У нас с вами сегодня экскурсия в детство! Вы не представляете, какую прелесть я сегодня прочитала. И, конечно, сразу несу вам в клювике! Ибо поделиться хочется очень сильно!
Не знаю, как вам, но нам в детстве папа всегда привозил с покоса или с заготовки дров подарок от зайчика. Всегда рассказывал, что шел по лесу / полю, а на пеньке или на травке подарочек лежит. Вот как раз для нас с братом и оставил. Нет, ничего не сказал, он же зайчик, убежал, только хвостик махнул.
Когда это хлеб был, когда конфетка, когда чай из термоса, холодный и сладкий. До сих пор могу этот вкус представить. И елся, пился такой гостинчик обязательно на улице, на крыльце сидя, например, или на чурочке. И какой вкусный этот подарок был! Ни с чем не сравнить! А ещё клубника первая, на веточках! Сладкая, и летом пахнет.
Село наше небольшое и находится на юге Западной Сибири. И откуда такой обычай пошел, не знаю. Если что, у меня папа наполовину поляк, наполовину русский. Спросила его:
«Папа, откуда ты про подарки от зайчика знаешь?» Говорит, нам батя тоже всегда привозил, он же пастушил, то хлеб, то еще что оставалось. Ну вот когда-то он нам, потом я вам.
Но вот что прочитала. У коми (зырян) была такая форма хозяйствования, где сельское хозяйство пересекалось с промысловой деятельностью (рыбный или охотничий промысел, заготовка леса, сенокос, сбор даров леса), то есть работа велась за пределами родного двора и даже родной деревни. Естественно, с собой брали еду, «дорожную», на перекус. Была она немудряща, но остатки такой еды приносили домой и раздавали детям. Называя это подарком от белочки, зайчика (чаще) или лисички. Такая еда в разных диалектах коми языка называлась “кöч гöсьнеч” или “кöч гöсьтинеч” («гостинец от зайца»), реже “кöч нянь” («хлеб от зайца»), иногда звали такую еду «лесным гостинцем».
Конечно, хлеб, даже выдержавший транспортировку туда и обратно, не мог быть выброшен, это не наши времена, да и потом уважение к хлебу мы утратили начисто. Каждый кусок его доставался тяжелым трудом, и хлеб, конечно, возвращали сознательно. Кроме того, хлеб у пермских народов считался мощным средством от нечистой силы и болезней.
Приведем воспоминания людей 1940-1950 годов рождения, дождавшись прихода родителей с полевой работы, они спрашивали, прислал ли им зайчик что-то в подарок: “Кöч мöдодыс госьтинеч-тö?”:
«…в войну дедушка, возвращаясь из леса, всегда приносил кусок хлеба или сухарь. Тогда хлеба не было, мы ждали этот подарок»
«…из леса приносили хлеб, сухарь, а часто просто смолу (сир)»
«Возвращаясь с работы из леса, родители приносили кусок хлеба или сухарь, который доставали из нагрудного кармана, так как там хлеб не так сильно промерзал»
«отец, возвращаясь с лесозаготовок зимой, доставал кусок хлеба, посыпанный сверху сахарным песком, и говорил, что это подарок от зайчика. Хлеб был полностью промерзшим, но казался очень вкусным. Реже такой кусок хлеба был намазан сливочным маслом, а сверху тоже посыпан сахарным песком»
Что было в гостинце?
Подчеркнем, что в голодные военные годы не всегда была возможность принести домой хлеб или сухарь, и, чтобы порадовать ребенка, в «гостинец от зайца» вместо хлеба включали еловую или лиственничную смолу для жевания. Хлеб мог быть намазан маслом, но это редко, чаще маргарином. Многие вообще говорили, что гостинец был каждый раз разный, вероятно, оставалось когда то, когда это.
В целом, как мы понимаем, основу перекуса составлял хлеб. Тогда и сейчас ничего не изменилось. Но вот только сахар был редкостью, и кусок хлеба с ним был настоящим подарком, сладким и желанным. Практика приноса подарка из леса в виде сахара или хлеба с ним сохранялась до 1970-х гг., при этом сахар был кусковой, пиленый тогда в сельских магазинах не продавался. Кроме хлеба или сахара, это могли быть яйца, кусочки вяленого мяса, словом, всё то, что можно было взять с собой и что не испортится за дорогу туда и обратно и за «рабочий» день.
Но ведь подарок-гостинчик мог быть и несладкий – соленый. Тогда сами понимаете, хлеб был посыпан солью. Вспомнила, как папа брал на покос соль в спичечном коробочке, а потом в футляре от киндер-сюрприза. Так вот, был у коми сола пирöг (‘пирог с солью’): перед выпечкой сочень посыпали солью и заворачивали в виде пирога. Такие пироги готовили в дорогу, поскольку соль не давала пирогу промерзнуть в морозы. Знали про такой? А еще хлеб и соль, взятые в дорогу, символизировали связь с домом, сулили удачу.
Получается так, что самый обычный продукт питания, побывавший за пределами освоенного человеком пространства, вышедший за пределы его повседневности, приобретал иную смысловую нагрузку, становясь магическим, способным наделить едока здоровьем и благополучием. Такая еда предназначалась в том числе детям, которые воспринимали ее как подарок от лесного жителя.
Конечно, с ростом благосостояния селян лесные подарки изменились, стали в них попадать и конфеты, и печенье, и вафли. В 1970-1980-е гг. в гостинцах стали встречаться даже бутерброды с колбасой или сыром, особенно у городских жителей.
Конечно, гостинец от лесных зверей приносили не только коми. На Русском Севере хлебушек детям передавал тоже чаще заяц, но могли быть в числе дарителей и лисичка, волк, белка или другие зверушки.
У родственников дедушка внуку привозил то конфетку, то еще что-нибудь. И вот как-то говорит:
— Как думаешь, Федор, что тебе зайчик передал?
— Конфетку, наверное, — говорит мама Федора, она сама эту конфетку деду в сумку и положила.
— Нет! — говорит Федор. — Арбуз!
А кто передавал гостинец вам или, может, вы сами были послами от зайчика? Делитесь воспоминаниями, будем ностальгировать вместе. Да, кстати, я когда какую-то вкусняшку необычную детям покупаю, оставляю в сумочке, говорю, там зайчик вам передал, посмотрите. И вот верят!