Смотрю на историю мировой авиации, и мне сложно не заметить немногочисленные машины, которые становятся настоящими иконами своего времени.
Как все мы знаем, в конце 1970-х годов такой иконой стал советский Су-27, известный на Западе как Flanker. Знаем и то, что это был прямой ответ хваленому F-15 Eagle. По итогу оба самолета стали самым настоящим шедевром аэродинамики, обладающими интегральной компоновкой, которая считалась вершиной инженерной мысли того времени.
Но самый главный цимус в том, что долгие годы эксперты всерьез полагали, что улучшить этот (я про российскую технику) идеальный планер практически невозможно, а любая попытка замены будет лишь компромиссом с потерей качеств.
Как вы уже могли догадаться, появление Су-35С вмиг разрушило уже достаточно устоявшийся скепсис экспертов. Новый многоцелевой истребитель, внешне очень похожий на своего легендарного прародителя, внутри оказался машиной совершенно иного технологического уклада, выведя российские ВКС на уровень поколения 4++ авиации.
Чего же было в новой машине? Давайте скорее разбираться.
Фундамент легенды - Су-27
Не думаю, что кто-то захочет поспорить с тем фактом, что Су-27 был настоящим королем ближнего воздушного боя своего поколения. Именно на нем впервые была публично показана знаменитая "Кобра Пугачева", демонстрирующая фантастическую возможность выхода на закритические углы атаки без потери управления.
Правда, у Су-27 были свои "детские болезни" и естественные ограничения технологий 80-х годов прошлого века:
Аналоговая кабина: летчик получал информацию через десятки стрелочных приборов советского образца, что серьезно усложняло принятие решений в по-настоящему скоротечном бою.
Слабая работа по земле: но тут, как говорится, без претензий, ведь по факту это был чистый истребитель завоевания превосходства в воздухе, а не штурмовик.
Радар Н001: тяжелый, с механическим сканированием и слабой защитой от радиоэлектронных помех противника.
Как вы могли догадаться, чтобы стать самолетом нового поколения, "Грачу" нужно было срочно лечить все вышеперечисленные болячки. Вот и вылечили...
Тотальная цифровая перестройка
Кстати, мало кто знает, что в свое время инженеры ОКБ Сухого при создании Су-35С пошли путем глубокой переработки всей конструкции. Они отказались от переднего горизонтального оперения (ПГО), которое было на промежуточных версиях семейства, и убрали традиционный тормозной щиток на "спине" самолета, теперь торможение осуществляется синхронным отклонением рулей направления в разные стороны одновременно.
Думается, что это не только облегчило конструкцию планера, но и значительно снизило радиолокационную заметность машины для вражеских радаров. Но все же главная революция произошла совсем не во внешности, а в "начинке" самолета.
Двигатели - грань пятого поколения
А вот теперь самое интересное... если Су-27 летал на надежных двигателях АЛ-31Ф советской разработки, то Су-35С получил принципиально новую силовую установку "Изделие 117С" под обозначением АЛ-41Ф1С. Это дало самолету решающее преимущество в воздушном бою.
- Во-первых, тяга на форсажном режиме выросла с 12 500 кгс до впечатляющих 14 500 кгс на каждый двигатель.
- Во-вторых, двигатели оснащены всеракурсным управляемым поворотным соплом для изменения вектора тяги.
По итогу новинка получила тот самый управляемый вектор тяги, что позволяет Су-35С совершать маневры, физически невозможные для Су-27, например разворот практически на месте без потери скорости полета, как вам такое изменение?
А теперь немного деталей, мало кто знает, что Су-27 "видел" воздушную цель на расстоянии на расстоянии около 100 километров. Су-35С стал видеть сильно четче и сильно дальше, ведь тот по итогу стал оснащен радиолокационной станцией с пассивной фазированной антенной решеткой (ПФАР) под обозначением Н135 "Ирбис".
Не удивительно, что обновленные характеристики самолета и того самого "Ирбиса" в частности выводят боевые возможности новехонького истребителя на принципиально новый уровень ведения боя.
То, что действительно впечатляет:
- Дальность обнаружения воздушных целей выросла до 400 километров.
- Система сопровождает до 30 целей одновременно и может обстреливать сразу 8 из них.
- Су-35С получил способность обнаруживать наземные и надводные цели, не прекращая сканирование воздушного пространства.
Согласитесь, замена легенды прошла более чем успешно, и по итогу российская авиация получила истребитель, который способен доминировать в небе до полного перехода на истребители пятого поколения...
Ставьте палец вверх, если вас впечатлила эволюция от Су-27 до Су-35С, ну и мой сегодняшний материал, разумеется.
Интересно, а как думаете вы, является ли Су-35С последним словом в развитии семейства Су-27 или еще возможны более глубокие модернизации? Напишите свое мнение в комментариях.
Лайки, комментарии и подписки на канал - все это не только приветствуется, а почти строго обязательно, при условии, если вам и вправду зашла моя сегодняшняя статья.
На сегодня все. Всем добра. Увидимся в следующих материалах.