Найти в Дзене

Большие победы Людмилы Цветковой

Фото: Марина Свинина Годы работы главным балетмейстером и постановки известных опер и балетов подтверждают высокий профессионализм и талант Людмилы Цветковой. Неудивительно, что именно она готовит первый в истории региона балетный выпуск по специальности «Искусство балета» в Иркутском театральном училище. Дети, поступившие на курс в 10 лет, выросли на глазах у своих преподавателей, отучившись в общей сложности около восьми лет. В 2026 году они станут первыми выпускниками. Наблюдать за тем, как начинающие артисты развиваются в профессиональном плане, — это вдохновляет Людмилу Львовну, ведь вся её жизнь посвящена балету, и когда-то она сама проходила этот сложный путь. Её личная история, соединённая с любовью к профессии, делает процесс обучения для юных артистов особенно ценным и вдохновляющим. Людмила Цветкова рассказала порталу «Культура 38» о мастерстве, сложном детстве, мечтах, о понятии «русский балет» и о том, как прийти в эту профессию и продолжать любить её несмотря ни на что. А
Оглавление
Фото: Марина Свинина
Фото: Марина Свинина

Годы работы главным балетмейстером и постановки известных опер и балетов подтверждают высокий профессионализм и талант Людмилы Цветковой. Неудивительно, что именно она готовит первый в истории региона балетный выпуск по специальности «Искусство балета» в Иркутском театральном училище. Дети, поступившие на курс в 10 лет, выросли на глазах у своих преподавателей, отучившись в общей сложности около восьми лет. В 2026 году они станут первыми выпускниками. Наблюдать за тем, как начинающие артисты развиваются в профессиональном плане, — это вдохновляет Людмилу Львовну, ведь вся её жизнь посвящена балету, и когда-то она сама проходила этот сложный путь.

Её личная история, соединённая с любовью к профессии, делает процесс обучения для юных артистов особенно ценным и вдохновляющим. Людмила Цветкова рассказала порталу «Культура 38» о мастерстве, сложном детстве, мечтах, о понятии «русский балет» и о том, как прийти в эту профессию и продолжать любить её несмотря ни на что.

Анна ЛАЗАРЧУК

Фото: Марина Свинина
Фото: Марина Свинина

Правда о балете

Создано много фильмов о балеринах, эта тема очень модная. Достаточно вспомнить, сколько разговоров было о «Чёрном лебеде», «Матильде», о фильме «Большой» и других картинах. Много мифов вокруг самой профессии, и это подогревается кинематографом. Какие фильмы о балете стоит посмотреть, а какие — нет?
— Если ставите себе задачу знакомить ребёнка с балетом как с профессией, то, конечно, это нужно делать не через художественные фильмы. Ведь кинокартина — это вымысел. Возьмём любую профессию, например, преподаватель. Представим, что преподаватель смотрит кино про коллег. Люди, не владеющие этой профессией, будут смотреть и верить, а преподаватель придёт в ужас. Так и я. Смотрю в фильме на актрису, которая не балерина, и понимаю, что она просто произносит выученный набор фраз. И это не соответствует тому, что и как должно быть на самом деле. Знакомиться через кино с балетом нельзя. В художественном фильме другая задача: на фоне балетной профессии разыграть какую-то мелодраму по задумке режиссёра. Надо смотреть профессиональные фильмы–балеты. Есть большой перечень именно детских балетов. Помимо этого сегодня много профессиональной литературы для детей 5 – 6 лет о начале изучения балетного искусства. Тогда это будет правильным внедрением в профессию. А учитывая то, что балетной профессии учатся с 10 лет, то ребёнок очень рано начнёт постигать это искусство именно профессионально, а не через кино.

— Если ребёнок просит отдать его в балетный класс, как определить родителям: это сиюминутный импульс под впечатлением, например, от детской балетной постановки или действительно мечта, которая может стать делом жизни?
— Это сложно сделать одномоментно. С первого взгляда понять, что этот ребёнок создан и готов для балета? Так не бывает. Нужно понаблюдать. Расскажу о себе. Сколько себя помню, с 3 – 4 лет я уже делала «балетный костюм» из платочков и майки и ставила спектакли. Когда к нам в гости приходил друг семьи — полковник, я назначала ему роль Ромео, а сама была Джульеттой. Я «умирала» у него на руках, по моему сигналу он выходил и ловил меня на руки в танце... Это была целая постановка! Летом на песке во дворе я ставила спектакль с подружками. Наклонности во мне были видны сразу. Ребёнок, который тянется к балету, обязательно должен тянуться ещё и к музыке. Если он прислушивается к красивой музыке и останавливается, замирает, что-то показывает мимикой, тогда можете взять себе на заметку. Без музыки балета не бывает. Конечно, надо оценивать своего ребёнка адекватно с точки зрения внешних данных. Балет имеет жёсткие критерии к пропорциям тела и к физическому здоровью. В 10 лет уже видно пропорции, можно присмотреться. Бывает, что родители обижаются, если мы отказываем из-за несоответствующих внешних данных. Но мы должны быть честными, для этого и существуют туры отбора при приёме. Ведь это будущее человека. Хотя случается и такое: есть небольшие отклонения во внешних данных, а потом они перекрываются какими-то сверхспособностями. Тогда начинаем работать с телом, вытягивать мышцы, больше заниматься физической стороной танца. Есть балерины не с такими длинными ногами, как хотелось бы, но с хорошей техникой. А если балерина проявляет себя как замечательная актриса, то всё получается. Таких примеров много.

Людмила Цветкова, балет «Оловянный солдатик»
Фото из архива Музыкального театра им. Н. М. Загурского
Людмила Цветкова, балет «Оловянный солдатик» Фото из архива Музыкального театра им. Н. М. Загурского

— Вы продолжили дальше упорно идти к мечте после детских опытов?
— У меня было три мечты: быть археологом, художником и балериной. Художественная сторона пригодилась, я часто рисую эскизы, могу и картину нарисовать хоть маслом, хоть карандашом. А жила я в коммуналке в Хабаровске, и однажды соседка, у которой у единственной был телевизор, позвала меня посмотреть балет «Ромео и Джульетта», сказав с придыханием: «Уланова будет!». Мне было около пяти лет. Я смотрела этот балет и начала мечтать о профессии балерины.

— Родители поддерживали или отговаривали?
— Я приёмный ребенок. Мамочка меня взяла, когда мне было 3,5 года. Она была учителем русского языка и литературы, приучила меня читать хорошие книги, за что я ей очень благодарна. Всем лучшим, что во мне есть, я обязана ей. Она всегда поддерживала все мои начинания и стремления, плавно направляла, она умела это как педагог. В пятилетнем возрасте, пока мама была на работе, я сама ушла с подругой в Дом культуры «Энергомаш» и записалась на танцы. Мама восприняла позитивно. Потом я пошла во Дворец пионеров в балетную студию, а оттуда уже в 14 лет уехала поступать в Улан-Удэ в Бурятское хореографическое училище. На самом деле было уже поздно, нужно было это делать в 10 лет. Я поняла, что еще чуть-чуть и расстанусь со своей идеей стать балериной, надо ехать. В тот год не было приёма, я сама нашла педагогов в театре и уговорила посмотреть меня. Под пение Ларисы Петровны Сахьяновой, звезды бурятского оперного театра, меня приняли в училище. Дело в том, что в момент моего появления не было на месте концертмейстера, и Лариса Петровна сама пела мне партию Жизели. Я поступила, правда, вместо 9 класса пошла в 7-й. Зато не потеряла профессию, и ни о чём не жалею.

— Когда идут к вам на курс в Иркутское театральное училище, ставят себе целью именно балет или рассматривают специальность в качестве базы для других танцев?
— Мы готовим именно артистов балета, а не хореографов. Вторая квалификация, которую получают выпускники, — преподаватель. В учебном процессе параллельно преподаются характерный, народный, историко-бытовой, современный танцы. Однако базу всё равно составляет классический балет, и в любом случае без этой базы, например, современным танцем так владеть не будешь. Это преимущество наших выпускников. Я четвёртый год работаю в училище, являюсь преподавателем актёрского мастерства и методики преподавания хореографических дисциплин, а также постановщиком балетных спектаклей. И есть такой главный специальный предмет как классический танец, при выпуске сдача этого экзамена — самое важное.

Людмила Цветкова с солистами спектакля «Мой Есенин»
Фото из архива Музыкального театра им. Н. М. Загурского
Людмила Цветкова с солистами спектакля «Мой Есенин» Фото из архива Музыкального театра им. Н. М. Загурского

— Для того чтобы стать большой балериной, нужно обязательно уехать в Москву, в другие большие города?
— Конечно, надо пробоваться. Но с другой стороны, надо и адекватно себя оценивать. Есть случаи, когда я говорю: «Пробуй, это нужно!». А есть случаи, когда надо понимать, что не для большого великого балета создана эта балерина, но прекрасно впишется в труппу, например, нашего музыкального театра. Есть надежда, что наши выпускники будут присутствовать в труппе музыкального театра Иркутска, а может кто-то сможет выйти и на большую сцену в Москве или Санкт-Петербурге.

— Какие ещё варианты у выпускников в трудоустройстве? Где они могут реализовать себя?
— В России много городов с оперными театрами: Новосибирск, Красноярск, Ростов-на-Дону, Нижний Новгород. Выпускники могут пойти в музыкальные театры с серьёзным репертуаром, в Омском музыкальном театре, например, есть в репертуаре балеты «Жизель» и «Лебединое озеро». Необязательно ехать только в Москву. Сразу поехать в Большой театр будет сложно, ведь там будут смотреть, чья школа. Мы пока ещё неизвестны и не можем похвастаться, что наши выпускники работают в профессиональной труппе. Но я надеюсь, что когда-нибудь это случится.

Мы вынуждены быть критичными

— У вас поменялось отношение к искусству балета с опытом, со временем? Может быть вы стали менее критично относиться к промахам начинающих артистов, став преподавателем?
— Мы в этой профессии вынуждены быть критичными, нам нельзя быть лояльными, потому что мы не кружок, не группа здоровья, не клуб по интересам. Мы ведём детей в профессию. Именно на правде, которую мы говорим, зиждется качество нашего обучения. Если мы где-то солжём, прикроем, пожалеем, ничем хорошим это не закончится. А то, что внутри себя иногда хочется и всплакнуть в сторону ребёнка, такое бывает. Порой мы берём сложных детей с условием и смотрим, как они развиваются первые три года. Развитие ребёнка бывает непредсказуемым. Хороший при наборе ребёнок может остаться почти на одном и том же уровне и не расти профессионально по какой-то причине. А есть дети, у которых данных немного, но путём труда и работы над собой они добиваются гораздо большего.

— Что играет решающую роль в этом процессе развития? Какой-то особый характер, качества личности?
— Много составляющих. Балет — это не спорт, где достаточно силы воли и есть чёткие цели: заработать все медали в определённом возрасте, а потом стать тренером. У нас всё-таки совмещение: ты ещё и артист, кроме как твоё тело выучилось качественно делать какие-то элементы. Людям, которые придут на спектакль, должно быть интересно смотреть на балетных актрис и актёров. Нужно уметь рассказать некую историю не только красивыми фуэте, высокими ногами, прыжками, но ещё и актёрским мастерством. Важно развить в себе сплетение внутренних качеств: физическую выносливость и упорство, харизму и актёрские данные. Бывает, что у артиста балета есть зажим, и это не удаётся убрать. Тогда получаются хорошие исполнители, которые будут всё красиво делать, ровненько стоять в кордебалете, но если поставить в соло, они не справятся.

Людмила Цветкова, спектакль «Собака на сене»
Фото из архива Музыкального театра им. Н. М. Загурского
Людмила Цветкова, спектакль «Собака на сене» Фото из архива Музыкального театра им. Н. М. Загурского

— Мальчики в балет приходят редко?
— Редко. К сожалению, очень развиты сейчас уличные танцы, парней увлекает современная хореография, а балет, возможно, неправильно преподносится. В прошлом году пришли два друга, где один был за компанию, и оба остались, так хорошо занимаются, отличные ребята. А есть другой пример, когда друг сказал: «Ты что в колготках будешь там бегать?» — и мальчик не остался. В этом возрасте дети очень впечатлительные, одно неосторожное слово может всё испортить.

Мечта об иркутском оперном театре

— Чего не хватает в массовом информационном поле, чтобы балет стал престижным в Иркутске?
— Балетной школе тяжело существовать без оперного театра. Ведь оперный репертуар готовит ребёнка. Обучающиеся искусству балета с первого класса начинают входить в спектакли, когда есть оперный театр в городе. Сначала в каких-то маленьких ролях появляются на сцене, а на выпускном — в главных. Если бы у нас был более богатый балетный репертуар, тогда и отношение было бы другое. Есть такое понятие как насмотренность. Не менее важно заявлять о себе. О нашей школе ещё никто не знает. Мы возили спектакль «Катерина», который я поставила по мотивам «Грозы» Островского, на Всероссийский фестиваль «Шаг» в Барнаул. Люди удивлялись, что в Иркутске есть училище, где готовят артистов балета. Нас очень хорошо принимали.

— А какие есть балетные постановки в Иркутске, на которые стоит привести детей и посмотреть самим?
— Я рекомендую музыкально-балетную композицию «Журавлики». Балет с одной стороны очень патриотичный, а с другой — это маленькое «журавлиное озеро», наподобие лебединого озера, где на журавлей нападают вороны-фашисты. В постановке заняты все учащиеся искусству балета. Спектакль в этом году проходил два раза, будем повторять. Основная наша трудность — найти большую сцену. В данный момент площадку для спектаклей училища предоставляет ТЮЗ. Надеюсь, что в следующем году сможем показать этот спектакль ещё пару раз. Рекомендую сходить на «Катерину», надеюсь, что спектакль будет в следующем году.

Три балета, поставленные мною, идут на малой сцене в музыкальном театре. В спектакле «Мой Есенин» я придумала такую историю: на сцене два Есенина. Один Есенин-ангел, а другой Есенин-чёрт, как говорила о поэте Айседора Дункан. Один актёр читает стихи и пластически движется, второй — артист балета. И с ними балерина, которая играет Айседору Дункан. Ещё две мои постановки — «Матильда» по истории Кшесинской и «Попрыгунья» по Чехову. Это можно посмотреть, чтобы сложилось впечатление об искусстве балета.

После премьеры балета «Журавлики»
Фото: Анна Кешикова
После премьеры балета «Журавлики» Фото: Анна Кешикова

— То, что вы стали постановщиком — логичное развитие карьеры балерины?
— Это было параллельно. Я приехала в Иркутский музыкальный театр из Хабаровска, когда мне было 24 года. Меня пригласили просто танцевать, солисткой. И в какой-то момент главный режиссёр театра Наталья Владимировна Печерская предложила мне преподавать танец на её курсе в театральном училище. Я преподавала там и начала что-то ставить. Она заметила, что неплохо получается. Предложила поставить совместно спектакль в Томске, мы съездили, поставили, и она сказала, что ей понравилось со мной работать. Я получила предложение стать постановщиком и согласилась. До 37 лет я ещё танцевала и параллельно уже ставила спектакли, а потом стала главным балетмейстером. Всего за мою карьеру мне удалось поставить около 100 спектаклей. Мой первый большой балет был «Сотворение мира». Я так и сказала: все балеты о любви, а мой балет — о первой любви. Вся моя карьера развивалась поступательно, у меня не было взлётов и падений. Были перерывы на рождение сына, на учёбу, но на самом деле всё шло так, как я хотела. Я не разочарована в своей жизни и ничего не хотела бы менять. Меня устраивает даже то, что не устраивает. Это моё. Я прошла через эти моменты сама, я это преодолела, и, наверное, в этом и есть план жизни.

Рассказать историю телом

— Можете назвать из этих 100 спектаклей самый сложный или, наоборот, лёгкий и любимый?
— Я влюбляюсь в каждый свой спектакль, ведь не полюбив его, не сможешь закончить и показывать людям. Свои спектакли нужно любить априори. У меня нет такого единственного. Я каждым спектаклем загораюсь, и мне кажется, что это будет лучший. «Вот этот как раз и будет вещь! Самый-самый! Вот те 99 — нет, а сотый будет вещь!». Так нужно относиться к каждому своему спектаклю, иначе нельзя. Постановок в моей жизни не стало меньше. Помимо работы в училище, я постановщик и художественный руководитель в частном театре «Суарэ», который находится в театральном квартале.

— Бывало такое, что вы не могли заставить себя встать с кровати и пойти на работу?
— Если я себя хорошо физически чувствовала, то бежала на работу, для меня это всегда было праздником. Новый день — это что-то новое, познание себя, движение куда-то дальше, новые постановки, новый опыт. Физически, конечно, бывало сложно. Боль и балет идут рука об руку — это действительно так, нужно осознанно относиться к этой стороне профессии. Я люблю дело своей жизни и любила сразу, с детства. А бывает, что влюбляются в профессию позже. В первых классах идёт муштра, работа над физикой, изучение элементов, выучка. Последние три курса, на мой взгляд, самые интересные. Когда ко мне девочки приходят на мастерство актёра, я им говорю: «Главная цель моего предмета какая?». Они отвечают: «Чтобы мы стали актрисами». На это у меня другое видение. Моя задача — влюбить их в профессию и сделать так, чтобы они шли любить свою профессию дальше, несмотря на этот тяжёлый труд. Некоторые дети в младших классах ещё не понимают, как это здорово быть на сцене. До актёрства нужно довести учеников. Это не про «танцевальность». Она развивается с детства, и мы учим детей улыбаться, мягко красиво подчёркивать определённые жесты. А актёрское мастерство — более глубинное, связанное с внутренним миром. Это о том, как можно говорить телом текст, а не просто красиво танцевать. Фуэте — это ремесло. А актёрство на сцене — это уже не ремесло, это призвание.

Фото из архива Музыкального театра им. Н. М. Загурского
Фото из архива Музыкального театра им. Н. М. Загурского

— Есть такой термин как «русский балет». А что такого уникального именно в русском балете?
— Думаю, что мы отличаемся менталитетом. Недаром иностранцы хотят прочитать Толстого, Достоевского, а мы любим читать Шекспира. Для их менталитета — это из области непознанного, и они хотят это познать. Так же с балетом. Тела у зарубежных артистов выученные очень здорово. У них есть и высококлассные балерины, и замечательные хореографы, интересные постановки. Балет на Западе многое взял у России. Такой большой разницы уже и нет. Но есть мощь нашего балета. Наши хореографы и артисты любят работать с серьёзной драматургией и музыкой, с глубоким наполнением. Не просто красиво «поплавали», как рыбки в аквариуме, после чего зритель отошёл от этого аквариума и уже даже не вспомнит, какие там были рыбки и как они плавали. Мы глубже ныряем.

— Что будете ставить на выпускном? Всё-таки первый в истории Иркутской области балетный выпуск — событие волнительное…
— На выпускном будет моя авторская постановка «Гибель розы», в основе — музыка Малера. Всё придумано с возможностями курса: четыре девочки и один юноша. Для массовости к участию в постановке привлечён 2-й курс. Сюжет драматичен: парень влюбляется в девочку — Розу, это видит завистница, которая в финале напоит Розу смертельной влагой, и возлюбленная погибнет на руках у влюблённого в неё молодого человека. А что будет дальше — пусть это останется интригой. Пока не знаем, где будет проходить выпускной спектакль. Повторюсь, нам нужна большая площадка, а это либо ТЮЗ или Музыкальный театр, либо зал ИРНИТУ.

— Что вы считаете самой большой своей победой в жизни?
— Это может быть чуть-чуть печально… то, что меня взяли в приёмную семью. Благодаря этому моя жизнь сложилась именно так, как сложилась. Всё благодаря моей приёмной маме, и я сожалею, что она рано ушла из жизни, когда мне было только 22. Победа в том, что мой организм не отказался от всего того, что в меня мама вкладывала. Бывает ведь по-разному. Для меня всё было благостно и на пользу. Мне посчастливилось, что человек оказался не просто любящий, а сам наполненный очень многим. Эту наполненность она смогла передать мне, и я стала той личностью, какая я есть. Вся жизнь состоит из побед и поражений — и больших, и маленьких! Я не умею их изменять, но они есть!

СПРАВКА
Людмила Львовна Цветкова окончила Бурятское хореографическое училище, с 1987 года была ведущей солисткой балета в Иркутском музыкальном театре, а с 2001 по 2019 — главным балетмейстером. Лауреат международных и всероссийских конкурсов хореографов. Поставила оперы «Аида», «Евгений Онегин», «Лючия де ла Мермур». Была постановщиком балетов «Сотворение мира», «Щелкунчик», «Золушка», «Ромео и Джульетта», «Кармен», «Пер Гюнт» и других.