Бабушки – везде бабушки, что в России, что в Америке, что в Таиланде. А нерадивая молодёжь сейчас почти везде – нерадивая молодёжь, сугубо материалистически настроенное поколение, которое в потоке новых технологий и прогресса в большинстве своём лишено эмпатии, элементарного сострадания, не соблюдающее национальные и семейные традиции, и что уж там греха таить – не слишком то уважающее и ценящее стариков вообще и своих собственных стариков в частности.
Тайская семья из фильма «Бабушка на миллион», официальная российская премьера которого состоялась 6 марта 2025 года, – типичный тому пример. Эта тихая, размеренная семейная драма, набирающая эмоциональные обороты только во второй половине хронометража, рассказывает о давно овдовевшей престарелой женщине Амах и её трёх взрослых детях – двух сыновьях и дочери, – у каждого и которых свои жизненные проблемы, а также о бездельнике-внуке – неудачливом интернет-стримере М, бросившим учёбу ради видеоигр, но так и не нашедшем себя в каком-то деле. Спокойная жизнь самой обычной семьи меняется, когда у Амах обнаруживают онкологию в последней стадии, а М по примеру своей кузины решает, что умирающая бабушка – это отличный денежный актив. Нужно лишь стать на время хорошим примерным внуком, выиграть борьбу за наследство у раскатавших губу на свои доли дядей и получить в итоге пусть и не слишком дорогой, но всё-таки имеющий определённую ценность дом и некоторые другие вещи. Однако уже в процессе реализации своего меркантильного плана М начинает сближаться с бабушкой и понимать, что она для него – не просто вредная старушенция, у которой нужно выпросить имущество.
Проект молодого режиссёра и сценариста Пата Буннитипата (попробуйте выговорить без запинки с первого раза) в первую очередь призван примирить поколения дедов и внуков, навести мосты между двумя эпохами с различными мировоззрениями, напомнить о семейных ценностях и о том, что жизнь человека – дороже любых денег (тем более, если речь идёт о близком человеке). Конечно, кто-то может справедливо заметить, что ничего принципиально нового в данной истории нет, что фильм построен по уже давно опробованной беспроигрышной формуле французского кинобестселлера «1+1», и что в том же европейском кино регулярно опробуются подобные сюжеты об исправлении празднолюбивой молодёжи, переоценке личных ценностей и прочих духовных аспектах, с которыми приходиться сталкиваться в реальной жизни каждому из нас на определённом этапе взросления и расставлении приоритетов. Вместе с тем, а как ни крути, азиатский менталитет (наряду, кстати, с российским) на порядок отличается от западного (американского, европейского), где даже по выходящим милым и душевным драмеди для широкого круга зрителей и близко не усматривается такого трепетного отношения к старикам (отцам, материям, дедушкам и бабушкам), как это заложено в традицию восточных народов. Поэтому именно азиатские (включая российские) фильмы представляют особые интерес и ценность в данном отношении.
Наверное, и без того щемящий сердце сюжет мог бы быть ещё трогательнее и ещё сильнее запасть в душу, если бы оказался в более умелых руках какого-нибудь опытного постановщика, а не тридцатипятилетнего тайца-дебютанта с детским лицом (ранее в послужном списке Пата Буннитипата значилось лишь несколько сериалов), а также если бы главные роли исполняли профессиональные актёры. К слову, 78-летняя домохозяйка Уса Семхум, для которой этот фильм также стал дебютом в кино, на наш взгляд, справилась практически на отлично, а вот к популярному у молодёжной аудитории блогеру и певцу Биллкину (Путтхипонг Ассаратанакун) претензии объективно найдутся – местами ему явственно не хватает соответствующей тому или иному эпизоду эмоции в кадре, местами он и вовсе выглядит, как Пиноккио.
С другой стороны, только такие личные и неидеальные истории попадают в самое сердце и надавливают на всевозможные потаённые точки, вызывающие обильное слезотечение, потому что сделаны они от души и предельно честно. А то, что для Буннитипата этот проект связан с чем-то личным (с его собственной юностью и с его же бабушкой), – не вызывает никаких сомнений, потому что полностью проникнуться и понять высказывание автора может только тот, кто прошёл схожий жизненный путь и у кого есть или был любимый старший близкий человек. Хороший пример для сравнения здесь – китайская драма «Прощание» 2019 года, с которой у тайского собрата очень много общего; начиная с того, что Лулу Ван тогда также дебютировала в качестве режиссёра и сценариста, и заканчивая тем, что писала она сценарий по своим переживаниям и воспоминаниям. Кроме того, в плане теплоты повествования, атмосферы, локаций и внешнего южно-восточного азиатского антуража тем, кому понравился «Бабушка на миллион», можно смело рекомендовать японскую ленту Хирокадзу Корээда «Магазинные воришки».
Возможно, некоторые критики найдут в работе Буннитипата слабые места и назовут её слишком прямолинейной слёзовыжималкой. Порог эмпатии и духовно-нравственные устои у всех разные. Но даже не принимая в расчёт чисто эмоциональную составляющую, стоит похвалить авторов «Бабушка на миллион» за правильный и такой актуальный сегодня посыл широкой аудитории, когда не только в каком-то отдельно взятом регионе, а вообще во всём мире назрела объективная острая проблема старения населения, и люди всё чаще и чаще сталкиваются с необходимостью ухода за пожилыми родственниками, за отстаивание традиционных ценностей, в конце концов – за правильно подмеченные и вовремя извлечённые из пыльного бабушкиного сундука афоризмы «фарш назад не провернёшь» или «сыновьям – деньги, дочкам – болезни», поднимающие на рассуждение и обсуждение целый пласт каждодневных вопросов, включая не только моральные, но и самые что ни на есть материальные (не справедливо ли, что тот, кто честно ухаживает за стариками, и должен получать их наследство?).
От себя же можем только порадоваться, что фильм стал самым кассовым в Юго-Восточной Азии в 2024 году, был номинирован на премию «Оскар» и вызвал бурную положительную зрительскую реакцию (чего стоит только перфоманс в TikTok, где пользователи размещали ролики с чувственным откликом – ревели в три ручья и использовали горы салфеток). А если людей трогают и привлекают не только навороченные спецэффектами блокбастеры, но и подобные жизненные истории, значит, ещё не всё потеряно для нашей цивилизации, значит, есть ещё надежда. Молодцы тайцы!
______________________________
Настоящая статья продублирована в блоге автора на сайте Кинориум.ру