Найти в Дзене
Культурный рассвет

Независимое кино в кризисе. Интервью Джона Сейлза

Благодаря цифровым технологиям в производстве и стримингам в дистрибьюции может показаться, будто создавать кино стало проще, и для независимых кинематографистов наступили времена невиданных возможностей. Так, да не так. Рынок активно ставит искусственные барьеры, ограничивающие развитие киноискусства. Это подтверждает в недавнем интервью и один из главных независимых режиссеров Америки, Джон Сейлз.

Джон Сейлз известен и как сценарист, и как режиссер, и как писатель. Мы не раз вспоминали его творчество в связи с любопытными, умными и социально заряженными независимыми проектами 80-х и 90-х: "Мэтуон", "Брат с другой планеты", "Одинокая звезда". Практически всю карьеру он держался в стороне от крупных студий, потому что они не позволяли рассказывать те истории, которые Сейлз считал важными - а важными он считал истории, связанные с классовым противостоянием, социальным неравенством, противоречиями капиталистического общества.

Тем не менее, он их рассказывал, умудряясь снова и снова снимать с альтернативными источниками финансирования. А после выхода в 2013-м году фильма "Пойти за сестёр" Сейлз вдруг затих. Все решили, что человек просто ушел на пенсию. Однако, как выяснилось в беседе режиссера с Патриком Далом из Screen Slate в апреле этого года, всё куда печальнее.

-2

Сейлз и не думал отправляться на покой. По словами постановщика, в последнее десятилетие в США стало гораздо сложнее запустить независимый проект даже с малым по американским меркам бюджетом в 2 млн. $. С 2013-го Сейлз пытался сдвинуть с места два фильма - и не добился успеха. Он вынужден был переработать сценарии в романы и выпустить их в виде книг: речь идёт, судя по всему, о "Жёлтой земле" (2020) про столкновение разных социальных групп по поводу обнаружения месторождения сланцевой нефти и о "Спасти человека" (2025) про печально известную резню у Вундед-Ни, последний эпизод крупного вооруженного столкновения между индейцами и белокожими американцами.

А последние два фильма, которые всё же удалось снять, - "Амиго" (историческая драма об американской оккупации Филиппин в конце XIX века) и "Пойти за сестер" (криминальный роуд-муви с анализом общественной природы наркоторговли) - не могли получить прокат. Сейлзу пришлось самому платить дистрибьюторам, чтобы ленты вышли к зрителю, что напоминает недавнюю историю с Фрэнсисом Фордом Копполой и "Мегалополисом".

Можно, конечно, сказать, что Сейлз (и подобные ему кинематографисты) испытывают трудности с запуском, потому что их проекты художественно несостоятельны - мол, просто плохие фильмы хотят делать. Но разве киностудии запускают исключительно хорошие фильмы? Все же причину стоит искать в финансовой сфере.

Нет смысла связываться с проектами, поднимающими серьезные темы и обращающимися ко взрослым людям, если можно еще раз перезапустить "марвеловскую" вселенную. Это настолько выгоднее, что можно даже сценарий не писать. Так что вновь мы возвращаемся к теме коммерческой цензуры. И для нее не нужны ни большевики с наганами, ни бюрократы-номенклатурщики - хватит офисного клерка со сводом метрик в Excel-файле.

Впрочем, в том же интервью Джон Сейлз говорит, что все же начинает съемки нового фильма где-то в Испании. Значит, и борьба независимых продолжается.Сайл

_________________

Поддержите наши публикации своим лайком 👍 и подписывайтесь на канал. И обязательно делитесь своим мнением в комментариях! 💬 Впереди еще много интересных и актуальных материалов из мира кино и литературы!