Когда говорят о «золотом веке» русской поэзии, всегда вспоминают Пушкина и Жуковского, реже – Карамзина и Вяземского. И лишь «отпетые интеллектуалы», литературоведы и историки русской культуры вспоминают имя Константина Николаевича Батюшкова.
А ведь именно он стал одним из первых по-настоящему крупных поэтов новой, романтической России, в которой ушли в прошлое торжественные и пафосные оды Ломоносова и Державина. Батюшков, как первопроходец, проложил путь к тому языку и темам, которые позже разовьёт Пушкин — легкость, мелодичность, интимность личных переживаний, тоска и чувственная меланхолия.
Короткий взлёт к вершине славы и признания и бесконечно долгое падение в пропасть собственного безумия. Так можно предельно коротко и точно охарактеризовать судьбу и описать биографию Константина Батюшкова.
Ранние годы, путь в литературу и первые успехи
Константин Батюшков родился 29 мая 1787 года по новому стилю в Вологде. Его семья принадлежала к дворянам – старинным, но обедневшим со временем. Детство его нельзя назвать безоблачным: мать страдала тяжёлым психическим заболеванием и умерла ещё молодой. Поэтому сам Константин ещё в ранние годы своей жизни очень боялся того, что болезнь окажется наследственной и он может сойти с ума.
С десяти лет живет в Петербурге в различных пансионах. Пытливый ум и тяга к гуманитарным наукам помогли ему достаточно быстро и досконально выучить французский и итальянский языки — впоследствии это стало важнейшим подспорьем его литературного и переводческого таланта.
Заниматься творчеством Батюшков начал рано: первые стихи были написаны ещё в юности. А в 1805 году состоялась первая публикация, после которой началось сотрудничество с журналами «Северный вестник» и «Журнал российской словесности».
В 1818–1819 годах Батюшков служил при российской дипмиссии в Неаполе, но на дипломатическом поприще не преуспел. Уже тогда он понимал, что главное его призвание – поэзия. Причём такая, которая ещё не была известна современной ему России. Во многом пониманию своего предназначения способствовало вышедшее ещё до службы в Неаполе главное прижизненное собрание Константина Николаевича — двухтомник «Опыты в стихах и прозе».
Считается, что в поэзии Батюшкова есть особая «итальянская», мелодичная, даже «музыкальная» мягкость — элегии и лирика, вдохновленные античностью и европейской классикой. Такие стихи звучали ново для русского языка начала XIX века и заложили почву для будущих романтических настроений и сентиментализма. Он открыл новое направление — поэзию внутреннего, тонкого переживания, настроенную на сердце.
Поэтому не удивительно, что в те годы Батюшков считался одним из самых ярких литературных дарований среди молодёжи России: его уважали, цитировали, обсуждали. И не только сверстники, но и признанные литераторы и критики.
Батюшков как предвестник Пушкина и романтизма
Литературоведы и историки литературы всё чаще ставят Константина Батюшкова на место своеобразного моста между классицистическими традициями XVIII века и романтическими поисками начала XIX. Теми самыми, которые потом расцветут в Пушкине, Жуковском, Грибоедове и других замечательных поэтах даже не следующего поколения, а просто чуть более молодых. Для сравнения – Александр Сергеевич Пушкин был моложе Батюшкова всего на 12 лет. И при этом безоговорочно признавал его талант и старшинство. Об этом я ещё расскажу подробнее чуть позже. Кстати, Батюшков ещё с первого своего приезда в Москву в 1809-1810 годах достаточно близко познакомился и даже подружился в Василием Львовичем Пушкиным – родным дядей и, как принято считать, первым литературным наставником своего великого в будущем племянника.
Один из главных литературных критиков первой половины XIX века Виссарион Григорьевич Белинский, например, оценивал Батюшкова как «талант сильный и самобытный, неподражаемый своей особенной поэзией». Причём в статье-исследовании Белинского подчёркивается, что «одной этой заслуги со стороны Батюшкова достаточно, чтоб имя его произносилось в истории русской литературы с любовью и уважением».
Важно отметить, что Батюшков был не только поэтом — он был и очень талантливым переводчиком, переводил с латыни, древнегреческого, итальянского. Из-под его пера вышли переводные творения античных поэтов, что поспособствовало возрождению в России интереса к классике и формированию культурного фундамента, на котором и выросла новая, великая литература. Он — именно тот, кто заглянул в новую поэзию ещё до её рассвета.
Личные демоны: душевная хрупкость, болезнь и бездна
Судьба не была благосклонна к Батюшкову. Сбылись его самые страшные прогнозы и страхи: он стал сходить с ума. То самое «чёрное пятно», которое он чувствовал еще в детстве и о котором писал в письмах, стало разрастаться. Первый задокументированный кризис в психике Константина Николаевича случился ещё в 1815 году. После неудачной любви и расставания с невестой началось сильное нервное расстройство. В тот раз он смог выкарабкаться, но сам писал об этом с опасением: «Бог и рассудок спасли. Надолго ли — не знаю!» В 1817 году ещё одним триггером стала смерть отца, с которым поэт не смог успеть наладить доброжелательные отношения.
Со временем состояние стало ухудшаться ещё больше: тоска, скука, отчуждение, одиночество, чувство ненужности, неустроенности — всё это давило и выдавливало из реального мира в мир иллюзорный, придуманный надломленной психикой.
В 1821 году, после очередных душевных кризисов и конфликта из-за отменённой публикации Батюшков сжёг многие из своих рукописей и впал уже в настоящее безумие, чередовавшееся с редкими периодами просветления. В 1822 году безумие стало ещё более очевидным. Находясь в Крыму, поэт начал подозревать, что его преследуют, впал в манию, терял связь с реальностью. На этом фоне у него стали проявляться параноидально-шизофренические проявления религиозного характера: он периодически стал называть себя «бог Константин». В течение короткого времени он трижды пытался покончить с собой.
И хотя проблески рассудка продолжали проявляться в его сознании, но к себе прежнему Константин Батюшков уже не возвратился. Не помогло и длительное, четырёхлетнее лечение в психиатрической клинике в Саксонии, средства на которое выделил лично государь Александр I. Затем был ещё один московский период – сознание не вернулось, но буйство постепенно перешло в тихое, спокойное безумие.
В 1830 году Александр Пушкин виделся с Батюшковым в Москве. И в скором времени после этой встречи Александр Сергеевич написал пронзительное стихотворение «Не дай мне бог сойти с ума…». Критики и исследователи творчества Пушкина единогласны во мнении, что именно визит к безумному гению послужил основой и вдохновением для этих строк. В этом стихотворении — не просто жалость или страх, в нём ужас перед тем, что может постигнуть того, кто когда-то был «поэтом сердца».
В 1833 году Батюшкова окончательно перевозят на его родину в Вологду – доживать у родственников на скромную пенсию. И в таком состоянии «живого мертвеца» или точнее, заживо умершей легенды, Константин Николаевич прожил еще более 20 лет, скончавшись в 1855 году. О нём так и писали в те годы: поэт-призрак, гений и безумец.
В одном из воспоминаний о нём сказано: «Он то здоров, очень здоров, то болен, при смерти болен… Сегодня беспечен, ветрен, как дитя; посмотришь — завтра мрачный инок…»
С учётом того, что последние стихи Батюшков написал ещё лет за 12 до окончательного возвращения в Вологду, его безумие и безумно мучительное умирание длилось больше, чем светлая творческая полоса.
Тем важнее сегодня хотя бы иногда вспоминать того, чьё имя стало светом и ориентиром для будущих поэтов.
PS. Подборка стихов Батюшкова
Эти произведения помогают понять, как Батюшков подготовил путь Пушкину:
- «Мой гений» — интимная исповедь, мягкая музыкальность, без пафоса;
- «Выздоровление» — стих о слабости тела и души, без героизации;
- «Разлука» — точное и честное личное переживание;
- «Тень друга» — элегическая лирика с мягким ритмом и внутренними паузами;
- «Странствователь и домосед» — философская лирика, лишенная тяжеловесной конструкции, ориентированная на внутренний мир читателя.
Вот такая вышла публикация. Всем дочитавшим до конца — моя огромная благодарность.
А вот ещё немного окололитературного чтива:
==
В духе современных тенденций у нашего Дзен-канала есть и полноценная версия в Телеграм — подписывайтесь обязательно, если вам интересно то, о чём я здесь пишу. Я всегда рад любым комментариям, лайкам и подпискам, спасибо всем!