Найти в Дзене
Записки о явлениях

"Metallica": все альбомы от худшего к шедевру

Данный коллектив, появившийся в Лос-Анджелесе в далеком 1981 году, можно по праву считать культовым, да и в представлении он не нуждается. Даже весьма прохладно относящиеся к рок-музыке люди знают, слышали хотя бы одну песню. Обычно это какой-нибудь медляк типа "The Unforgiven", но сейчас не об этом речь, а том, чтобы представить вам, дорогие читатели, свою версию градации альбомов сего ВИА и заодно поделиться некоторыми своими мыслями по поводу того или иного опуса. Итак, поехали! 11 место - St. Anger (2003) Представьте себе эпоху, когда не интернет источник новостей, а вырезки из журналов, туманные статейки из ширпотребных изданий. Представили? Ну вот именно так поколение неформалов начала нулевых (еще устным телеграфом) узнавало о новинках в стане любимых групп. Конечно, из-за клятого бугра доносились разные слухи, что, дескать, Метла распалась, музыканты разбрелись кто куда, что Хэтфилд запил и уехал охотиться на оленей в Сибирь (что, кстати, оказалось правдой!), потом лег в лечеб

Данный коллектив, появившийся в Лос-Анджелесе в далеком 1981 году, можно по праву считать культовым, да и в представлении он не нуждается. Даже весьма прохладно относящиеся к рок-музыке люди знают, слышали хотя бы одну песню. Обычно это какой-нибудь медляк типа "The Unforgiven", но сейчас не об этом речь, а том, чтобы представить вам, дорогие читатели, свою версию градации альбомов сего ВИА и заодно поделиться некоторыми своими мыслями по поводу того или иного опуса. Итак, поехали!

11 место - St. Anger (2003)

Представьте себе эпоху, когда не интернет источник новостей, а вырезки из журналов, туманные статейки из ширпотребных изданий. Представили? Ну вот именно так поколение неформалов начала нулевых (еще устным телеграфом) узнавало о новинках в стане любимых групп. Конечно, из-за клятого бугра доносились разные слухи, что, дескать, Метла распалась, музыканты разбрелись кто куда, что Хэтфилд запил и уехал охотиться на оленей в Сибирь (что, кстати, оказалось правдой!), потом лег в лечебницу искать снадобье от алкоголизма. Единственное, что тогда все поголовно знали точно и обсуждали в среде металликофанов — уход Ньюстеда. В свете этого радужные ощущения, появившиеся от гаражного альбома каверов (который я внес в данный ряд как все-таки полноценный студийный диск), сильно померкли. А когда вышел «Святой Гнев», так и вовсе потухли. Что это было? Эксперимент? Если у Kreator и Carcassс, или на худой конец, у Slayer, такие экзирсисы выходили хорошо, то у четверки заслуженных трэшеров, решивших вдруг двинуться вслед за трендами ну-металла и альтернативы, вышло из рук вон плохо. Сведение — ужасное, звук барабанов — словно из одного места, из пещеры, куда Ларс вздумал спрятаться со всей ударной установкой, совершенно не слышно соло (их тут вообще нет, по-моему). Риффы Джеймса местами небезынтересны, особенно, в «Some Kind Of Monster» и «Invisible Kid», однако все звучит настолько пусто, что даже ремастеринг через несколько лет не особо помог. Являясь преданным поклонником Метлы, совершенно не понимаю этот альбом. Отчего заслуженное последнее место, и по праву холодное к себе отношение со стороны старых олдов.

10 место - 72 Seasons (2023)

-2

Последний на данный момент релиз. Потребовалось три раза прослушивания, чтобы уяснить его содержание и рассортировать довольно похожие и вторичные ходы. Группа не стала себя сильно утруждать и сварганила альбом, как мне показалось, «к дате» юбилея. Нет, глядя на сорокалетний стаж старых металлистов, нет-нет, да проснется уважение к их сединам. Но если бы кто-то посторонний, кто ни разу не слышал былые шедевры от Металлики, поставил "72 сезона", то бы сильно озадачился: «А это действительно те самые монстры?». Все-таки очень много вокруг группы флера раздутой славы, что диктует им негласное правило «не напрягаться, так как все уже доказано». Хэтфилд и Ко так и поступают. Заглавная «72 Seasons» смутно отсылает ко временам «Kill 'Em All», среднетемповая композиция перемежается запоминающимися хуками, которые наносит старенький, но бодрый старичок-боксер (примерно как в фильме «Забойный реванш» с Де Ниро и Сталлоне). Еще не немощные толкания, но былого духа почти не чувствуется. Вообще, альбом оставляет ощущение сборной солянки с разных периодов собственного творчества. Вот, например, «You must burn!» — это же Черный альбом, с эдаким облегченным грувом. Дальнейшие треки тоже не дают ничего нового. Но тут вопрос: что вы хотите услышать? Если Метла интересна постольку-поскольку, то вряд ли "72 Сезона" вызовут желание переслушивать его больше одного раза. Если вы старый преданный фанат… То приятные моменты исключать не буду, но их до обидного мало, как хотелось бы для финального этапа существования группы. Что-то мне подсказывает, что старички долго не протянут и распадутся, ну или перестанут выпускать тяжелую музыку. Еще мог бы выделить «Inamorata», длинную тягучую композицию на 11 минут, завершающую альбом 2023 года. Противоречиво, но неплохо.

9 место - Death Magnetic (2008)

-3

После провального, по мнению многих, «St. Anger», и расцвета альтернативы в виде всяких линкин парков да лимп бизкит, некоторым металлистам старой школы пришлось худо. Примерно также, когда на сцену в начале 90х вылез Курт Кобейн и грандж прикончил безоблачную эру стадионов для тяжелых групп 80х. История циклична. Однако в 2008 году, заменив басиста Джейсона Ньюстеда на талантливого Роба Трухильо, группа предпринимает попытку «вернуться к корням» и записывает данную пластинку. С первых же звуков «That Was Just Your Life» появляется оптимизм, удивление и глубокомысленное «хм». Все эти смешанные чувства сохраняются и сейчас. С одной стороны да, есть определенный крен в сторону себя самих, а не в угоду полурэперам-полурокерам, как раньше, но время бесшабашной молодости ушло, а интересные идеи остались. Это опять трэш-металл, но… Уже с оговорками. Во-первых звук. Чудесная баллада «The Day That Never Comes», на которую сняли даже слезливый клип, изобилует переходами и мелодиями, но имеются проблемы сведения, излишне громкого баланса, будто звукорежиссер забыл понизить уровень инструментов, выведя разом все на полную катушку. Из-за чего каша, обидно бьющая по ушам. Во-вторых, уже третья часть «The Unforgiven III», довольно слабая и ненужная. Остальные удачные треки типа «Cyanide» и «My Apocalypse» довольно лихие и боевитые, но все-таки явно не входящие в обязательный плейлист нетленок. Остальные песни группа не играет даже на концертах. Проходняк в виде инструментала тоже работает не в плюсы «Death Magnetic». После винилового ремастеринга он слушается получше, кстати. Но когда это произошло? Через десять лет? Увы.

8 место - Hardwired...To Se lf-Destruct (2016)

-4

Еще одна попытка «заиграть как раньше». Пожалуй, последний раз, когда появился интерес и желание дослушать до конца. Руки, хоть и поведены старческой подагрой, еще помнят как играть, и в некоторых, довольно удачных вещах, как «Spit Out The Bone» и в заглавной «Hardwired», чувствуется ТОТ САМЫЙ почерк. Наконец-то исчезли проблемы со сведением, и все звучит как надо. Мне досталось трех-дисковое издание, где помимо двух частей, есть и третья, где затесались не отвратительного пошиба кавера на Дио и Deep Purple а также стоящая особняком композиция «Lords Of Summer». Жаль, что она не вошла в альбом. Самой понравившейся назову «Halo On Fire». Да, «Запрограммированный на уничтожение» не предложил особо ничего нового в жанре. Но немедленный вопрос навстречу — а что еще может родить этот жанр, если даже отцы-основатели идут по проторенной дорожке? Да и глупо чего-то желать выдающегося от постаревших музыкантов, которым к тому моменту уже было под 60 лет.

7 место - Load /Reload (1996-1997)

Возьму за смелость считать материал с этих двух альбомов одним полноформатником. Группа решительно отмела былой облик, на свет явились не молодые разудалые хулиганы с длинным хаером, а уставшие мужики под тридцать с какими-то подозрительно подведенными глазами. Очень многие впали в ступор, узрев Метлу в таком облике. Да и я тоже, хоть и начал слушать их в 1998 году, когда в руки попался один пиратский сборник. Но правда в том, что от стиля трэш Металлика отошла еще на Черном альбоме, о котором речь пойдет дальше, в чем лично я не вижу никаких трагедий. И если внешний вид (прям отсылка к глэму из 80х) немного покоробил особо впечатлительных и ранимых металлюг, то может быть стоит рассмотреть внутреннее содержимое? А оно уже не такое однозначное и на первый взгляд трудно удобоваримое. Уж слишком много всего Ларс, Джеймс, Джейсон и Кирк вложили сюда. Частая смена настроений песен мешает точно определить стилистику. Неровность и отсутствие какой-то одной идеи (ну, кроме надсадного самокопания) являются единственным очевидным минусом. Альбомы просто хороши тем, что предлагают удачный эксперимент, в отличие от ужасного «St. Anger». Они очень разнообразны, здесь есть все, от бодрого темпа «Ain't My Bitch», «King Nothing» и «Fuel» до баллад «The Memory Remains» и «Hero Of The Day». Концептуальным решением выглядит решение поместить в конец каждой части этой саги «Загрузки/Перезагрузки» длинные, монотонно-медиативные песни, одной из которых является одна из моих самых любиых «The Outlaw Torn». Отдельного замечания стоит клип на песню «Mama said», где папка Хэт облачился в мега-шляпу ковбоя и задумчиво поет лирическую песнь потерянного в жизни сына, вспоминающего свою мать. Ну прям «Кольщик» Круга! прошибает до слез!

6 место - Garage Inc.(1998)

-6

Замечательный альбом каверов на классику рока 60-70х. Пожалуй, к этому моменту фэны пришли в себя и приняли реальность перемен. Расцвет формы именно в МУЗЫКАЛЬНОМ смысле. Тесные рамки экстремального жанра спид и трэш-металла не смогли удержать недюжинные способности калифорнийцев, и до сих пор ловлю себя на мысли, что этот альбом — последний классический. А вот «возвращение к корням», произошедшее в нулевых, как раз не воспринимается таковым, и ты разделяешь историю Метлы на "до" и "после" «гаражного» альбома. Звезды сошлись удачно, как и перенесение в утяжеленное обрамление всех композиций. И пусть они написаны другими людьми, именно в той форме, что создали эти металлические затейники, я лучше их воспринимаю. Уверен, как и многие другие. Филигранная «Astronomy», трагическая «Turn the Page» о изломанных судьбах, бесшабашная «Whiskey in the Jar» и кавер на Ника Кейва «Loverman» — все это достойно звучит и сейчас, пройдя проверку… нет, не массовой любовью. Эти песни группа почти не играет ныне. А проверку сердцем и внутренним мироощущением. Лучше бы Металлика продолжила именно данное начинание, надев ковбойские шляпы и играя кантри-металл. Мечты, мечты...

5 место - Kill 'em All (1983)

-7

Дебютник, который просто взорвал мир тяжелой музыки. Сколько книг написано, сколько историй рассказано, но факт остается фактом: вчерашние подростки из гаражей, лабавшие незатейливые кавера на Даймонд Хэд и новую волну британского хэви, придумали (не сами, конечно, но были одними из первых) целый жанр. Повлиял «Kill ’Em All» («Убить их всех») и вправду много на кого, как и последующие три альбома. Практически весь трэш второй волны, включая «Sepultura» и «Pantera», затем дэт-металл, вдохновлялся песнями типа «Whiplash» и «Seek & Destroy». Несмотря на первобытную сырость, наивность песен и еще не до конца уверенный вокал Джеймса, слушается это все равно весьма здорово и в 2025 году. Конечно же, драгоценным приобретением стало вступление в стройные ряды металликовцев гения бас-гитары Клиффа Бертона. На старенькой кассете под названием «Клифф ем олл», мы можем видеть ранние кадры выступлений и закулисной жизни. Обаятельный и скромный, он вступает в контраст с болтливым Ларсом и Джеймсом, но при этом оставаясь «своим в доску», даже спустя года и десятилетия. Не знаю, как это выразить… Как будто Клифф вмещал в себе ту самую творческую энергию и запал, душу группы?

4 место - Metallica (The Black Album) (1991)

-8

Ожесточенные скрещивания мечей по поводу «альбома со змеей» иногда раздаются и сейчас. Как его только не называют! «Попса», «продались!» (кому?), «ничего интересного, и где трэш?». Последние будут правы: экстремального на альбоме почти ничего нет, а вот есть крайне добротный, от души сделанный, пронзительный материал. И, в отличие от последующих «Лоад/Релоад», тут действительно еще работает магия целостного творения. Часто можно слышать, благодаря доморощенным экспертам, мол, никто из Метлы не умеет играть. Спорить с такими не буду, но все вместе, оказываясь на студии, на концерте, они смогли выдавать то самое творчество, высекая искру. Несовершенство как фишка, особенность подчерка. Куда более умелые инструменталисты при этом остаются куда менее известными. Спродюсированный Бобом Роком, «Черный альбом» таит в себе множество жемчужин, как то: «Enter Sandman», «Nothing Else Matters», «Sad But True». Именно в 1991 году Джеймс наконец-то запел своим красивым голосом, научившись быть не только брутальным рокером, но и лирическим певцом.

3 место - .…And Justice for All (1988)

-9

Смерть басиста Клиффа Бертона серьезнейшим образом ударила по музыкантам, и итогом стала вся накопившаяся ярость, злость и отчаяние от потери. Этими чувствами альбом с Фемидой на обложке пропитан насквозь. Взятый на борт раненого корабля Джейсон Ньюстед, увы, не стал идеальным скрепляющим элементом, но на время отсрочил кризис в отношениях. Самый тяжелый и перенасыщенный переходами, сменами ритма и темпов, «...И правосудие для всех» безжалостно погружает слушателя в сумрачный мир человеческой боли и сломленных надежд. Яркой иллюстрацией вышесказанного служит «One», элегия о солдатской жизни, повисшей над пропастью забвения и страдания. Кстати, именно эта песня стала основой для первого официального клипа. Сложные ритмически песни (по признанию самих музыкантов в 2010-е им было тяжело вспомнить их для живого исполнения), тем не менее, сохраняют актуальность. Хлесткие риффы и остросоциальные тексты закрепляют за пластинкой 1988 года звание одной из лучших в истории Метлы, а некоторые и вовсе назовут ее наилучшей в жанре трэш-металл. И по-своему будут правы.

2 место - Ride the Lightning (1984)

-10

Альбом-веха, шагнувший от своего предшественника настолько далеко, насколько можно это представить. Прогресс каждого из музыкантов, внесшего свою лепту в написание композиций, на лицо, особенно хочется выделить замечательную "Fade To Black", где мы видим совершенно иную по гармонии вещь, в корне отличающуюся от собратьев по цеху, и заложившую основы того, в каком направлении группа двинется дальше. Каждая песнь — бесспорный хит, заряженный по полной, аккумулирующий силу гармоний и мелодий воедино. Огромную роль в написании опусов сыграл Клифф, который на первом альбоме еще не развернулся во всей своей мощи, так как пришел, когда уже по сути весь материал был записан без него. Еще одним прекрасным решением стало привлечение к работе Флемминга Расмуссена, сделавшего Металлике ТОТ САМЫЙ уникальный звук, как и на последующем альбоме 1986 года. Выбрать лучшее непросто, но, помимо "Fade To Black", это "Creeping Death", "For Whom The Bell Tolls" и "Ride The Lightning".

1 место - Master of Puppets (1986)

-11

Была первоначально мысль на первое место отнести "Ride The Lightning", ведь до сих пор эти два альбома почти равнозначны для меня. Но все же опус 1986 года солиднее, полновеснее, в хорошем смысле злее. Плотный звук гитар и скоростные риффы, убойный фирменный вокал Хэтфилда, разноплановые тексты и хитроумная структура самих песен... Перечислять достоинства можно бесконечно, тут, что ни трек — внутреннее наслаждение. Надо ли говорить, что "Кукловод" произвел впечатление на музыкальную индустрию и простых слушателей подобно взрыву термоядерной бомбы? Пик творческой формы и последний альбом, в котором принимал участие Клифф Бертон, трагически погибший на европейских гастролях в том же году. Песни на века: "Master Of Puppets", "Welcome Home (Sanitarium)", "Damage, Inc."

Спасибо, что дочитали!

Подписывайтесь на канал и ставьте лайк, если вам понравилась публикация!