Найти в Дзене

Как замечать сигналы усталости и перенапряжения у ребёнка.

У детей нервная система ещё только учится регулировать нагрузку. Поэтому усталость у них проявляется не так, как у взрослых. Ребёнок редко скажет прямо: «Я устал». Он покажет это поведением, телом, эмоциями. Основные сигналы усталости: 1. Изменение поведения - капризы «на пустом месте» - отказ от привычных дел - раздражительность, слёзы - внезапная гиперактивность (да, усталость может выглядеть как «разгон») 2. Телесные сигналы - сутулость, напряжённые плечи - бледность или покраснение лица - часто трёт глаза, уши, виски - медлит, «расплывается» движениями - жалуется на живот, голову, «не знаю, где болит» 3. Ошибки, которые повторяются Когда утомляется мозг, страдает контроль. Если ребёнок начинает часто ошибаться в том, что раньше делал легко – это не «разбаловался», а перегружен. 4. Эмоциональные сигналы - резкие смены настроения - «обнуление»: ребёнок замолкает, «отключается», уходит в себя - вдруг всё «не хочу» и «неинтересно» Что делать: Дайте паузу – 5-10 минут спокойствия без с

У детей нервная система ещё только учится регулировать нагрузку. Поэтому усталость у них проявляется не так, как у взрослых. Ребёнок редко скажет прямо: «Я устал».

Он покажет это поведением, телом, эмоциями.

Основные сигналы усталости:

1. Изменение поведения

- капризы «на пустом месте»

- отказ от привычных дел

- раздражительность, слёзы

- внезапная гиперактивность (да, усталость может выглядеть как «разгон»)

2. Телесные сигналы

- сутулость, напряжённые плечи

- бледность или покраснение лица

- часто трёт глаза, уши, виски

- медлит, «расплывается» движениями

- жалуется на живот, голову, «не знаю, где болит»

3. Ошибки, которые повторяются

Когда утомляется мозг, страдает контроль.

Если ребёнок начинает часто ошибаться в том, что раньше делал легко – это не «разбаловался», а перегружен.

4. Эмоциональные сигналы

- резкие смены настроения

- «обнуление»: ребёнок замолкает, «отключается», уходит в себя

- вдруг всё «не хочу» и «неинтересно»

Что делать:

  • Дайте паузу – 5-10 минут спокойствия без стимулов (гаджетов, ярких игрушек, разговоров).
  • Предложите телесное восстановление: потянуться, обнять, сделать «дыхание животиком».
  • Снизьте требования, вернитесь к простым действиям.
  • Помогите словами обозначить состояние: «Ты устал, давай немного отдохнём».

Усталость – не слабость. Это естественный сигнал тела и мозга: «Мне нужно восстановиться, чтобы снова учиться, играть, быть в контакте».

Замечая эти знаки, мы помогаем ребёнку сохранить внутреннее равновесие – а значит, растим устойчивость и уверенность.