Такой вывод делают федеральные чиновники и аналитики: они констатируют падение объемов потребления. Проще говоря, россияне стали меньше покупать. К сожалению, траты при этом не уменьшились.
О спаде потребления мы уже писали ранее. По данным «Чек Индекса» (Платформа ОФД), если в первые четыре месяца года количество чеков выросло на 6%, то уже за девять месяцев 2025 года — лишь на 3,5%. В компании «Эвотор» сообщили, что за первые девять месяцев 2025 года количество чеков в мясных магазинах сократилось на 7%. При этом оборот розницы растет, но не за счет увеличения покупок, а за счет цен.
Сокращение спроса констатирует и компания INFOLine. Аналитики считают, что период роста потребления закончился: теперь даже в категории товаров повседневного спроса фиксируется спад. Если в первом квартале 2025 года продуктовый ритейл рос на 14,2%, то во втором квартале уже на 13,6%, в третьем — на 11,4%. Аналитики прогнозируют, что данные по четвертому кварталу года могут быть и того хуже — 9,7%.
Глава Национальной мясной ассоциации Сергей Юшин признается, что россияне стали меньше покупать продуктов: как мяса, так и всего остального. По его словам, причины экономии понятны: цены растут на все, но если за коммуналку заплатить меньше не получится, то на еде сэкономить как раз можно. Например, на свинине — вместо нее часто покупают курицу или яйца.
Впрочем, судя по всему, именно этого и пытался добиться Центробанк. Ранее представители регулятора неоднократно заявляли, что экономика страны сильно перегрета, в том числе из-за разогнавшегося спроса. От повышения ключевой ставки ожидали, в том числе, замедления потребления за счет удорожания кредитов. Эти меры должны были сдержать рост цен и улучшить инфляционные ожидания.
По мнению Эльвиры Набиуллиной, это единственный способ вернуть экономику к сбалансированному росту. В итоге это и правда работает: потребление сокращается, экономика охлаждается. При этом предложение, ранее не успевавшее за спросом, начинает расти.
В Центробанке осознанно пожертвовали потребительским спросом, чтобы стабилизировать экономику. Это укрепит систему и поможет инфляции вернуться к целевому показателю в 4%.
В декабре аналитики фиксируют замедление инфляции, в годовом выражении она уже доходит до 6,6%. Это позволяет регулятору постепенно снижать ключевую ставку — с 21 до 16,5%. Многие экономисты уверены, что в конце года она составит уже 16%. Это означает, что Центробанк справляется со своей задачей и возвращает экономику в нормальное состояние.
Что касается обычных россиян, то они действительно стали больше экономить. Это связано с сильным ростом цен на отдельные категории продуктов, например на молочную продукцию. По словам директора по развитию Пискаревского молочного завода Георгия Житмарева, продажи снизились на 2%: «россияне перешли на гречку».
С этим согласен представитель другого молочного завода. Он делится наблюдением, что если раньше обычный пенсионер покупал 500 граммов творога, то теперь обходится пачкой в 150 граммов, а вместо творога ест каши. При этом денежные траты не меняются. Просто за ту же сумму покупатель получает меньше.
В попытках экономить люди переходят на более дешевые продукты, если это возможно. Так, вместо сыра покупают сырные продукты, вместо сливочного масла — растительное. Потребители внимательно следят за ценами и стараются выбрать то, что подешевле, даже если получат за эти деньги продукт худшего качества.
Еще один фактор снижения спроса — сокращение населения страны. То есть покупателей действительно становится меньше по естественным причинам. Так, по данным Росстата, с 2024 по 2025 год население страны сократилось со 146,15 млн до 146,03 млн. В 2025 году число смертей превысило число рождений на 596,2 тысячи. Это на 20% больше, чем в 2023 году.
Мониторинг цен в Санкт-Петербурге, Красноярске и Владивостоке можно посмотреть здесь:
Стали ли вы меньше покупать в магазинах? Это касается еды или в первую очередь других товаров? Поделитесь, пожалуйста, в комментариях.
--