- Не знаешь, что он её от всех так прячет?
Надя опять ходила за Александром. Он мешает бетон лопатой - она тут же около большого корыта. Он идёт набирать камень в тачку - она за ним по пятам. Брата нет Надя осмелела расхаживать по его двору, рассматривать, как идёт строительство забора из камня. Одна секция наполовину готова, а их должно быть не меньше 8-ми.
- И камень такой дорогой, - Надя взяла в руки и погладила тёплый, согретый солнцем белесый камень с небольшими тёмными вкраплениями. - Красивый. И так безалаберно вывалили, прямо в грязь.
- А куда ещё?
- Надо было сначала бетоном залить двор, а потом такую дороговизну везти! - умничала Надя, будто понимала в этом что-то. - Откуда у него деньги на такой камень? Скажи хоть ты нам с мамой...
Саня пожал плечами и покатил тачку с камнем к кладке. Надя за ним. Её роскошные волосы собраны в толстый пучок на затылке и спрятаны под светлым платком. Длинный сарафан с коротким рукавом. На шее три золотые цепочки спутались между собой. Она постоянно трогала их рукой, размышляя вслух.
- Интересный он парень стал, когда связался с этой Мариной... А она чем думает? На учёт давно пора вставать. Не знаешь, он возил её в больницу? Она стоит на учёте в женской консультации?
Саня замотал лысой головой, он снова обкорнался. Май в этом году такой жаркий, прямо лето, хотелось не то что на лысо, совсем без одежды ходить.
- Нельзя было девушку попроще привезти в дом. Нет! Выбрал Марину. Как думаешь, ему тёща помогает с деньгами? Сань? Ну откуда у Мирона такие деньжищи на камень этот, например? Мы тогда с ним разругались, когда баба на джипе приезжала, он вообще озверел: не ходите, не смотрите и не дышите в строну Марины. Нужна она нам!
Надя, как назойливая муха не отставала от Саши, распаляясь сильнее и сильнее оттого, что он не отвечает ей. Она изо всех сил старалась разговорить его, узнать у него хоть что-то. Брат стал скрытным, что не скажи - сразу налетает, следит, чтобы не лезли в его семью. Это здорово, что он так оберегает свой дом, жену, очаг, но не от родных же людей.
- Я давно ему деньги перестала давать. А то мы с мамой такие плохие, от нас навозом пахнет, молоком, а его Марина неземная носа на улицу не покажет - воняет ей, - Надя зажала нос двумя пальцами и отпустила. - А деньги не пахнут, так ведь, Саша?
Работая мастерком, подбирая камень по размеру, он мотал головой.
- Он и тебе запретил с нами разговаривать? Тебя мама звала! - топнула она ножкой.
- Я занят, у меня раствор застынет.
- Как закончишь, зайди. Надо новый телевизор настроить.
Она меньше минуты постояла около него молча, оглядываясь на соседские дворы, на дом брата, внимательно посмотрела - не прячется ли, как обычно, за шторами невестка, спит, наверное. Даже лодыри — соседи и те что-то делали на улице, слышно было возню во дворах, у кого-то крики, детский смех. А Марина прохлаждается в доме.
- Чует моё сердце, Саша, наплачемся мы от этой Марины...
Как она от Мирона, - подумал Саня, вспомнив заплаканное лицо девушки. Он видел её недели три назад, может, даже больше. Если бы не камень этот проклятый, он бы уже давно поставил Мирону металлический забор. Хотя потом Мирон выдумал бы или сестра его надоумила двор закатать в бетон. Он ещё и садик хотел разбить под окнами, чтобы жена его прогуливалась в тени молодых деревьев. Саша не слышал, что болтает Надя.
- Вот посмотришь, тёща его тут пол деревни разнесёт, только узнает, что с Мариной что-то не так. Она хоть на учёт встала? Не знаешь, Саш? Ну живот же видно, уже не спрячешь. И Мирон, - задумалась она, - где он пропадает? Раньше неделями его не было, зато хозяйством интересовался, помогал, - кивнула она на опустевшие по теплу загоны для скота. - Тут тоже надо высокий забор, чтобы Марине его глазки не резало, когда на свет белый будет выходить, - указала она базы. - Теперь, что не скажи - сразу кидается! Что не попроси - сама делай и договаривайся. А я - женщина! Людей новых привёз на свою часть двора. Не видел, Саня?
Саша покачал головой.
- Да всё ты видел! Всё ты знаешь, - разозлилась Надя, - только покрываешь его. Много тебе воли дал. Очень много! Я и Мирону и маме говорила, с тобой надо, как со всеми - на хоздвор! В сарай на солому ночевать! А он тебя в дом. Раз, потом второй, а сейчас, где ты живёшь? - выпытывала она своё. Саня молчал, - А чем ты лучше других? Такой же бич, батрак, работник...
- Так иди и настраивай новый телевизор, - внезапно выдал он себе под нос.
- Что?! Ты как со мной разговариваешь? Ты вообще страх потерял? Я вот Мирону... Нет, я сейчас маме скажу.
- Надя, у меня раствор на солнце.
- Наплачемся мы все от этой Марины, - вдруг переменила она тему, увидев невестку в окне её дома. Марина смотрела на них прямо, не прячась за шторами. Опять немного растрёпанная, взгляд усталый. - Странная девица, да Саня?
А его уже нет, он, взяв тачку, покатил во двор. Надя за ним.
Хорошо, что её позвал сын и она пошла к себе домой, а Саня посмотрел на дом Мирона: смотрит, не прячется и не уходит Марина. Смотрит прямо на него, будто просит: выпусти меня отсюда. Ну это скорее его сердце изнывало, и он мечтал поскорее закончить с эти забором из камня. Наконец, и она перестал за ним следить.
Прибежала Милена через пару часов и позвала Сашу.
- Тебя бабушка зовёт.
- Я не могу, - показывал он на раствор.
- А бабушка сказала...
Машина Мирона подъехала ко двору, и племянница убежала.
- Как дела, Саня? - спросил Мирон, занося огромные пакеты с продуктами и чем-то ещё в дом. Он не ждал ответа - ему не надо. Он просто ляпнул, потому что увидел его. Он торопился в дом к жене.
Больше в этот день Марина не выглядывала на улицу, даже украдкой.
Продолжение уже в моём телеграм с рассказами
Это было бы странно, если бы с самого начала она не вела себя так. Она ждёт ребёнка, разве не надо ей гулять на свежем воздухе? И в больницу... Саша размышлял сейчас, как Надя, а оно ему надо? Ему надо поскорее закончить с кладкой камня и расстаться с Мироном раз и навсегда.
Нива проехала по дороге, посигналили ему, он обернулся - зять. Его зять. Лена, наверное, уже и замужем. Как же близко они живут и как далеки друг от друга. Тут уж не страх, что Мирон что-то сделает его семье, тут стыд, за собственную нерешимость. Свыкся он, что живёт здесь и работает бесплатно на Мирона. Не рвался уже никуда только в мыслях, вечерами закрываясь от всех в старом клубе. А куда ему стремиться? Его время ушло, - думал Саша. Полина наверняка вышла замуж, у неё семья дети. О нём и не вспоминает.
Сколько ему? Скоро 30. Что у него есть? Ничего. А тут он электрик, каменщик, штукатур, маляр, отделочник, механик, почти управляющий в доме Мирона. Он не батрак. Нет, - убеждал сам себя Саня. Может, правда, они братья с Мироном, не врал он и не зря хотел, чтобы они держались вместе. Но просыпаясь каждое утро очень рано, собираясь к нему на подворье, Саша осознавал, он ничем не лучше тех мужиков и женщины, что привёз Мирон для работы на скотных дворах своём и сестры.
Не попадись ему тут мужичок, уставший ночевать здесь в клубе, где бы он жил сейчас? В сарае, как и другие забулдыги -работники. Что бы он ел? Сыр и похлёбку. Но снова оправдания самому себе, убеждения — Мирон никогда бы с ним так не поступил.
Поступил! В два счёта. И вот Саня идёт «на работу», мимо едут сельские на тракторах и машинах, кто-то ему даже сигналит - он уже свой. Его в селе хорошо знают, знают, что он батрак в доме у Шаховых.
Вот и Мирон проехал, даже не посигналил. Рядом с ним Марина, он говорил только с ней и никого не видел вокруг, может, и видел, но что ему Саня? Он сам знает, что делать, он придёт и будет класть камень - никуда не денется.
Некуда ему деваться.
**
Примерно в это же время его семья, большая уже между прочим. У него есть настоящая семья, не та, которую внушил ему Мирон, а родная сестра, мама, двое племянников, зять, Виктор. И Виктор там, а Сани нет. Он и не знал, что они собрались, не дождавшись именин Алексея. Вся семья в одном большом доме. Зинаида больше не пьёт, она вновь примерная бабушка, мечтает скорее выйти на работу в питомник. Поэтому и приехали раньше, вдруг вызовут, вдруг на работу, а они не дома. Нет, не из-за этого проделали они такой путь. Виктор и Зинаида хотели повидать Василия. Узнать, как он вырос, как учится и как ему новая школа? Вдруг не нравится совсем, тогда можно и к себе, у них такая же сельская школа и учителя хорошие. Но Василию всё нравилось и школа, и одноклассники, и отчим, и даже другая бабушка. Веру Алексеевну он называл бабушкой, хотя Дениса просто Денис.
Это были шумные выходные в большой семье. Денис пару раз отлучился из дома на поля, видел он и Сашу — брата Лены. Мельком. Он, как всегда, работал у Шаховых. Покорно, добросовестно и, надо сказать, неплохую кладку делал из камня. Но дома Денис не сказал об этом, чтобы не расстраивать жену. А в воскресенье за обедом повёл себя как настоящий деревенский мужик - бестактно и невоспитанно. Виктор, Василий и Вера Алексеевна вышли во двор, внук хотел показать всем свой велик, что отдал ему Денис. Лена тоже встала из-за стола и собралась к ним, раз мама моет посуду. Лёше хотелось на улицу, а не здесь быть в подземелье на кухне. Кухня в этом доме была на нижнем этаже - так задумано. Здесь же и просторная столовая.
- Скажите, пожалуйста, - обратился Денис к тёще, когда она расставляла чистые тарелки на полке, - вы не знаете, такого... ам, Геннадия Михайловича М?..
Лена резко обернулась на мужа. Вспомнил тоже. Тёща повела плечом: не помнит.
- А он хорошо тебя помнит. Он был у нас на разъезде несколько раз, - уточнила Лена и вновь присела к столу, ближе к мужу. Денис взял сына на руки, чтобы не рвался хотя бы минутку на улицу. - Первый раз, он говорил, в 71 году.
Зинаида замерла и перестала греметь тарелками.
- Мама?
- Да.
- Это он отец Саши?
Денис встал, вместе с сыном на руках пошёл во двор к остальным. Лёша даже не рвался, наоборот, тянул руки к маме, но папа всё равно ушёл с ним на воздух. Тесно стало в большой кухне - столовой.
- Не молчи, мам, - просила Лена, когда они остались одни. - Сашка его сын?
- К чему ворошить старое, - пряча глаза, Зина присела к столу.
- К тому, что Саня может быть, и живёт у Мирона потому что верит ему, что они родственники. Ты не думала об этом?
- Саня живёт по привычке. Плывёт по течению, сопротивляться не хочет. Я, возможно и виновата, что жили мы...- она ещё ниже опустила голову, но потом резко выпрямила осанку. - Но я дала вам, всё что могла на то время.
- Мам, не юли, просто ответь.
- Нет.
Разочарование или облегчение читалось в глазах Лены, скорее волнение. Она так надеялась, что это окажется правдой, так хотела ещё раз попробовать вытащить брата из той безнадёги, где он сейчас живёт.
- Но Геннадий говорил... а я посчитала... - расхаживая по кухне Лена.
- Нет. Мне лучше знать.
- Тогда кто? Почему скрыла это? Неужели... правда?.. - Лена закрыла рот руками, только бы не произнести это вслух. - Мирон... действительно?..
- Нет. Я сразу об этом сказала, только Саня заикнулся, что этот выродок ему брат.
Вот тут последовал настоящий выдох облегчения.
- Клавдия, - продолжала рассказ Зинаида, - Клавдия тогда меня предупредила, когда я взяла у неё деньги. Она много тогда сказала, мне было её по-женски жаль. Дети, две дочки и сын маленький...
- Но деньги ты взяла.
- Взяла.
- Так что же ты жильё не купила какое-нибудь или комнату в городе, ты же так хотела. И вот, такая возможность.
Зина нахмурилась и повесила голову, вот, за это ей не просто стыдно, даже обидно.
- Молодая была, гулять хотела. Кто ж знал, что всё так закончится.
- Что она тебе ещё сказала? Клавдия эта.
- Что мои дети расплатятся за мои грехи.
Лена взялась за голову.
- Напоследок бросила, уходя. Я и подумать не могла...
- Мама! А кто его отец? Хотя бы сейчас скажи, может, это поможет.
Зина поднялась и направилась во двор.
- Мама! - взяла её за руку дочь. - Столько времени прошло, мы живём в разных местах, какая разница? А Сане это может помочь.
- Не думаю.
- Мама! - крепче сжала ей руку Лена.
- Черенков. Наш сосед по станции.
- Что?.. Кто?.. Славка Черенков? Наш сосед, ты про него сейчас?
- И про него тоже.
- К чему ты про него вспомнила? Они тут при чём?
- Черенков его отец.
- Правда? - нахмурилась Лена и попятилась от мамы. - Не Мирон, а Славка ему брат?
- Да.
- Господи, мама! Стоило молчать все эти годы?
- Он женат, у него семья.
Лена почесала затылок, качая головой.
- Блин, мам! Столько лет, столько приключений, даже перестрелка почти как в кино была на разъезде, просто жуть какая-то! А оказалось наш сосед. Благодаря твоему упорному молчанию, Саня действительно расплачивается за твои ошибки.
- Он просто хочет в это верить, так проще.
- Всё было бы проще, если бы ты ещё тогда, когда он из армии вернулся, сказала бы прямо. А лучше ещё раньше. Мирон его точно так же купил, как твоё молчание однажды его мать.
Больше поговорить не удалось, Виктор вошёл и напомнил Зинаиде про время: им пора домой. А Лена опять загорелась идеей спасти брата.
Успеет ли...
продолжение _______________