Найти в Дзене

Размыв, который разделил метро: история двух катастроф на пути между «Лесной» и «Площадью Мужества»

8 апреля 1974 года в 16:30 в ленинградском метро произошло событие, не имеющее аналогов в мировой практике метростроения. При бурении разведочной скважины на перегоне между станциями «Лесная» и «Площадь Мужества» в тоннель внезапно хлынула ледяная вода, унося с собой всё на своём пути. Так начался Ленинградский размыв — авария, которая позже войдёт во все учебники по подземному строительству. Подземный зал станции Лесная. фото Alex 'Florstein' Fedorov / источник Википедия Работы велись в крайне сложных условиях. Метростроевцам предстояло проложить тоннели через подземную реку — слой водонасыщенного песка под высоким давлением. Строительство спешно велось к XXV съезду КПСС, а будущая «Площадь Мужества» должна была стать первой в мире односводчатой станцией глубокого заложения. Полностью отказаться от участка или менять проект не решились: был выбран самый рискованный путь — прорубить тоннель прямо через подвижный грунт. Чтобы контролировать подземную реку, грунт замораживали: вдоль трас

8 апреля 1974 года в 16:30 в ленинградском метро произошло событие, не имеющее аналогов в мировой практике метростроения. При бурении разведочной скважины на перегоне между станциями «Лесная» и «Площадь Мужества» в тоннель внезапно хлынула ледяная вода, унося с собой всё на своём пути. Так начался Ленинградский размыв — авария, которая позже войдёт во все учебники по подземному строительству.

Подземный зал станции Лесная. фото Alex 'Florstein' Fedorov / источник Википедия
Подземный зал станции Лесная. фото Alex 'Florstein' Fedorov / источник Википедия

Работы велись в крайне сложных условиях. Метростроевцам предстояло проложить тоннели через подземную реку — слой водонасыщенного песка под высоким давлением. Строительство спешно велось к XXV съезду КПСС, а будущая «Площадь Мужества» должна была стать первой в мире односводчатой станцией глубокого заложения.

Полностью отказаться от участка или менять проект не решились: был выбран самый рискованный путь — прорубить тоннель прямо через подвижный грунт.

Чтобы контролировать подземную реку, грунт замораживали: вдоль трассы бурили скважины и закачивали хладагент. Однако 8 апреля 1974 года заморозка не выдержала — в тоннель рванул мощный поток воды и песка.

Последствия 1974 года: провалы, разрушения и уникальная азотная заморозка

Затопленный участок быстро перекрыли, но последствия проявились на поверхности:

  • в кварталах над аварией появились просадки,
  • воронки поглотили дороги,
  • некоторые дома пострадали вплоть до разрушения.

Несмотря на сложности, строительство решили продолжать по той же трассе. На этот раз использовали жидкий азот, который везли со всей страны. Технология была настолько инновационной, что аналогов в мире не существовало.

Станция метро «Площадь Мужества». фото Alex 'Florstein' Fedorov / источник Википедия
Станция метро «Площадь Мужества». фото Alex 'Florstein' Fedorov / источник Википедия

Участок открыли 31 декабря 1975 года — ровно к обещанному сроку.

Но риск, заложенный в проекте, никуда не исчез. Тоннели постепенно проседали, в них просачивалась вода. В начале декабря 1995 года плавун вновь прорвал породу — на этот раз в нижний тоннель. Через несколько дней движение полностью остановили, а участок законсервировали.

Линия разделилась на две изолированные части:

  • «Проспект Ветеранов» — «Лесная»,
  • «Площадь Мужества» — «Девяткино».

Пассажиров между ними перевозил бесплатный автобус.

Новая трасса и новая жизнь линии

Строительство новой линии, проложенной в стороне от старой, длилось несколько лет. Работы завершили в ноябре 2003 года, а летом 2004-го движение полностью восстановили. Старый аварийный участок остался под землёй, навсегда затопленный и заброшенный.

Специалисты и сегодня спорят, была ли трагедия 1995 года продолжением событий 1974-го или же конструкции просто исчерпали ресурс. Однозначного ответа нет.

Но одно ясно: современные тоннели, созданные по новой технологии, стали одним из самых надёжных участков метро.

Подписывайтесь на "Прогулки по Санкт-Петербургу" чтобы не пропустить продолжение.

Ставьте лайк, оставляйте комментарии - это очень важно для развития канала