Добрый день.
Москва, 1977 год. В одном из столичных ресторанов гремит свадьба. За столами — родные, друзья, коллеги. Жених Владимир и невеста Татьяна принимают поздравления. Музыка, смех, звон бокалов. Ничто не предвещает беды, пока молодой муж не замечает, что его супруги нет рядом. Сначала он решает, что она отошла к подругам или в уборную. Но минуты идут, а Татьяна не возвращается.
Беспокойство, сначала лёгкое, быстро перерастает в тревогу. Владимир начинает искать. Зал, фойе, женский туалет — везде пусто. На кухне официанты лишь пожимают плечами. И вот, возвращаясь в зал мимо полуоткрытой двери в подсобное помещение, он замирает на пороге. При свете тусклой лампочки на бетонном полу лежит его невеста в свадебном платье. Белое платье быстро алеет от крови, растекающейся из страшной раны на груди. Удар был точным и смертельным. Молодой человек не кричит, не зовёт на помощь. Он просто стоит, не в силах пошевелиться, глядя на тело любимой женщины. Шок парализует его волю.
В это время отсутствием пары начинают интересоваться гости. Первым поднимается брат Татьяны, Иван. Он изрядно выпил за здоровье молодых. Увидев открытую дверь в подсобку, он подходит и видит ту же картину: мёртвую сестру и совершенно неподвижного, бледного жениха, стоящего над ней. Мозг, затуманенный алкоголем и внезапным горем, выдает единственную, чудовищно логичную для него в тот момент версию: зять убил сестру. Ярость, мгновенная и слепая, затмевает разум.
Не говоря ни слова, Иван разворачивается и бежит на кухню. Его взгляд падает на тяжелый мясницкий топор. Через минуту он возвращается. Владимир всё так же стоит, не приходя в себя. Размашистый удар обухом топора обрывает и его жизнь. Так, за несколько минут, свадебное торжество превращается в место двойного убийства. Гости в панике, кто-то звонит в милицию, кто-то пытается привести в чувство упавшую в обморок мать невесты.
Прибывшие оперативники застают картину полного хаоса. Два трупа. Очевидный преступник — Иван, уже закованный в наручники, — который, очнувшись, ничего толком объяснить не может. Но следователи сразу понимают: Иван убил жениха, но не невесту. Орудие убийства Татьяны — нож — не найдено. Опрос гостей даёт крайне противоречивые показания: все были заняты праздником, никто ничего подозрительного не видел.
Дело принимает крайне запутанный оборот. Единственная зацепка — свадебные фотографии. Внимательно изучая снимки, сыщики замечают на нескольких кадрах одного и того же незнакомого мужчину средних лет. Его опрашивают все присутствовавшие — никто его не знает, никто не приглашал. Он просто был среди гостей, а потом бесследно исчез.
Кажется, следствие зашло в тупик. Помогает случай, или, вернее, детская память. Семилетняя сестра Татьяны, Оля, на вопрос о том, не видела ли она того дядю, показывает на фотографию и говорит: «Это тот дядя, который подарил Тане чёрный цветок». Девочка рассказывает, что накануне свадьбы сестра встречалась с этим человеком, он дал ей странную, тёмную розу, после чего Татьяна вернулась домой расстроенная и плакала. Взрослые отмахиваются: ребёнок фантазирует, чёрных роз не бывает.
Но следователи, уже отчаявшись, решают проверить и эту версию. В разговоре с матерью погибшей выясняется невероятное: чёрная роза действительно существовала. Женщина говорит, что дочь принесла её в дом, цветок стоял в вазе, пока не засох, после чего его выбросили. К счастью, мусор ещё не успели вынести. Розу находят. Экспертиза даёт сенсационный результат: лепестки искусственно окрашены особой автоэмалью, которую в те годы нельзя было просто купить в магазине. Её использовали только в автомобильных мастерских.
Параллельно удаётся установить личность мужчины с фото. Это Виталий Соломин, 26 лет, работник одного из столичных автосервисов. Дальнейший опрос родных раскрывает драму: Соломин — бывший возлюбленный Татьяны и… биологический отец маленькой Оли. Девочку, чтобы избежать позора, в семье записали младшей дочерью. Чёрную розу Соломин подарил Татьяне как символ окончательного прощания, узнав, что его собственная дочь будет расти, не зная его. Однако тщательная проверка показывает: в момент убийства у Виталия было железное алиби. Он не убийца. Следствие снова на нуле.
Проходит год. 1978-й. В другом московском ресторане — снова свадьба. И снова, в разгар веселья, невеста по имени Ирина исчезает. Её находят в служебном помещении с ножевым ранением в области груди. Та же картина, тот же почерк. Теперь сомнений нет — работает маньяк. Но какая связь между жертвами? Проверка списков гостей не выявляет общих знакомых. И снова на помощь приходят фотографии. Выясняется странная деталь: на свадьбе Ирины работал фотограф, которого также никто не приглашал, он просто появился и предложил свои услуги. В суматохе ему не отказали. И тут оперативников осеняет: а кто снимал первую, роковую свадьбу Татьяны?
Поднимают старые материалы. Фотографа звали Сергей Петров, его контакты были в деле. Обыск в его квартире становится последней точкой в расследовании. Среди фотооборудования и проявленных снимков сыщики находят… свадебную фату. Родные опознают её — она принадлежала Ирине.
На допросе Сергей Петров, немолодой, невзрачный мужчина, признаётся без давления. Его мотивация повергает в шок. Он, одинокий и психически нездоровый человек, одержимо искал себе чистую невесту. Работая на свадьбах, он заводил с невестами разговоры, искусно выведывая, сохранили ли они девственность до брака. Ответы его категории — «нет» — становились в его извращённом сознании смертным приговором. Татьяна и Ирина, искренние и ничего не подозревавшие, признались ему в доверительной беседе, что имели добрачные связи. Для Петрова они стали осквернёнными, недостойными счастья. Свою миссию восстановления справедливости он осуществлял холодно и методично.
Так было раскрыто это мрачное дело. Позади остались два сломанных семьи, двое невинно убитых девушек и чудовищная абсурдность преступлений, рождённых в больном сознании. История, начавшаяся с чёрной розы — крашеного символа прощания с прошлым, — завершилась приговором маньяку, который возомнил себя судьёй и палачом, а свои фотографии — последними снимками в альбомах тех, чьи жизни он оборвал в самый радостный день.
Подписывайтесь на канал Особое дело.