Такие иногда встречаются на портретах 1840-х. Кружевные берты, или, по-другому, оборки, украшающие декольте вечерних женских нарядов. Мне больше всего нравится кружевная берта на этом портрете. Здесь кружево впрямь похоже на морозный узор. Оно кажется жёстким, накрахмаленным. Я не знаю, крахмалили кружева или нет. Но на многих портретах они выглядят мягкими, а здесь кажутся жесткими. Хотя видно, что кружева тонкие. Молин Бенуа. Адельгейда Австрийская, жена короля Сардинии Виктора-Эммануила, 1848 год. Тут надо сказать, что оборки декольте редко состояли из одной кружевной полосы. Чаще они были такими, как на портрете ниже. То есть состояли из нескольких, нешироких кружевных полос. Или – кружевных полос и ткани. Портрет дамы в белом бальном платье, 1850-е. Ниже – портрет великой княжны Ольги Николаевны. Берта её платья такая же, как на первом портрете в статье, состоит из одной широкой кружевной полосы. И тоже выглядит жесткой. Хотя кружева здесь тончайшие. Никез де Кейзер. Портрет вели