Тюменка Наталья Денисова – потомственная мастерица и руководитель мастерской тюменского махрового ковра. Вот уже много лет она создает махровые шедевры и хранит секреты сибирского ковроткачества.
Ежегодно Наталья принимает участие в Сибирском фестивале тюменского ковра. Каждый раз она отмечает для себя: то, что когда-то делали ее прабабушка и бабушка, – живое ремесло, которое говорит с современными горожанами на языке тепла, памяти и подлинности. Махровый ковер для нее – не музейный экспонат, а семейная история, ставшая призванием. И этот фестиваль стал лишь одним из шансов показать, как кропотливый труд мастеров день за днем возрождает уникальную традицию, которой в 2024 году исполнилось 300 лет.
Сибирский фестиваль тюменского ковра прошел на улице Дзержинского с 6 по 7 декабря.
Гостей ждали выставки, мастер-классы и театрализованные экскурсии, где историю рассказывали от лица ямщиков и купцов прошлого.
Но за красочным фасадом фестиваля стоит кропотливая, почти забытая работа мастеров, день за днем возрождающих уникальную традицию.
«Это моя личная семейная история»
Почему кто-то в XXI веке решает посвятить жизнь ручному ткачеству? Для Натальи Денисовой выбор был предопределен.
«Я потомственная ковровщица, моя прабабушка, бабушки и мама ткали такие ковры, поэтому ковер махровый знаком мне с детства. Поэтому, когда я искала себя в ремесленной сфере, поняла, что очень много знаю про махровые ковры. Я умею их ткать, и для меня это моя личная семейная история», – объясняет Наталья.
Ее мастерская имеет статус предприятия народных художественных промыслов (НХП). Это накладывает особую ответственность – не просто создавать, но и сохранять эталонную традицию, проходя строгий художественный совет сначала на региональном, а затем и на федеральном уровне.
Долгий путь ковра: от овцы до узора
Процесс рождения ковра – это путешествие во времени. Он начинается не с рисунка, а с подготовки материала.
«Все начинается с овечьей шерсти. Ее перебирают, сортируют, прочесывают. Из этой шерсти мы пряду́т нить на прялках, обычно на колесных. Далее эту нить стирают, окрашивают, заправляют ткацкий стан», – описывает первые шаги Наталья.
Затем в работу вступает эскиз. Узоры не придумывают – их находят.
«Мы опираемся именно на лучшие образцы. Это и музейные фонды, и старинные ковры, которые мы находим в экспедициях, общаясь с мастерицами, с бабушками. Очень многие ковры у нас в работе – это наши семейные реликвии».
Сама Наталья называет одним из главных вдохновляющих образцов «ковер Розы Федоры» – работу своей прабабушки, созданную в начале XX века, которую мастерская недавно повторила.
Когда станок заправлен, начинается медитативный и невероятно трудоемкий процесс ткачества. Цветные шерстяные отрезки длиной 3,5 см («жички») завязывают узелками на нитях основы, строго следуя технологической карте.
«На ковер размером 1,5 на 2 метра уходит обычно до полугода. Это действительно очень длительный процесс, полный цикл от овечьей шерсти до готового изделия», – подчеркивает мастер.
Трудности, которые плетут характер
Возрождение промысла – дело, полное вызовов. Первая проблема – материал.
«Очень сложно найти качественную шерсть, – говорит Наталья. – Фермеры сейчас держат овец в основном ради мяса. А у мясных пород шерсть грубая, с ней сложно работать. Проблема – найти фермера с хорошей шерстяной породой».
Вторая – кадры. После закрытия соответствующей специальности в Институте культуры новых мастеров почти не готовят.
«Приходится не просто искать желающих, а обучать их с нуля. На это уходит много времени», – объясняет она.
Но, пожалуй, главная сложность – стереотипы в восприятии.
«У многих отношение к этим коврам предвзятое. Считают, что ковер – это пережиток старины, символ бедности, “пылесборник”. Не понимают, что такое народное творчество, не ценят традиции… Поэтому приходится очень много работать, “образовывать” потребителя», – с сожалением отмечает Наталья.
Именно для этого мастерская проводит экскурсии, где показывают весь процесс, говорят о культурном коде, заложенном в ремесле.
«Мы напоминаем о семейных ценностях. И это дает плоды: люди начинают ценить ковры, которые остались в семье, понимать, что это реликвия. Что это дорого, потому что там – труд, любовь и тепло рук их предков».
Ковер как бренд и будущее региона
Несмотря на трудности, Наталья Денисова видит в тюменском ковре огромный потенциал.
«Для меня Тюменский ковер – это бренд региона. Как тульский пряник или вологодское кружево. Я знаю, что многие туристы, планируя поездку в Тюмень, ставят обязательным пунктом знакомство с ковроткачеством. Через ковер мы можем рассказать о людях региона, их истории и ценностях».
Участие в фестивале Тюменского ковра – важная часть этой просветительской миссии.
«Я рада, что этот фестиваль снова привлекает внимание к нашим традициям, что это напоминание о нашей истории, о душе нашего региона. Будем снова рассказывать про ковры, показывать их красоту», – говорит она.
А тем, кто хочет по-настоящему понять ценность махрового ковра, Наталья советует не ограничиваться картинками.
«Советую знакомиться с настоящими вещами. Его нужно потрогать, почувствовать шерсть, попробовать себя в роли ткачихи. Приходите в мастерскую – под бой часов и шум самовара я расскажу, как рождается эта тканая летопись Сибири».