Найти в Дзене

Готовое домашнее задание для третьего класса по теме ПРАВОПИСАНИЕ УДВОЕННЫХ СОГЛАСНЫХ

Откуда в словах берутся удвоенные согласные? Есть несколько причин, их желательно знать – тогда легче определять, почему мы пишем две одинаковые буквы подряд. При этом в разговоре мы слышим один звук. Так, удвоенные согласные образуются на стыке разных частей слова: приставка плюс корень (рас-став-ить) и корень плюс суффикс (лимон-н-ый). Мы не можем «обрезать» приставку или суффикс (а тем более корень!), поэтому на письме получаем две согласных рядом. В этих случаях, чтобы не допустить ошибку, достаточно разобрать слово по составу. Помимо этого "удвоение" согласных встречается и в самом корне слов: касса, троллейбус, суббота и др. В основном, такие слова являются словарными – их следует запомнить, потому что проверить написание не получится. Задания взяты из учебника по русскому языку для третьего класса, часть 1. Авторы – В. П. Канакина, В. Г. Горецкий, 2023 год. Программа – Школа России. Задание 237 Как выполнить задание ° Слова, которые произносятся одинаково, но имеют разный смыс

Откуда в словах берутся удвоенные согласные? Есть несколько причин, их желательно знать – тогда легче определять, почему мы пишем две одинаковые буквы подряд. При этом в разговоре мы слышим один звук. Так, удвоенные согласные образуются на стыке разных частей слова: приставка плюс корень (рас-став-ить) и корень плюс суффикс (лимон-н-ый). Мы не можем «обрезать» приставку или суффикс (а тем более корень!), поэтому на письме получаем две согласных рядом. В этих случаях, чтобы не допустить ошибку, достаточно разобрать слово по составу. Помимо этого "удвоение" согласных встречается и в самом корне слов: касса, троллейбус, суббота и др. В основном, такие слова являются словарными – их следует запомнить, потому что проверить написание не получится.

Задания взяты из учебника по русскому языку для третьего класса, часть 1. Авторы – В. П. Канакина, В. Г. Горецкий, 2023 год. Программа – Школа России.

Задание 237

-2

Как выполнить задание

°

Слова, которые произносятся одинаково, но имеют разный смысл: балл – бал, сора – ссора.

Определяем лексическое значение слов:

Балл – условная единица оценки чего-либо.

Бал – праздничное событие с танцами.

Сор (нет со́ра) – мусор, мелкие отбросы.

Ссора – громкий неприятный разговор, вражда, конфликт.

°

Слова с удвоенными согласными:

Балл, ссора.

Задание 238

-3

Как выполнить задание

°

Определяем лексическое значение слов:

Аппетит – чувство голода, желание поесть.

Троллейбус – вид транспорта в городе.

Грамматика – раздел языкознания.

Теннис вид спорта, игра с ракеткой и мячом.

Суббота – шестой день недели.

Бассейн – искусственный водоем.

Терраса – пристройка к дому, открытое помещение.

Дрожжи – грибки, вызывающие брожение.

Коллектив – группа людей, объединенная по какому-то признаку.

Хоккей вид спорта, игра на льду.

Колледж – учебное заведение.

Кроссворд – головоломка, в которой нужно в пустые клетки вписать слова с определенным значением.

Пассажир – человек, который едет в транспортном средстве.

Кросс – спортивный бег, гонки с препятствиями.

Антенна – техническое устройство для приема или передачи сигнала.

Коллекция – большое количество собранных вещей одной тематики.

°

Записываем слова в алфавитном порядке, подчеркиваем удвоенные согласные:

-4

°

От выделенных слов образуем однокоренные слова – названия людей, которые занимаются этим видом спорта: теннисист, хоккеист.

Задание 239

-5

Как выполнить задание

°

Образуем от данных слов с помощью суффикса -н- однокоренные имена прилагательные:

-6

°

В именах прилагательных, которые мы получили, пишется удвоенная согласная: -нн-. Это сочетание образовалось путем соединения двух частей слова: одна буква н находится в корне, вторая – суффикс -н-.

°

Для переноса слов с удвоенной согласной существует правило:

При переносе удвоенные согласные разделяются: одну букву оставляем на первой строке, другую переносим на вторую строку: машин-ный.

°

Для слова, помеченного цифрой 1, выполняем звуко-буквенный разбор:

Окно [акно́] - 2 слога.

о - [а] - гласн., безуд.;

к - [к] - согл., глух. парн., твёрд. парн.;

н - [н] - согл., звон. непарн., твёрд. парн.;

о - [о́] - гласн., ударн.

4 б., 4 зв.

Задание 240

-7

Как выполнить задание

Определяем лексическое значение слов:

Беззвёздный – не имеющий звёзд.

Перрон – платформа для пассажиров на вокзале.

Картинный – связанный с картинами или производящий впечатление своей красотой.

Ванна – ёмкость для купания или технических жидкостей.

Матросский – принадлежит матросу, связан с матросом.

Ввозить – перемещать внутрь чего-то.

Шоссе – широкая асфальтированная дорога для автомобилей.

Аккуратный – прилежный, хорошо выполненный.

Суффикс – часть слова, которая стоит после корня.

Рассказать – сообщить, донести информацию.

Коллектив – группа людей, объединенная по какому-то признаку.

Осинник – лес, в котором растут осины.

Ссора – агрессивный разговор, вражда, конфликт.

°

Разбираемся, где в словах находятся удвоенные согласные:

  1. В корне (словарные слова): перрон, ванна, шоссе, аккуратный, суффикс, коллектив, ссора.
  2. На стыке приставки и корня: без-звёздный, в-возить, рас-сказать.
  3. На стыке корня и суффикса: картин-н-ый, матрос-ск-ий, осин-ник.

°

Подчеркиваем в словах удвоенные согласные:

-8

°

Подбираем синонимы к выделенному слову:

Аккуратный – опрятный, прилежный, пунктуальный, точный.

°

Для слов, помеченных цифрой 2, выполняем разбор по составу:

Беззвёздный

1. Лексическое значение:

Беззвёздный – не имеющий звёзд.

Это имя прилагательное. Слово изменяется.

2. Определяем окончание. Для этого изменяем формы слова: беззвёздная, беззвёздные, беззвёздное. При этом в слове исчезло буквосочетание -ый. Это изменяемая часть слова, которая является окончанием: беззвёздный.

3. Определяем основу. Это часть слова без окончания: беззвёздный.

4. Определяем корень. Для этого подбираем однокоренные слова: звёзда, созвездие, звёздочка. Общая одинаковая часть во всех словах – звёзд-. Это корень: беззвёздный.

5. Определяем приставку. Она должна стоять перед корнем. Подбираем однокоренные слова с другой приставкой или без нее: звёздный, зазвездиться, межзвёздный. Изменяемая часть перед корнем – без-. Это приставка: беззвёздный.

6. Определяем суффикс. Он стоит после корня. В нашем слове это -н-. Выделяем суффикс в слове: беззвёздный.

7. Указываем знаками все части слова, которые мы определили:

-9

Картинный

1. Лексическое значение:

Картинный – красивый, выразительный, имеющий отношение к картине.

Это имя прилагательное. Слово изменяется.

2. Определяем окончание. Для этого изменяем формы слова: картинная, картинные, картинное. При этом в слове исчезло буквосочетание -ый. Это изменяемая часть слова, которая является окончанием: картинный.

3. Определяем основу. Это часть слова без окончания: картинный.

4. Определяем корень. Для этого подбираем однокоренные слова: картина, картинка, картинно. Общая одинаковая часть во всех словах – картин-. Это корень: картинный.

5. Определяем приставку. Она должна стоять перед корнем. В данном слове перед корнем ничего нет, значит приставки нет.

6. Определяем суффикс. Он стоит после корня. В нашем слове это -н-. Выделяем суффикс в слове: картинный.

7. Указываем знаками все части слова, которые мы определили:

-10

Задание 241

-11

Как выполнить задание

Записываем словосочетания, изменяя форму слов:

  1. Много программ, много антенн, много ванн, много касс, много сумм.
  2. Много килограммов, много граммов, много классов, много баллов, много кристаллов.

°

Все данные имена существительные пишутся с удвоенной согласной. Это следует запомнить.

***

Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые полезные публикации.

Также читайте:

Домашнее задание без ошибок по теме ПРАВОПИСАНИЕ НЕПРОИЗНОСИМЫХ СОГЛАСНЫХ В КОРНЕ