Найти в Дзене

Домашнее задание без ошибок по теме ПРАВОПИСАНИЕ НЕПРОИЗНОСИМЫХ СОГЛАСНЫХ В КОРНЕ

Иногда в корне слова встречаются подряд сразу несколько согласных звуков. Нам неудобно их все произносить, поэтому язык «облегчает» себе работу – пропускает один звук. Мы его не говорим и не слышим – поэтому звук называется непроизносимым. Но сложность в том, что на письме звук надо обозначать буквой. Чтобы узнать, есть ли в слове непроизносимый согласный звук и если есть, то какой именно, перед написанием слово надо проверять. Задания взяты из учебника по русскому языку для третьего класса, часть 1. Авторы – В. П. Канакина, В. Г. Горецкий, 2023 год. Программа – Школа России. Задание 227 Как выполнить задание ° Определяем, какие звуки в словах произносятся, а какие являются непроизносимыми, но при этом обозначаются буквами: Праздник – произносим [зн], непроизносимый – [д]; Тростник – произносим [сн], непроизносимый – [т]; Здравствуй – произносим [ств], непроизносимый – [в]; Счастливый – произносим [сл], непроизносимый – [т]; Сердце – произносим [рц], непроизносимый – [д]; Честный – п

Иногда в корне слова встречаются подряд сразу несколько согласных звуков. Нам неудобно их все произносить, поэтому язык «облегчает» себе работу – пропускает один звук. Мы его не говорим и не слышим – поэтому звук называется непроизносимым. Но сложность в том, что на письме звук надо обозначать буквой. Чтобы узнать, есть ли в слове непроизносимый согласный звук и если есть, то какой именно, перед написанием слово надо проверять.

Задания взяты из учебника по русскому языку для третьего класса, часть 1. Авторы – В. П. Канакина, В. Г. Горецкий, 2023 год. Программа – Школа России.

Задание 227

-2

Как выполнить задание

°

Определяем, какие звуки в словах произносятся, а какие являются непроизносимыми, но при этом обозначаются буквами:

Праздник – произносим [зн], непроизносимый – [д];

Тростник – произносим [сн], непроизносимый – [т];

Здравствуй – произносим [ств], непроизносимый – [в];

Счастливый – произносим [сл], непроизносимый – [т];

Сердце – произносим [рц], непроизносимый – [д];

Честный – произносим [сн], непроизносимый – [т];

Солнце – произносим [нц], непроизносимый – [л];

Чувство – произносим [ств], непроизносимый – [в].

°

Подчеркиваем буквы, которыми обозначены непроизносимые согласные звуки:

-3

Задание 228

-4

Как выполнить задание

В слове здравствуй пропущенная буква обозначает непроизносимый согласный звук ([в]).

°

Вставляем в слова пропущенные буквы:

-5

Задание 229

-6

Как выполнить задание

°

Во втором слове каждой пары есть непроизносимый согласный звук. Он находится в корне.

°

Чтобы проверить написание непроизносимого согласного в корне, нужно подобрать однокоренное слово, в котором сомнительный согласный стоит перед гласным звуком и слышится отчетливо. Это будет проверочное слово. В задании проверочными являются слова, которые в паре стоят первыми.

°

Записываем слова. Выделяем корень. Подчеркиваем букву, которая обозначает непроизносимый согласный в проверяемом слове и хорошо слышна в проверочном:

-7

Задание 230

-8

Как выполнить задание

Подбираем к каждому слову однокоренное, в котором есть непроизносимый согласный звук в корне.

°

Записываем пары слов. Выделяем корень и подчеркиваем букву, которая обозначает непроизносимый согласный в проверяемом слове и хорошо слышна в проверочном:

-9

Задание 231

-10

Как выполнить задание

Определяем значение словосочетаний:

Чудесный день – день, который несет хорошие радостные эмоции;

Прекрасная погода – хорошая погода, которая доставляет радость;

Вкусный пирог – пирог, который нравится, его хочется есть;

Ужасный случай – неприятное событие, которое расстроило или напугало;

Интересная сказка – увлекательная сказка с захватывающим сюжетом;

Опасный путь – направление, где могут произойти неприятные события.

°

Подчеркиваем в словах буквосочетание СН:

-11
Важно:
Данные в упражнении слова НЕ содержат непроизносимых согласных. Однако при написании могут возникнуть сомнения – вдруг непроизносимый звук есть? Чтобы правильно написать слова с сомнительными буквосочетаниями, следует подобрать однокоренные проверочные слова.

°

Составляем предложение:

С утра в городе стояла прекрасная погода.

°

Для слов, помеченных цифрой 2, выполняем разбор по составу:

Интересная

1. Лексическое значение:

Интересная – увлекательная, захватывающая.

Это имя прилагательное. Слово изменяется.

2. Определяем окончание. Для этого изменяем формы слова: интересный, интересное, интересные. При этом в слове исчезло буквосочетание -ая. Это изменяемая часть слова, которая является окончанием: интересная.

3. Определяем основу. Это часть слова без окончания: интересная.

4. Определяем корень. Для этого подбираем однокоренные слова: интерес, интересоваться, заинтересован. Общая одинаковая часть во всех словах –

-интерес-. Это корень: интересная.

5. Определяем приставку. Она должна стоять перед корнем. В данном слове перед корнем ничего нет, значит приставки нет.

6. Определяем суффикс. Он стоит после корня. В нашем слове это -н-. Выделяем суффикс в слове: интересная.

7. Указываем знаками все части слова, которые мы определили:

-12

Задание 232

-13

Как выполнить задание

°

Чтобы узнать, в каких словах есть непроизносимый согласный звук, нужно к каждому слову подобрать проверочное, в котором сомнительный согласный либо слышится отчетливо, либо вообще отсутствует:

Со(?)нце - солнечный, чудес(?)ный - чудеса, прелес(?)ный - прелести, здра(?)ствуй - здравие, прекрас(?)ный - прекрасен, ненас(?)ный - ненастье, поз(?)но - опаздывать.

°

Вставляем пропущенные буквы и подчеркиваем буквы, которые обозначают непроизносимые звуки:

-14

Задание 233

-15

Как выполнить задание

°

Подбираем однокоренные проверочные слова, в которых сомнительный согласный слышится отчетливо или вообще отсутствует:

Интере(?)ный - интересен, изве(?)ный - известие, опа(?)ный - опасен, кра(?)ный - красен, радо(?)ный - радость, звё(?)ный - звезда, обла(?)ной - область, нена(?)ный - ненастье, ужа(?)ный - ужасается, ме(?)ный - место, напра(?)ный - напрасен, добле(?)ный - доблесть.

°

Вставляем пропущенные буквы и подчеркиваем буквы, которые обозначают непроизносимые звуки:

-16

°

Составляем предложение:

На светофоре загорелся красный свет.

°

Для слов, помеченных цифрой 2, выполняем разбор по составу:

Доблестный

1. Лексическое значение:

Доблестный – отважный, героический.

Это имя прилагательное. Слово изменяется.

2. Определяем окончание. Для этого изменяем формы слова: доблестные, доблестная, доблестное. При этом в слове исчезло буквосочетание -ый. Это изменяемая часть слова, которая является окончанием: доблестный.

3. Определяем основу. Это часть слова без окончания: доблестный.

4. Определяем корень. Для этого подбираем однокоренные слова: доблесть, доблестно. Общая одинаковая часть во всех словах – доблест-. Это корень: доблестный.

5. Определяем приставку. Она должна стоять перед корнем. В данном слове перед корнем ничего нет, значит приставки нет.

6. Определяем суффикс. Он стоит после корня. В нашем слове это -н-. Выделяем суффикс в слове: доблестный.

7. Указываем знаками все части слова, которые мы определили:

-17

Задание 234

-18

Как выполнить задание

°

Стихотворение указывает на важность правила о правописании непроизносимых согласных в корне слов.

Выписываем слова с этой орфограммой, подчеркиваем буквосочетания с непроизносимым согласным звуком:

-19

°

На рисунке показано, как подобрать проверочное слово (трость) к слову, в котором есть непроизносимый согласный звук (тростник). Рисунок подходит к стихотворению и правилу.

Задание 235

-20

Как выполнить задание

°

Записываем предложения, вставляем правильные буквосочетания. Подчеркиваем буквы, которые обозначают непроизносимые согласные звуки:

-21

°

Чтобы доказать, что задание выполнено верно, проверяем написание буквосочетаний с помощью проверочных слов:

Чуде[сн]ая – чудесен, со[нц]е – солнечный, хру[сн]ула – хрустит, сви[сн]ул – свистеть, моро[зн]ая – морозец, звё[зн]ая – звезда, пра[з'н']ично – празден, уча[ст]вовал – участие, интере[сн]ой – интересовал, ме[сн]ости – место, чу[ст]вовал – чувство, словарное слово, прекра[сн]о – прекрасен, нена[сн]ый – ненастье, по[з'н']ей – опоздал, опа[сн]о – опасение.

°

Для слова, помеченного цифрой 1, выполняем звуко-буквенный разбор:

Дрозд [дро́ст] - 1 слог;

д - [д] - согл., звонк. парн., твёрд. парн.;

р - [р] - согл., звонк. непарн., твёрд. парн.;

о - [о́] – гласн., ударн.;

з - [с] - согл., глух. парн., твёрд. парн.;

д - [т] - согл., глух. парн., твёрд. парн.

5 б., 5 зв.

°

Предложение, помеченное цифрой 4, разбираем по членам предложения.

  1. Морозная звёздная ночь празднично украсила землю.
  2. Определяем, о чем говорится в предложении и какое слово отвечает на вопрос что? Ответ – ночь. Это подлежащее.
  3. Определяем, какое действие выполняет подлежащее: ночь что сделала? – украсила. Это сказуемое.
  4. Делаем вывод: слова ночь украсила – это главные члены предложения.
  5. Второстепенные члены предложения:
  • второстепенный член морозная поясняет подлежащее: ночь какая? – морозная;
  • второстепенный член звёздная также поясняет подлежащее: ночь какая? – звёздная;
  • второстепенный член празднично поясняет сказуемое: украсила как? – празднично;
  • второстепенный член землю также поясняет сказуемое: украсила что? – землю.

6. Делаем вывод: в этом предложении четыре словосочетания – ночь морозная, ночь звёздная, празднично украсила иукрасила землю.

Это предложение:

  • по цели высказывания – повествовательное;
  • по интонации – невосклицательное;
  • простое;
  • распространенное.

Задание 236

-22

Как выполнить задание

Записываем стихи с продолжением:

-23

°

Как узнать, какой звук обозначает каждая выделенная буква:

  • если в слове написана одна буква, которая обозначает другой звук (лошадка – лоша[т]ка), значит это – парный по глухости-звонкости согласный звук;
  • если в слове буква пишется, а при произношении звука нет (блёстках – блё[ск]ах), то это – непроизносимый согласный звук.
В первом случае мы определяем, какую именно букву писать, а во втором – писать ли вообще какую-то букву.

Способы подбора проверочных слов одинаковы в обоих случаях: после сомнительного согласного звука должен стоять гласный.

Проверочные слова для выделенных букв:

Лошадку – лошади, шёрстку – шерсти, гладко – гладенький, блёстках – блестящий, слёзках – слёзы.

***

Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые полезные публикации.

Также читайте:

Как третьекласснику выполнить задания по теме ПРАВОПИСАНИЕ ПАРНЫХ ПО ГЛУХОСТИ И ЗВОНКОСТИ СОГЛАСНЫХ В КОРНЕ, часть 2