Найти в Дзене

О любви Зои Богуславской к жизни

Я так люблю Тебя,  когда плечами, голосом, спиною меня оденешь ты собою! А. Вознесенский Национальная литературная премия «Большая книга» объявила лауреатов. В номинации «Нон-фикшн» Зоя Борисовна Богуславская получила первую премию за книгу «Халатная жизнь». Стать лауреатом в 101 год – наверное, творческий подвиг и доказательство жизненной силы. Название связано с рассуждениями автора о старости, где «халатная жизнь» означает период, когда человек основное время проводит в халате. Но не лежа на диване, а как объяснила Богуславская такое название, процитировав стихотворение Петра Вяземского: «Жизнь наша в старости – изношенный халат». …В лохмотьях наша жизнь, и он в лохмотьях тоже, Чернилами он весь расписан, окроплён, Но эти пятна нам узоров всех дороже; В них отпрыски пера, которому во дни Мы светлой радости иль облачной печали Свои все помыслы, все таинства свои, Всю исповедь, всю быль свою передавали… Книга эта о большой любви, о счастье, о человеческом достоинстве, о «жизни взах

Я так люблю Тебя, 

когда плечами, голосом, спиною

меня оденешь ты собою!

А. Вознесенский

Национальная литературная премия «Большая книга» объявила лауреатов. В номинации «Нон-фикшн» Зоя Борисовна Богуславская получила первую премию за книгу «Халатная жизнь». Стать лауреатом в 101 год – наверное, творческий подвиг и доказательство жизненной силы.

-2

Название связано с рассуждениями автора о старости, где «халатная жизнь» означает период, когда человек основное время проводит в халате. Но не лежа на диване, а как объяснила Богуславская такое название, процитировав стихотворение Петра Вяземского: «Жизнь наша в старости – изношенный халат».

…В лохмотьях наша жизнь, и он в лохмотьях тоже,
Чернилами он весь расписан, окроплён,
Но эти пятна нам узоров всех дороже;
В них отпрыски пера, которому во дни
Мы светлой радости иль облачной печали
Свои все помыслы, все таинства свои,
Всю исповедь, всю быль свою передавали…

Книга эта о большой любви, о счастье, о человеческом достоинстве, о «жизни взахлёб». Талантливо написана человеком, владеющим тем русским языком, которого сейчас уже нет. Книга воскрешает людей, живших в эпоху « оттепели». Знаменитые поэтические вечера в Политехническом. Пламенный Вознесенский, трибун Евтушенко, спокойный Рождественский, нежная Ахмадулина, лохматый Галич, тихий Окуджава и замеревший от счастья зал. 

Трепетно и деликатно пишет Зоя Борисовна о людях, рядом с которыми прошла её жизнь. А главы о болезни Андрея Андреевича и о его уходе невозможно читать без слез. Прекрасное предисловие написал её сын Леонид.

Основа книги – расшифровки рассказов Зои Борисовны, которые она сначала называла диктовками, а потом придумала название «Вспышки». 

16 апреля 2025 года Зоя Богуславская, известный театральный критик, писательница, встретила свой 101-ый день рождения без своего знаменитого мужа, который ушел из жизни 1 июня 2010 года, на 77-и году жизни у нее на руках, шепча свои стихи, она пережила к сегодняшнему дню почти на 15 лет.

А прожили они в браке 46 лет – это были годы любви, дружбы, творчества и страстей человеческих. Вознесенский был младше Богуславской на 9 лет.

Он влюбился в нее с первого взгляда, а она была в это время второй раз замужем за советским ученым, лауреатом Сталинской премии Борисом Каганом и у них был сын Леонид.

В одном из интервью на вопрос о том, посвящал ли ей стихи Вознесенский? Богуславская скромно ответила: «Я и так рядом с ним всегда, зачем посвящать мне стихи?» Но никто не забыл, что в 1964 году из-под восторженного пера поэта вышла поэма, написанная в её честь. Нетрудно догадаться, как она называлась…«Оза». Название отсылает к имени главной героини — Озе, которая символизирует свет, озарение и творческую энергию. Можно интерпретировать название как сокращение от «озарение» или как имя героини, воплощающей свет истины и вдохновения.

Вы, микробы, люди, паровозы,
умоляю - бережнее с нею.
Дай тебе не ведать потрясений.
Аве, Оза...

Из диктофонных записей, собранных в течение почти 20 лет, составлена книга «Халатная жизнь», вышедшая в начале апреля в издательстве «КоЛибри». На обложке – дом в окружении старых деревьев, внутри – главы о Любимове, Меньшикове, Березовском, Плисецкой, Лиле Брик. 

Зоя Борисовна до сих пор дает интервью, но строго один на один: «Трое – это уже спектакль», – часто говорит писательница.

Эта удивительная женщина имеет блестящее образование: ГИТИС, где она обучалась на театроведческом факультете, затем поступила в Институт истории искусств, защитила диссертацию. В 1951-м году писательница опубликовала свою первую критическую рецензию. В 1960-х годах Зоя Борисовна продолжила писать статьи о кинематографе и театре, а ее самыми известными работами той поры принято считать монографии о Вере Пановой и Леониде Леонове. В 1967-м году состоялся дебют писательницы в художественной литературе. Богуславская опубликовала повесть под названием «И завтра», которая впервые появилась в журнале «Знамя». Практически сразу повесть была переведена во Франции.

Зоя Борисовна успела встретиться с самыми видными деятелями искусств прошлых лет – она встречалась с Марком Шагалом, Владимиром Высоцким, Лайзой Минелли, Аркадием Райкиным и многими другими. Этим встречам и посвящены эссе Богуславской.

-3

Но главное ее достижение – сохранение семьи и «труженического союза». Сколько сплетен и страшных уничижений в жизни пришлось ей преодолеть из-за измен Вознесенского. Как можно выдержать всенародную легендарную любовь-трагедию ее супруга с актрисой Лавровой? Их роман продлился 8 лет. 

Зоя Борисовна не устраивала истерик и скандалов, она понимала, что ему нужны музы, вспышки, озарения. Терпела? Нет, просто жила, творила, помогала по мере сил и была занята собственным творчеством. Но при этом она никогда не держала его, не собиралась вести за него свою войну, отпускала

Потом Вознесенский будет молить о спасении, о прощении, о любви… Он напишет стихотворение -молитву. И это его молитва Владимирской иконе Божией матери, самой древней и самой почитаемой на Руси. Среди верующих принято считать, что эта икона чудотворная, что Богородица обязательно услышит возданную ей молитву и, без сомнения, вымолит у своего божественного сына ниспослания чуда. Вознесенский считает, что вымолить снисхождения Зои столь же тяжело, как просить о снисхождении Господнем.

Как показала дальнейшая жизнь Богуславской и Вознесенского, матерь Владимирская помогла.

Первой молитвой - молитвой последнею,-
Я умоляю, стань нашей посредницей! -
Неумолимы зрачки ее льдистые!
Я не кощунствую! Просто - нет силы.
Жизнь забери и успехи минутные,
Наихрустальнейший голос в России -
Мне ни к чему это.
 
Видишь: лежу, почернел как кикимора.
Все безысходно, осталось одно лишь -
Грохнись ей в ноги, Матерь Владимирская,-
Может, умолишь! Может, умолишь!

Стойкость – вот истинное качество любой личности. Умение понять и простить – основа крепкой семьи и настоящей любви. Зоя Богуславская была музой Андрея Вознесенского, его опорой и поддержкой. После смерти Вознесенского она продолжала публиковать его стихотворения, не давая забыть величие поэта уходящей эпохи.

Ирина Мурзак

филолог, литературовед, театровед, доцент Департамента СКД и Сценических искусств, руководитель программы "Театральное искусство, медиакоммуникации в креативных индустриях" ИКИ МГПУ