Автолюбители старшего поколения осведомлены о том, что прародителем отечественных заднеприводных классических «Жигулей» была итальянская модель FIAT. К этой марке у наших людей было трепетное отношение. Сегодня вряд ли кто вспомнит, что мэтр кино Никита Михалков даже снял художественный фильм, одним из героев которого был автомобиль FIAT.
Да и в братских социалистических странах к этой итальянской компании было трепетное отношение, ведь она стояла у истоков массовой автомобилизации не только в СССР, но и в Польше и Югославии и других странах. Поляки выпускали две модели – FIAT-125p и FIAT-126p. А югославы на заводе «Црвена Застава» модели «Юго» и «Застава», которые были лицензионными копиями.
Да и на европейском рынке ушли в историю те времена, когда FIAT соперничал с немецким Volkswagen, а модели итальянцев могли теснить легендарный VW Golf.
Но теперь перед сегодняшним «фиатом» такого трепета нет. Хотя фирма заслуженная, а недавно отметила 125-летний юбилей. И в этом падении «заслуга» самого автопроизводителя. В 1985 году модельная линейка итальянского бренда состояла из 12 моделей. Спустя три десятка лет уже 8. Но это только одна сторона медали.
Не так давно итальянский автопроизводитель стал составной частью огромного концерна Stellantis. И, казалось бы, синергия 14 брендов, входящих в это объединение, должна была открыть «второе дыхание» у итальянцев. Однако этого не произошло не только с FIAT, но и с другими итальянским брендами Alfa Romeo, Lancia, Maserati и Abarth.
Наш канал проанализировал итоги 11 месяцев текущего года, и мы были шокированы. Если еще марка FIAT из последних сил держится на 1-ом месте самых популярных марок итальянского рынка с долей, не достигающей и 10%, а ей в затылок дышат другие автопроизводители, то в тоже самое время Alfa Romeo находится на 22-м месте рейтинга, а марка Lancia на 34-м месте (!!!). И это у себя на домашнем рынке. Вот такой он, итальянский «патриотизм».
Что же говорить про зарубежные продажи? На крупнейшем рынке Европы в ФРГ итальянский FIAT на 18 месте, в Польше, где трепетно относятся к марке – на 26-м месте.
Табл.1 Самые популярные марки итальянского рынка в 2025 году (январь-ноябрь)
И здесь мы подходим к феномену FIAT, о котором пойдет речь ниже. Есть один очень большой рынок, где итальянцы первые!
Вы догадались, речь идет о «тропическом гиганте», крупнейшем авторынке южного полушария Бразилии. Если итальянский рынок стоит на 10 месте в мире по итогам прошлого года, то бразильский - на шестом.
Здесь FIAT первый и имеет долю в 21% (см.табл №2). А на один проданный FIAT в Италии приходится 3,6 условных покупателей «фиатов» в Бразилии. Вот так центр тяжести продаж переместился в южное полушарие.
Наверное, в населении "тропического гиганта" много потомков выходцев с Апеннинского полуострова, так можно отчасти объяснить тягу бразильцев к итальянской марке. Но мы будем прагматичнее и посмотрим на модельный расклад лидеров рынка Бразилии.
И вот здесь обнаруживается она интересная закономерность. То ли бразильцы в меру своих возможностей копируют поведение своих северо-американских коллег, которые, как известно, те любят большие пикапы. При этом подавляющее число бразильцев живут в городах. То ли какие-то другие побудительные мотивы заставляют их брать пикапы.
У FIAT сразу три пикапа разной размерности – Toro, старший в модельной линейке, Strada – самый популярный на рынке Бразилии и рамный пикап Titano. Также в модельной линейке есть субкомпактные хэтчбеки Mobi и Argo, и что то типа нашей Arkana – FIAT Fastback. Все эти модели и другие предложения и позволяют «фиату» держаться на первом месте.
Табл.2
Самые популярные марки бразильского рынка в 2025 году (январь-ноябрь)
Тут закономерен вопрос, а что FIAT, так и собирается сдавать позиции у себя на домашнем рынке? С приходом к власти в Stellantis Антонио Филоза из FIAT, а с ним команды новых топ-менеджеров, уже разрабатывается стратегический план, который будет представлен в начале 2026 года. Какие изменения грядут для итальянских брендов, и FIAT, в частности, узнаем совсем скоро.
Табл.3
Самые популярные модели бразильского рынка в 2025 году (январь-ноябрь)
Наш канал "Проавтобизнес" ВКонтакте
Наш телеграмм канал https://t.me/proautobiz