Иногда в корне слова встречаются подряд сразу несколько согласных звуков. Нам неудобно их все произносить, поэтому язык «облегчает» себе работу – пропускает один звук. Мы его не говорим и не слышим – поэтому звук называется непроизносимым. Но сложность в том, что на письме звук надо обозначать буквой. Чтобы узнать, есть ли в слове непроизносимый согласный звук и если есть, то какой именно, перед написанием слово надо проверять.
Задания взяты из учебника по русскому языку для третьего класса, часть 1. Авторы – В. П. Канакина, В. Г. Горецкий, 2023 год. Программа – Школа России.
Задание 227
Как выполнить задание
°
Определяем, какие звуки в словах произносятся, а какие являются непроизносимыми, но при этом обозначаются буквами:
Праздник – произносим [зн], непроизносимый – [д];
Тростник – произносим [сн], непроизносимый – [т];
Здравствуй – произносим [ств], непроизносимый – [в];
Счастливый – произносим [сл], непроизносимый – [т];
Сердце – произносим [рц], непроизносимый – [д];
Честный – произносим [сн], непроизносимый – [т];
Солнце – произносим [нц], непроизносимый – [л];
Чувство – произносим [ств], непроизносимый – [в].
°
Подчеркиваем буквы, которыми обозначены непроизносимые согласные звуки:
Задание 228
Как выполнить задание
В слове здравствуй пропущенная буква обозначает непроизносимый согласный звук ([в]).
°
Вставляем в слова пропущенные буквы:
Задание 229
Как выполнить задание
°
Во втором слове каждой пары есть непроизносимый согласный звук. Он находится в корне.
°
Чтобы проверить написание непроизносимого согласного в корне, нужно подобрать однокоренное слово, в котором сомнительный согласный стоит перед гласным звуком и слышится отчетливо. Это будет проверочное слово. В задании проверочными являются слова, которые в паре стоят первыми.
°
Записываем слова. Выделяем корень. Подчеркиваем букву, которая обозначает непроизносимый согласный в проверяемом слове и хорошо слышна в проверочном:
Задание 230
Как выполнить задание
Подбираем к каждому слову однокоренное, в котором есть непроизносимый согласный звук в корне.
°
Записываем пары слов. Выделяем корень и подчеркиваем букву, которая обозначает непроизносимый согласный в проверяемом слове и хорошо слышна в проверочном:
Задание 231
Как выполнить задание
Определяем значение словосочетаний:
Чудесный день – день, который несет хорошие радостные эмоции;
Прекрасная погода – хорошая погода, которая доставляет радость;
Вкусный пирог – пирог, который нравится, его хочется есть;
Ужасный случай – неприятное событие, которое расстроило или напугало;
Интересная сказка – увлекательная сказка с захватывающим сюжетом;
Опасный путь – направление, где могут произойти неприятные события.
°
Подчеркиваем в словах буквосочетание СН:
Важно:
Данные в упражнении слова НЕ содержат непроизносимых согласных. Однако при написании могут возникнуть сомнения – вдруг непроизносимый звук есть? Чтобы правильно написать слова с сомнительными буквосочетаниями, следует подобрать однокоренные проверочные слова.
°
Составляем предложение:
С утра в городе стояла прекрасная погода.
°
Для слов, помеченных цифрой 2, выполняем разбор по составу:
Интересная
1. Лексическое значение:
Интересная – увлекательная, захватывающая.
Это имя прилагательное. Слово изменяется.
2. Определяем окончание. Для этого изменяем формы слова: интересный, интересное, интересные. При этом в слове исчезло буквосочетание -ая. Это изменяемая часть слова, которая является окончанием: интересная.
3. Определяем основу. Это часть слова без окончания: интересная.
4. Определяем корень. Для этого подбираем однокоренные слова: интерес, интересоваться, заинтересован. Общая одинаковая часть во всех словах –
-интерес-. Это корень: интересная.
5. Определяем приставку. Она должна стоять перед корнем. В данном слове перед корнем ничего нет, значит приставки нет.
6. Определяем суффикс. Он стоит после корня. В нашем слове это -н-. Выделяем суффикс в слове: интересная.
7. Указываем знаками все части слова, которые мы определили:
Задание 232
Как выполнить задание
°
Чтобы узнать, в каких словах есть непроизносимый согласный звук, нужно к каждому слову подобрать проверочное, в котором сомнительный согласный либо слышится отчетливо, либо вообще отсутствует:
Со(?)нце - солнечный, чудес(?)ный - чудеса, прелес(?)ный - прелести, здра(?)ствуй - здравие, прекрас(?)ный - прекрасен, ненас(?)ный - ненастье, поз(?)но - опаздывать.
°
Вставляем пропущенные буквы и подчеркиваем буквы, которые обозначают непроизносимые звуки:
Задание 233
Как выполнить задание
°
Подбираем однокоренные проверочные слова, в которых сомнительный согласный слышится отчетливо или вообще отсутствует:
Интере(?)ный - интересен, изве(?)ный - известие, опа(?)ный - опасен, кра(?)ный - красен, радо(?)ный - радость, звё(?)ный - звезда, обла(?)ной - область, нена(?)ный - ненастье, ужа(?)ный - ужасается, ме(?)ный - место, напра(?)ный - напрасен, добле(?)ный - доблесть.
°
Вставляем пропущенные буквы и подчеркиваем буквы, которые обозначают непроизносимые звуки:
°
Составляем предложение:
На светофоре загорелся красный свет.
°
Для слов, помеченных цифрой 2, выполняем разбор по составу:
Доблестный
1. Лексическое значение:
Доблестный – отважный, героический.
Это имя прилагательное. Слово изменяется.
2. Определяем окончание. Для этого изменяем формы слова: доблестные, доблестная, доблестное. При этом в слове исчезло буквосочетание -ый. Это изменяемая часть слова, которая является окончанием: доблестный.
3. Определяем основу. Это часть слова без окончания: доблестный.
4. Определяем корень. Для этого подбираем однокоренные слова: доблесть, доблестно. Общая одинаковая часть во всех словах – доблест-. Это корень: доблестный.
5. Определяем приставку. Она должна стоять перед корнем. В данном слове перед корнем ничего нет, значит приставки нет.
6. Определяем суффикс. Он стоит после корня. В нашем слове это -н-. Выделяем суффикс в слове: доблестный.
7. Указываем знаками все части слова, которые мы определили:
Задание 234
Как выполнить задание
°
Стихотворение указывает на важность правила о правописании непроизносимых согласных в корне слов.
Выписываем слова с этой орфограммой, подчеркиваем буквосочетания с непроизносимым согласным звуком:
°
На рисунке показано, как подобрать проверочное слово (трость) к слову, в котором есть непроизносимый согласный звук (тростник). Рисунок подходит к стихотворению и правилу.
Задание 235
Как выполнить задание
°
Записываем предложения, вставляем правильные буквосочетания. Подчеркиваем буквы, которые обозначают непроизносимые согласные звуки:
°
Чтобы доказать, что задание выполнено верно, проверяем написание буквосочетаний с помощью проверочных слов:
Чуде[сн]ая – чудесен, со[нц]е – солнечный, хру[сн]ула – хрустит, сви[сн]ул – свистеть, моро[зн]ая – морозец, звё[зн]ая – звезда, пра[з'н']ично – празден, уча[ст]вовал – участие, интере[сн]ой – интересовал, ме[сн]ости – место, чу[ст]вовал – чувство, словарное слово, прекра[сн]о – прекрасен, нена[сн]ый – ненастье, по[з'н']ей – опоздал, опа[сн]о – опасение.
°
Для слова, помеченного цифрой 1, выполняем звуко-буквенный разбор:
Дрозд [дро́ст] - 1 слог;
д - [д] - согл., звонк. парн., твёрд. парн.;
р - [р] - согл., звонк. непарн., твёрд. парн.;
о - [о́] – гласн., ударн.;
з - [с] - согл., глух. парн., твёрд. парн.;
д - [т] - согл., глух. парн., твёрд. парн.
5 б., 5 зв.
°
Предложение, помеченное цифрой 4, разбираем по членам предложения.
- Морозная звёздная ночь празднично украсила землю.
- Определяем, о чем говорится в предложении и какое слово отвечает на вопрос что? Ответ – ночь. Это подлежащее.
- Определяем, какое действие выполняет подлежащее: ночь что сделала? – украсила. Это сказуемое.
- Делаем вывод: слова ночь украсила – это главные члены предложения.
- Второстепенные члены предложения:
- второстепенный член морозная поясняет подлежащее: ночь какая? – морозная;
- второстепенный член звёздная также поясняет подлежащее: ночь какая? – звёздная;
- второстепенный член празднично поясняет сказуемое: украсила как? – празднично;
- второстепенный член землю также поясняет сказуемое: украсила что? – землю.
6. Делаем вывод: в этом предложении четыре словосочетания – ночь морозная, ночь звёздная, празднично украсила иукрасила землю.
Это предложение:
- по цели высказывания – повествовательное;
- по интонации – невосклицательное;
- простое;
- распространенное.
Задание 236
Как выполнить задание
Записываем стихи с продолжением:
°
Как узнать, какой звук обозначает каждая выделенная буква:
- если в слове написана одна буква, которая обозначает другой звук (лошадка – лоша[т]ка), значит это – парный по глухости-звонкости согласный звук;
- если в слове буква пишется, а при произношении звука нет (блёстках – блё[ск]ах), то это – непроизносимый согласный звук.
В первом случае мы определяем, какую именно букву писать, а во втором – писать ли вообще какую-то букву.
Способы подбора проверочных слов одинаковы в обоих случаях: после сомнительного согласного звука должен стоять гласный.
Проверочные слова для выделенных букв:
Лошадку – лошади, шёрстку – шерсти, гладко – гладенький, блёстках – блестящий, слёзках – слёзы.
***
Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые полезные публикации.
Также читайте: