Найти в Дзене
Модная лавка 19 века

Кружевные оборки как морозный узор на стекле

Такие иногда встречаются на портретах 1840-х. Кружевные берты, или, по-другому, оборки, украшающие декольте вечерних женских нарядов. Мне больше всего нравится кружевная берта на этом портрете. Здесь кружево впрямь похоже на морозный узор. Оно кажется жёстким, накрахмаленным. Я не знаю, крахмалили кружева или нет. Но на многих портретах они выглядят мягкими, а здесь кажутся жесткими. Хотя видно, что кружева тонкие. Молин Бенуа. Адельгейда Австрийская, жена короля Сардинии Виктора-Эммануила, 1848 год. Тут надо сказать, что оборки декольте редко состояли из одной кружевной полосы. Чаще они были такими, как на портрете ниже. То есть состояли из нескольких, нешироких кружевных полос. Или – кружевных полос и ткани. Портрет дамы в белом бальном платье, 1850-е. Ниже – портрет великой княжны Ольги Николаевны. Берта её платья такая же, как на первом портрете в статье, состоит из одной широкой кружевной полосы. И тоже выглядит жесткой. Хотя кружева здесь тончайшие. Никез де Кейзер. Портрет вели

Такие иногда встречаются на портретах 1840-х. Кружевные берты, или, по-другому, оборки, украшающие декольте вечерних женских нарядов.

Мне больше всего нравится кружевная берта на этом портрете. Здесь кружево впрямь похоже на морозный узор. Оно кажется жёстким, накрахмаленным.

Я не знаю, крахмалили кружева или нет. Но на многих портретах они выглядят мягкими, а здесь кажутся жесткими. Хотя видно, что кружева тонкие.

Молин Бенуа. Адельгейда Австрийская, жена короля Сардинии Виктора-Эммануила, 1848 год.
Молин Бенуа. Адельгейда Австрийская, жена короля Сардинии Виктора-Эммануила, 1848 год.

Тут надо сказать, что оборки декольте редко состояли из одной кружевной полосы. Чаще они были такими, как на портрете ниже. То есть состояли из нескольких, нешироких кружевных полос. Или – кружевных полос и ткани.

Портрет дамы в белом бальном платье, 1850-е.
Портрет дамы в белом бальном платье, 1850-е.

Ниже – портрет великой княжны Ольги Николаевны.

Берта её платья такая же, как на первом портрете в статье, состоит из одной широкой кружевной полосы. И тоже выглядит жесткой. Хотя кружева здесь тончайшие.

Никез де Кейзер. Портрет великой княжны Ольги Николаевны, 1848 год.
Никез де Кейзер. Портрет великой княжны Ольги Николаевны, 1848 год.
Никез де Кейзер. Портрет великой княжны Ольги Николаевны, 1848 год. Фрагмент.
Никез де Кейзер. Портрет великой княжны Ольги Николаевны, 1848 год. Фрагмент.

На платье великой княжны Александры Николаевны кружево прозрачное.

Словно тонкий лёд. Или иней обсыпал цветочный куст за ночь.

Никез де Кейзер. Великая княжна Александра Николаевна, 1843 год.
Никез де Кейзер. Великая княжна Александра Николаевна, 1843 год.

Невероятно изящная кружевная оборка украшает платье оперной певицы на другом портрете.

Берта расположена так, что гадаешь – как она пришита к декольте? Как будто за счет цветов в центре корсажа держится. Хотя это, конечно, не так.

Женни Линд, шведская оперная певица. 1846 год, художник неизвестен.
Женни Линд, шведская оперная певица. 1846 год, художник неизвестен.

На портрете ниже платье из тёмно-зеленого бархата.

Кружева на нём – тоже как морозный узор. Очень интересный узор, я такого раньше не встречала.

Портрет дамы в бархатном вечернем наряде, 1846 год.
Портрет дамы в бархатном вечернем наряде, 1846 год.

Портрет дамы в чёрном вечернем наряде, с белыми кружевами и розами волосах.

Просто дивный портрет! Мне встречались вышивки по нему. А вот имя художника почему-то нигде не встречается.

Здесь тоже необычные кружева. Они явно не коклюшечные. К сожалению, не нашла этого портрета в большом размере, чтобы всё детально рассмотреть.

Портрет дамы в вечернем туалете, 1840-е.
Портрет дамы в вечернем туалете, 1840-е.

Причёска дамы в белом украшена почти так же, как на портрете выше. Шиньон волос расположен низко, и вокруг него – тоже кружева и цветы.

Отделка декольте нежная, романтичная и одновременно эффектная, броская.

Здесь тоже – прозрачная кружевная берта, похожая на морозный узор.

И, конечно, возникает вопрос: как она пришита к ткани платья? Как в таких нарядах танцевали?

Вообще, на балах платья портились. И цветы отрывались, и кусочки кружев оставались на паркетном полу. Я об этом однажды писала:

«От нарциссов осталась бесформенная масса»… Почему бальные наряды не украшали живыми цветами?

Жозеф-Дезире Кур. Portrait of Madame Pouchet, конец 1840-х или 1850-е.
Жозеф-Дезире Кур. Portrait of Madame Pouchet, конец 1840-х или 1850-е.

Ещё один портрет, написанный тем же художником, но в 1837 году, когда стиль бидермейер только что сменился на новый.

Прелестная белокожая дама в белоснежном платье с чудесными белыми кружевами.

Жозеф-Дезире Кур. Портрет миссис Вайт, 1838 год.
Жозеф-Дезире Кур. Портрет миссис Вайт, 1838 год.
Жозеф-Дезире Кур. Портрет миссис Вайт, 1838 год. Фрагмент.
Жозеф-Дезире Кур. Портрет миссис Вайт, 1838 год. Фрагмент.

От цветов до листьев и ягод. Причуды моды в причёсках 1850-х.

«Золотое на белом»… Сказочно красивые кружева и ткани времен кринолинов.

«Как я рад, что измяли вашу смородину на параде»… Украшения женских нарядов и гнев Льва Толстого.