Найти в Дзене

Ученик решает на автомате, не вдумываясь в суть. Что делать?

Как перевести ученика с уровня «решаю по алгоритму» на уровень «понимаю суть и могу применить»? В своем ТГ-канале для преподавателей и репетиторов я рассказала о когнитивной нагрузке, как ее снизить для ученика и почему это важно для эффективности уроков: - В какой момент ученик перестает понимать и запоминать информацию? Что такое когнитивная нагрузка и как повысить эффективность обучения?
- Как я оптимизирую когнитивную нагрузку для своих учеников?
- Как учителю снизить собственную когнитивную нагрузку? Во время подготовки к уроку и во время проведения урока. В одном из методов я рассказала про детальные шаблоны, которые тоже делаю для своих учеников и поделилась своими примерами из работы. (можете забрать готовые) Но ведь главная задача: не научить решать по шаблону, а сделать так, чтобы ученик понял тему и мог свободно себя в ней чувствовать. Например, не переживать от измененной формулировки или дополнительных вводных данных. Когда есть базовый навык, от шаблона к гибкому мышлен

Как перевести ученика с уровня «решаю по алгоритму» на уровень «понимаю суть и могу применить»?

В своем ТГ-канале для преподавателей и репетиторов я рассказала о когнитивной нагрузке, как ее снизить для ученика и почему это важно для эффективности уроков:

- В какой момент ученик перестает понимать и запоминать информацию? Что такое когнитивная нагрузка и как повысить эффективность обучения?
- Как я оптимизирую когнитивную нагрузку для своих учеников?
- Как учителю снизить собственную когнитивную нагрузку? Во время подготовки к уроку и во время проведения урока.

В одном из методов я рассказала про детальные шаблоны, которые тоже делаю для своих учеников и поделилась своими примерами из работы. (можете забрать готовые)

Но ведь главная задача: не научить решать по шаблону, а сделать так, чтобы ученик понял тему и мог свободно себя в ней чувствовать. Например, не переживать от измененной формулировки или дополнительных вводных данных.

Когда есть базовый навык, от шаблона к гибкому мышлению помогают перейти 2 приема из исследований в области когнитивной нагрузки:

1️⃣Эффект отсутствия цели 

Представьте стандартную задачу по физике: Скорость автомобиля, движущегося равноускоренно по прямой дороге, на пути 100 м увеличилась от 0 до 20 м/с. Сколько времени длился разгон?

Чтобы дать ответ, ученик вынужден держать в голове финальную цель (найти t) и выстраивать к ней цепочку промежуточных шагов (найти ускорение). Это создает дополнительную нагрузку на рабочую память, которая могла бы быть направлена на понимание связей между величинами.

А теперь спросим:

Используя данные из условия, вычислите значение как можно большего количества переменных, характеризующих движение автомобиля.
Что происходит?
• Исчезает единственная «правильная» цель. Нет давления найти именно t.
• Внимание ученика переключается с поиска ответа на анализ задачи. Он начинает свободно исследовать.
• Он по-прежнему придет к тем же физическим выводам (в том числе и к искомому расстоянию), но путь будет естественным, основанным на понимании, а не на угадывании нужной формулы.

Если материал совершенно новый, отсутствие цели собьет с толку. Такой прием работает после этапа отработки по шаблону, когда нужно углубить понимание и показать взаимосвязи элементов темы. Именно поэтому в одном из моих шаблонов появился блок «Какие еще величины можно найти в этой задаче?» — это первый шаг к отсутствию цели.

2️⃣ Эффект частичного решения

Этот метод — золотая середина между готовым примером и самостоятельной задачей.

Проблема полного проработанного примера в том, что ученики иногда просматривают его поверхностно, не вникая, экономя усилия.

Частичное решение выглядит так: вы даете задачу и начало ее решения (например, дано, схему, записанные основные формулы или первый шаг преобразований), а ученику нужно завершить его.

Почему это работает?

1. Снижает нагрузку. Ученик не начинает с чистого листа, у него есть опорная точка.
2. Фокусирует внимание на ключевом элементе урока. Если сегодня тема «Составление уравнений по II закону Ньютона», можно дать готовый рисунок с силами и попросить только записать уравнение в векторном виде и спроецировать его.

А вы пробовали подобные приемы? Давайте обсудим в комментариях какие задачи больше всего подходят для «отсутствия цели» в вашем предмете?