Найти в Дзене
Модная лавка 19 века

«От нарциссов осталась бесформенная масса»… Почему бальные наряды не украшали живыми цветами?

Когда мы смотрим фильм, где показан бал 19 века, всё выглядит волшебно-прекрасным. Там – просторные залы. И такое количество людей, что никто никому не мешает. Бальное платье Анны из фильма «Анна на шее». Что с ним не так и почему это хорошо и правильно? В реальности всё могло быть не так поэтично и красиво. В бальных залах часто бывало тесно. Да и сами залы в столичных особняках бывали не очень просторны. Во время экскурсии по Юсуповскому дворцу на Мойке в Петербурге меня поразил бальный зал. Или «бальная зала», как говорили в 19 веке. Он оказался маленьким! Соседний, банкетный зал, почти в два раза больше. Экскурсовод объяснил это тем, что танцующих всегда было гораздо меньше, чем в целом приглашённых на бал. Ведь маменьки, папеньки, разные важные сановники не танцевали, а ужинать садились-то все. Ну, это в теории. А в реальности нетанцующие граждане теснились в бальных залах, томясь в ожидании ужина: Кавалеры, которые любили покушать и выпить на балах, но нахально не приглашали дам

Когда мы смотрим фильм, где показан бал 19 века, всё выглядит волшебно-прекрасным.

Там – просторные залы. И такое количество людей, что никто никому не мешает.

Бальное платье Анны из фильма «Анна на шее». Что с ним не так и почему это хорошо и правильно?

Кадр из фильма "Анна на шее", СССР, 1954 год.  Бал.
Кадр из фильма "Анна на шее", СССР, 1954 год. Бал.

В реальности всё могло быть не так поэтично и красиво.

В бальных залах часто бывало тесно. Да и сами залы в столичных особняках бывали не очень просторны.

Во время экскурсии по Юсуповскому дворцу на Мойке в Петербурге меня поразил бальный зал. Или «бальная зала», как говорили в 19 веке.

Он оказался маленьким! Соседний, банкетный зал, почти в два раза больше.

Бальный зал в Юсуповском дворце. Фотография из открытого источника.
Бальный зал в Юсуповском дворце. Фотография из открытого источника.

Экскурсовод объяснил это тем, что танцующих всегда было гораздо меньше, чем в целом приглашённых на бал. Ведь маменьки, папеньки, разные важные сановники не танцевали, а ужинать садились-то все.

Ну, это в теории. А в реальности нетанцующие граждане теснились в бальных залах, томясь в ожидании ужина:

Кавалеры, которые любили покушать и выпить на балах, но нахально не приглашали дам танцевать.

Франц Ксавьер Винтерхальтер. Портрет девушки в бальном платье, 1850 год.
Франц Ксавьер Винтерхальтер. Портрет девушки в бальном платье, 1850 год.

Плюс к тому – жара.

Владимир Соллогуб. Повесть «Большой свет» (1840 год).

«Вообще нет ничего пошлее мазурочных разговоров, даже если и вмешается в них какое-нибудь сердечное отношение. Во-первых, жара, теснота... усталость и поздняя ночь в состоянии отнять у самого пламенного любовника все его красноречие»…

«– Все осматривают меня с ног до головы. Боюсь, чтоб платье мое кто-нибудь из кавалеров не изорвал... Да жарко здесь очень!»…

Опасения девушки, приехавшей на бал первый раз, были не напрасны Платье, в самом деле, могли изорвать в тесноте.

Иван Кузьмич Макаров. Портрет неизвестной дамы в бальном наряде, 1860-е годы.
Иван Кузьмич Макаров. Портрет неизвестной дамы в бальном наряде, 1860-е годы.

И какие тут живые цветы на платьях или в причёсках?

Во-первых, они быстро завянут. Во-вторых…

Из дневника Анны Фёдоровны Тютчевой, фрейлины цесаревны Марии Александровны:

«1856 год. 4 сентября.

Бал в Дворянском собрании. Огромная толпа. На мне было платье из белого тюля, отделанное нарциссами идеальной свежести. Едва я сделала шагов двадцать в толпе, как от них осталась только бесформенная масса»…

Франц ксавьер Винтерхальтер. Потрет принцессы Виктории в бальном наряде, с типичной причёской второй половины 1850-х.
Франц ксавьер Винтерхальтер. Потрет принцессы Виктории в бальном наряде, с типичной причёской второй половины 1850-х.

Видимо, Анна Тютчева никогда прежде не украшала бальное платье живыми цветами и ей не закралась мысль, что цветы оборвут ещё в самом начале бала.

Анна Федоровна Тютчева, дочь поэта, 1862 год.
Анна Федоровна Тютчева, дочь поэта, 1862 год.

А вот как она описывает бал у английского посла:

«…Бал лорда Гранвилля не стоил того, чтобы стремиться на него с таким азартом. Во-первых, давка в танцевальном зале была так велика, что после первой же кадрили пропало все мое мужество, и я искала убежища в соседнем салоне. Кроме того, с люстр струился дождь растопленного воска. Смешно было видеть, как люди, которым на лицо или на плечи падала эта жгучая роса, подпрыгивали, делая страшные гримасы. Освежающих напитков совсем не было. Буфет, очень небольшой и плохо сервированный, до такой степени был осажден толпой, что не было никакой возможности добыть даже стакан лимонада»…

Михай Зичи. Бал в честь Александра Второго, устроенный городом Гельсингфорсом в сентябре 1863 года в здании железнодорожного вокзала. Картина 1864 года.
Михай Зичи. Бал в честь Александра Второго, устроенный городом Гельсингфорсом в сентябре 1863 года в здании железнодорожного вокзала. Картина 1864 года.

Похоже, некоторые большие балы проходили в спартанских условиях.

Тут уж не до живых цветов. Только искусственные. И пришивать накрепко:) Хотя всё равно могли оборвать. И цветы, и кружева,и тюль...

 
Roberto Bompiani. Senza titolo. Предположительно - 1862 год. Бальное платье.
Roberto Bompiani. Senza titolo. Предположительно - 1862 год. Бальное платье.

От цветов до листьев и ягод. Причуды моды в причёсках 1850-х.

«Плюшевые розы и анютины глазки». Почему я думаю, что наряды героинь Толстого описывала его жена?

Не забывайте ставить лайки, если вам понравилась статья. И подписывайтесь на канал!