Найти в Дзене

Батюшков: предвестник Пушкина и гений, сломленный безумием

Когда говорят о «золотом веке» русской поэзии, всегда вспоминают Пушкина и Жуковского, реже – Карамзина и Вяземского. И лишь «отпетые интеллектуалы», литературоведы и историки русской культуры вспоминают имя Константина Николаевича Батюшкова. Константин Николаевич Батюшков А ведь именно он стал одним из первых по-настоящему крупных поэтов новой, романтической России, в которой ушли в прошлое торжественные и пафосные оды Ломоносова и Державина. Батюшков, как первопроходец, проложил путь к тому языку и темам, которые позже разовьёт Пушкин — легкость, мелодичность, интимность личных переживаний, тоска и чувственная меланхолия. Короткий взлёт к вершине славы и признания и бесконечно долгое падение в пропасть собственного безумия. Так можно предельно коротко и точно охарактеризовать судьбу и описать биографию Константина Батюшкова. Ранние годы, путь в литературу и первые успехи Константин Батюшков родился 29 мая 1787 года по новому стилю в Вологде. Его семья принадлежала к дворянам – стар
Оглавление

Когда говорят о «золотом веке» русской поэзии, всегда вспоминают Пушкина и Жуковского, реже – Карамзина и Вяземского. И лишь «отпетые интеллектуалы», литературоведы и историки русской культуры вспоминают имя Константина Николаевича Батюшкова.

Константин Николаевич Батюшков
Константин Николаевич Батюшков

А ведь именно он стал одним из первых по-настоящему крупных поэтов новой, романтической России, в которой ушли в прошлое торжественные и пафосные оды Ломоносова и Державина. Батюшков, как первопроходец, проложил путь к тому языку и темам, которые позже разовьёт Пушкин — легкость, мелодичность, интимность личных переживаний, тоска и чувственная меланхолия.

Короткий взлёт к вершине славы и признания и бесконечно долгое падение в пропасть собственного безумия. Так можно предельно коротко и точно охарактеризовать судьбу и описать биографию Константина Батюшкова.

Ранние годы, путь в литературу и первые успехи

Константин Батюшков родился 29 мая 1787 года по новому стилю в Вологде. Его семья принадлежала к дворянам – старинным, но обедневшим со временем. Детство его нельзя назвать безоблачным: мать страдала тяжёлым психическим заболеванием и умерла ещё молодой. Поэтому сам Константин ещё в ранние годы своей жизни очень боялся того, что болезнь окажется наследственной и он может сойти с ума.

С десяти лет живет в Петербурге в различных пансионах. Пытливый ум и тяга к гуманитарным наукам помогли ему достаточно быстро и досконально выучить французский и итальянский языки — впоследствии это стало важнейшим подспорьем его литературного и переводческого таланта.

Заниматься творчеством Батюшков начал рано: первые стихи были написаны ещё в юности. А в 1805 году состоялась первая публикация, после которой началось сотрудничество с журналами «Северный вестник» и «Журнал российской словесности».

-2

В 1818–1819 годах Батюшков служил при российской дипмиссии в Неаполе, но на дипломатическом поприще не преуспел. Уже тогда он понимал, что главное его призвание – поэзия. Причём такая, которая ещё не была известна современной ему России. Во многом пониманию своего предназначения способствовало вышедшее ещё до службы в Неаполе главное прижизненное собрание Константина Николаевича — двухтомник «Опыты в стихах и прозе».

Считается, что в поэзии Батюшкова есть особая «итальянская», мелодичная, даже «музыкальная» мягкость — элегии и лирика, вдохновленные античностью и европейской классикой. Такие стихи звучали ново для русского языка начала XIX века и заложили почву для будущих романтических настроений и сентиментализма. Он открыл новое направление — поэзию внутреннего, тонкого переживания, настроенную на сердце.

Поэтому не удивительно, что в те годы Батюшков считался одним из самых ярких литературных дарований среди молодёжи России: его уважали, цитировали, обсуждали. И не только сверстники, но и признанные литераторы и критики.

Батюшков как предвестник Пушкина и романтизма

Литературоведы и историки литературы всё чаще ставят Константина Батюшкова на место своеобразного моста между классицистическими традициями XVIII века и романтическими поисками начала XIX. Теми самыми, которые потом расцветут в Пушкине, Жуковском, Грибоедове и других замечательных поэтах даже не следующего поколения, а просто чуть более молодых. Для сравнения – Александр Сергеевич Пушкин был моложе Батюшкова всего на 12 лет. И при этом безоговорочно признавал его талант и старшинство. Об этом я ещё расскажу подробнее чуть позже. Кстати, Батюшков ещё с первого своего приезда в Москву в 1809-1810 годах достаточно близко познакомился и даже подружился в Василием Львовичем Пушкиным – родным дядей и, как принято считать, первым литературным наставником своего великого в будущем племянника.

Дядя А.С, Пушкина по отцу, Василий Львович Пушкин
Дядя А.С, Пушкина по отцу, Василий Львович Пушкин

Один из главных литературных критиков первой половины XIX века Виссарион Григорьевич Белинский, например, оценивал Батюшкова как «талант сильный и самобытный, неподражаемый своей особенной поэзией». Причём в статье-исследовании Белинского подчёркивается, что «одной этой заслуги со стороны Батюшкова достаточно, чтоб имя его произносилось в истории русской литературы с любовью и уважением».

Важно отметить, что Батюшков был не только поэтом — он был и очень талантливым переводчиком, переводил с латыни, древнегреческого, итальянского. Из-под его пера вышли переводные творения античных поэтов, что поспособствовало возрождению в России интереса к классике и формированию культурного фундамента, на котором и выросла новая, великая литература. Он — именно тот, кто заглянул в новую поэзию ещё до её рассвета.

Личные демоны: душевная хрупкость, болезнь и бездна

Судьба не была благосклонна к Батюшкову. Сбылись его самые страшные прогнозы и страхи: он стал сходить с ума. То самое «чёрное пятно», которое он чувствовал еще в детстве и о котором писал в письмах, стало разрастаться. Первый задокументированный кризис в психике Константина Николаевича случился ещё в 1815 году. После неудачной любви и расставания с невестой началось сильное нервное расстройство. В тот раз он смог выкарабкаться, но сам писал об этом с опасением: «Бог и рассудок спасли. Надолго ли — не знаю!» В 1817 году ещё одним триггером стала смерть отца, с которым поэт не смог успеть наладить доброжелательные отношения.

Со временем состояние стало ухудшаться ещё больше: тоска, скука, отчуждение, одиночество, чувство ненужности, неустроенности — всё это давило и выдавливало из реального мира в мир иллюзорный, придуманный надломленной психикой.

В 1821 году, после очередных душевных кризисов и конфликта из-за отменённой публикации Батюшков сжёг многие из своих рукописей и впал уже в настоящее безумие, чередовавшееся с редкими периодами просветления. В 1822 году безумие стало ещё более очевидным. Находясь в Крыму, поэт начал подозревать, что его преследуют, впал в манию, терял связь с реальностью. На этом фоне у него стали проявляться параноидально-шизофренические проявления религиозного характера: он периодически стал называть себя «бог Константин». В течение короткого времени он трижды пытался покончить с собой.

И хотя проблески рассудка продолжали проявляться в его сознании, но к себе прежнему Константин Батюшков уже не возвратился. Не помогло и длительное, четырёхлетнее лечение в психиатрической клинике в Саксонии, средства на которое выделил лично государь Александр I. Затем был ещё один московский период – сознание не вернулось, но буйство постепенно перешло в тихое, спокойное безумие.

В 1830 году Александр Пушкин виделся с Батюшковым в Москве. И в скором времени после этой встречи Александр Сергеевич написал пронзительное стихотворение «Не дай мне бог сойти с ума…». Критики и исследователи творчества Пушкина единогласны во мнении, что именно визит к безумному гению послужил основой и вдохновением для этих строк. В этом стихотворении — не просто жалость или страх, в нём ужас перед тем, что может постигнуть того, кто когда-то был «поэтом сердца».

В 1833 году Батюшкова окончательно перевозят на его родину в Вологду – доживать у родственников на скромную пенсию. И в таком состоянии «живого мертвеца» или точнее, заживо умершей легенды, Константин Николаевич прожил еще более 20 лет, скончавшись в 1855 году. О нём так и писали в те годы: поэт-призрак, гений и безумец.

Памятник Батюшкову в Вологде
Памятник Батюшкову в Вологде

В одном из воспоминаний о нём сказано: «Он то здоров, очень здоров, то болен, при смерти болен… Сегодня беспечен, ветрен, как дитя; посмотришь — завтра мрачный инок…»

С учётом того, что последние стихи Батюшков написал ещё лет за 12 до окончательного возвращения в Вологду, его безумие и безумно мучительное умирание длилось больше, чем светлая творческая полоса.

Дом в Вологде, где в последние годы жил Константин Батюшков и где он умер
Дом в Вологде, где в последние годы жил Константин Батюшков и где он умер

Тем важнее сегодня хотя бы иногда вспоминать того, чьё имя стало светом и ориентиром для будущих поэтов.

PS. Подборка стихов Батюшкова

Эти произведения помогают понять, как Батюшков подготовил путь Пушкину:

  • «Мой гений» — интимная исповедь, мягкая музыкальность, без пафоса;
  • «Выздоровление» — стих о слабости тела и души, без героизации;
  • «Разлука» — точное и честное личное переживание;
  • «Тень друга» — элегическая лирика с мягким ритмом и внутренними паузами;
  • «Странствователь и домосед» — философская лирика, лишенная тяжеловесной конструкции, ориентированная на внутренний мир читателя.

Вот такая вышла публикация. Всем дочитавшим до конца — моя огромная благодарность.

А вот ещё немного окололитературного чтива:

==

В духе современных тенденций у нашего Дзен-канала есть и полноценная версия в Телеграм — подписывайтесь обязательно, если вам интересно то, о чём я здесь пишу. Я всегда рад любым комментариям, лайкам и подпискам, спасибо всем!