесла оружие в кабину пилотов и передала через форточку бойцам группы «Альфа», которые уже окружили самолёт.
Это был сигнал к штурму. Спецназ действовал молниеносно, решив идти на захват без тяжёлых бронежилетов, чтобы быть максимально быстрыми. Проникнув в салон, бойцы обнаружили спящих террористов. В этот момент Мацнев очнулся и попытался схватиться за автомат. Медлить было нельзя. В ходе штурма один из захватчиков был нейтрализован, другой — Ягмурджи — ранен и задержан. Все оставшиеся заложники были спасены.
Суд состоялся полгода спустя. Сбежавший в самом начале Коновал получил десять лет колонии, но вышел через пять лет по амнистии. А выживший угонщик, Сергей Ягмурджи, был приговорён к высшей мере наказания.
Подписывайтесь на канал Особое дело и читайте другие статьи: