В минувшие выходные, в рамках финального этапа сезона Формулы-1 2025 года, где Ландо Норрис, Оскар Пиастри из McLaren и Макс Ферстаппен из Red Bull выясняли кто станет чемпионом, состоялось одно интереснейшее мероприятие аукционного дома RM Sotheby’s. Семи/восьмизначные цены на коллекционные автомобили, конечно, никого уже не удивляют, а вот потенциальное рождение нового тренда определенно заслуживает внимания. Компания Mclaren, похоже, придумала как привлечь дополнительное финансирование своих гоночных программ – в Абу-Даби были проданы три болида разных серий, которые выйдут на старт в следующих сезонах и будут переданы владельцам только в 2028 году.
Болид Формулы-1 McLaren MLC40A 2026 года был продан за 11 480 000 долларов, гиперкар для гонок на выносливость, в т.ч. легендарного марафона «24 часа Ле-Мана» McLaren United AS WEC 2027 года – за 7 598 750 долларов, представитель североамериканских гонок на овалах Arrow McLaren IndyCar Dallara-Chevrolet DW12 2026 года – за 848 750 долларов.
Безусловно, успешные гоночные автомобили с задокументированной историей продаются за миллионы долларов, но покупать «кота в мешке» - это что-то новенькое. Особенно учитывая, что болид Формулы-1 MLC40A, построенный в соответствии с новым техническим регламентом 2026 года, даже не был представлен (только на картинке)… Да и два других, в настоящее время представляют собой условные макеты будущих болидов.
Как правило, количество выигранных гонок и имя пилота играют определяющую роль в стоимости гоночных болидов. Вполне логично, что Ferrari F1-2000, на котором Михаэль Шумахер выиграл Чемпионат в 2000 году стоит дороже Minardi M02, не заработавшего в том году ни одного очка.
McLaren отмечает, что они еще не решили чей болид получит коллекционер, выложивший 11,5 миллионов долларов – машину Ландо Норриса или Оскара Пиастри. Гипотетически предположим, что это будет машина Норриса и он возьмёт второй титул в 2026 году – покупка выглядит разумным вложением. Но если McLaren не сможет построить быстрейшую машину по новому техническому регламенту (Формула-1 готовится к большим изменениям) и Норрис будет плестись в конце пелотона, подбирая единичные очки – кто-то заплатил лишнего…
"Ставки на спорт" выходят на новый уровень! Маркетологи McLaren умеют работать.
Интерес к аукциону подстегнуло заявление McLaren, что они поставят болиды в рабочем состоянии, ведь машины Формулы-1, в основном, продаются без агрегатов. Для запуска двигателя гоночного автомобиля такого уровня требуется команда механиков, поэтому нового владельца избавляют от лишних хлопот – вот Вам настоящий болид Формулы-1, а без двигателя потому, что «куда Вы собрались на нем поехать?!».
Главной задачей McLaren, вероятнее всего, было привлечение средств инвесторов, которых будут активно вовлекать в спорт – владельцы станут VIP-персонами в компании, получат приглашения на этапы Формулы-1, 24 часа Ле-Мана, Инди 500, а также в Технологический центр McLaren в Уокинге, Великобритания. А там, глядишь, ещё что-нибудь купят...
И всё под пафосные речи о священном Граале автоспорта «Тройной короне» - присуждаемой гонщику или команде за победу в трех культовых гонках: Гран-при Монако Формулы-1, «24 часа Ле-Мана» и «Индианаполис 500». Гонки представляют разные дисциплины автоспорта – шоссейно-кольцевые гонки Формулы-1, суточные гонки на выносливость и гонки на американских овальных треках.
Единственным пилотом, завоевавшим «Тройную корону», остается британец Грэм Хилл, а единственной командой, барабанная дробь, Mclaren! Если команда из Уокинга в ближайшие пару лет повторит свое достижение, то эти три болида будут стоить целое состояние, хотя они и сейчас столько стоят…
Нельзя обойти вниманием другой примечательный результат аукциона в Абу-Даби. Белый McLaren F1 1994 года выпуска был продан за 25 317 500 долларов, что делает его самым дорогим F1, когда-либо проданным публично, хотя более дорогие экземпляры могли быть проданы частным образом. Для понимания масштабов: данный McLaren F1 стал 13-м среди самых дорогих автомобилей, проданных на аукционах, есть куда расти!
У автомобиля довольно интересная история. McLaren F1, окрашенный в цвет Ibis White, изначально покинул завод компании в цвете Titanium Yellow и пополнил знаменитую коллекцию султана Брунея.
В отличие от других редких машин, десятилетиями пылящихся в обширной коллекции султана, этому F1 удалось избежать забвения. Автомобиль попал в Великобританию, где принадлежал Дэвиду Кларку, бывшему директору автомобильного подразделения McLaren. Затем был отправлен в США, а спустя годы, сменив несколько владельцев, вновь оказался в штаб-квартире McLaren в Уокинге, где подвергся масштабной модернизации, включая перекраску, установку востребованного комплекта, увеличивающего прижимную силу, и обновление системы кондиционирования. Салон также был обновлён, включая установку водительского кресла из углеволокна. Работы обошлись в 500 000 долларов.
В дополнение к своему и без того впечатляющему происхождению, автомобиль несет тонкий намек на гоночную историю. На одном из боковых порогов, когда автомобиль был жёлтым, красовался автограф семикратного чемпиона Формулы-1 Михаэля Шумахера, а после перекраски на пороге расписался другой семикратный чемпион мира - Льюис Хэмилтон! Британец начинал свой чемпионский путь в McLaren, поэтому его автограф весьма ценен для фанатов команды.
Подхватят ли другие команды Формулы-1 идею McLaren продавать болиды до старта сезона? Или это была разовая акция? Пока не ясно, будем наблюдать.
Фото RM Sotheby’s