Найти в Дзене

«Братья по нотам»: музыка – в спинном мозге

Продолжаем после разбора «Бабушка на миллион» больнично-семейную тематику французским участником Каннского кинофестиваля 2024 года «Братья по нотам» (ориг. «En fanfare»). Больнично-семейную – потому что здесь также, как и в тайском драмеди, главные герои являются близкими родственниками, и также как в фильме Пата Буннитипата родных по крови людей сближает смертельная болезнь одного из них, ставя ограниченные временные рамки, за которые они должны узнать, понять и полюбить друг друга. Только в отличие от азиатской семейной киноленты режиссёр и сосценарист Эммануэль Курколь представил на суд широкой аудитории историю не про бабушку и внука, а про двух братьев, волей судьбы оказавшихся в разных приёмных семьях и узнавших о существовании друг друга уже в зрелом возрасте. Кадр из фильма. Тибо Дезормо в исполнении Бенжамена Лаверна - смертельно больной дирижёр с мировым именем У Тибо Дезормо, всемирно известного режиссёра, врачи диагностируют лейкемию, которая срочно требует трансплантации

Продолжаем после разбора «Бабушка на миллион» больнично-семейную тематику французским участником Каннского кинофестиваля 2024 года «Братья по нотам» (ориг. «En fanfare»). Больнично-семейную – потому что здесь также, как и в тайском драмеди, главные герои являются близкими родственниками, и также как в фильме Пата Буннитипата родных по крови людей сближает смертельная болезнь одного из них, ставя ограниченные временные рамки, за которые они должны узнать, понять и полюбить друг друга. Только в отличие от азиатской семейной киноленты режиссёр и сосценарист Эммануэль Курколь представил на суд широкой аудитории историю не про бабушку и внука, а про двух братьев, волей судьбы оказавшихся в разных приёмных семьях и узнавших о существовании друг друга уже в зрелом возрасте.

Кадр из фильма. Тибо Дезормо в исполнении Бенжамена Лаверна - смертельно больной дирижёр с мировым именем
Кадр из фильма. Тибо Дезормо в исполнении Бенжамена Лаверна - смертельно больной дирижёр с мировым именем

У Тибо Дезормо, всемирно известного режиссёра, врачи диагностируют лейкемию, которая срочно требует трансплантации костного мозга, и донором может стать только один человек на миллион. Тут то и обнаруживается Джимми Лекок, простой парень, живущий в северной провинции Франции, работающий на заводе и увлекающийся игрой на тромбоне в местном любительском оркестре. Вот уж поистине – любовь к музыке передаётся на генетическом уровне и живёт, надо полагать... в спинном мозге. Сначала Джимми не верит, что у него есть какой-то потерявшийся брат, но после, когда наступает стадия принятия, охотно соглашается помочь новоявленному родственнику. А дальше продолжается обыденная действительность, в которой Тибо и Джимми – совершенно разные люди из различной социальной среды – пытаются наладить контакт, установить ментальную связь друг с другом, преодолев непонимание и наверстав упущенное время. Однако, как это бывает в подавляющем большинстве подобных межличностных драм, с приходом счастья и любви неминуемо приходит и беда, лишь подтверждающая тезис о том, что всё в нашей жизни мимолётно.

Кадр из фильма. Джимми Лекок в лице Пьера Лоттена - простой работяга, увлекающийся игрой на тромбоне
Кадр из фильма. Джимми Лекок в лице Пьера Лоттена - простой работяга, увлекающийся игрой на тромбоне

«Братья по нотам» – сдержанная европейская кинопостановка с типичными французскими нотками и хорошим дуэтом актёров в лице Бенжамена Лаверна и Пьера Лоттена. В данной связи трудно не согласиться с Михаилом Трофименковым из «Коммерсантъ» и Валерием Кичиным из «Российской газеты»: одного того, что данное кино получилось человечным, не спекулятивным, об умении слышать друг друга и о потребности соучаствовать, хватает, чтобы обратить на работу Эммануэля Курколя внимание. Проблема же заключается в другом – в сценарии, который скучен для рядового зрителя примерно так же, как для далёкого от музыки обывателя – закорючки-ноты в партитуре, ибо в событийном перечне 100-минутного хронометража практически вообще ничего не происходит. Трудности производственного оркестра кажутся высосанными из пальца (да и предложение именитым дирижёром своих услуг по большому счёту ни к чему не приводит), попытка Джимми выбраться в люди, выиграв музыкальный конкурс в столице, до конца не раскрыта (хотя могла бы, если бы авторы, например, развернули сюжет в эту сторону, сделав из брата-дирижёра благодарного и умелого наставника, раскрывающего таланты брата) и даже герои, которые, как уже было отмечено выше, вызывают во время просмотра симпатию, вряд ли потом запомнятся надолго.

Кадр из фильма. Вместе их объединяет любовь к классической оркестровой музыке и, конечно же, кровные узы
Кадр из фильма. Вместе их объединяет любовь к классической оркестровой музыке и, конечно же, кровные узы

Кто-то, наверное, возразит, что без перечисленных сценарных этюдов история братьев по нотам выглядит не популистски, а наоборот – максимально приближенно к реальной жизни. Однако художественное кино на то и кино, чтобы отличаться от документальной съёмки, которую при желании может произвести каждый из нас – достаточно взять камеру в руки, выйти на улицу и запечатлеть всё, что видишь. Тем более, что пафосная и затянутая концовка в истинно голливудском стиле совершенно не вяжется с минималистическим тоном, который создатели «En fanfare» выбрали изначально. Уж если быть последовательным, то во всём. Впрочем, ничего откровенно плохого в фильме нет, и при желании он найдёт своё место среди достойных гуманистических новинок для тех или иных кинолюбителей, о чём кроме прочего свидетельствуют «зелёные» пользовательские рейтинги на некоторых тематических ресурсах и приз зрительских симпатий на Международном кинофестивале в Сан-Себастьяне. Пусть лучше будут братья по нотам, чем братья по оружию.

«Братья по нотам» (2024, En fanfare)
-5

______________________________

Настоящая статья продублирована в блоге автора на сайте Кинориум.ру