Найти в Дзене
Тюменская область

От шерсти до наследия: как в Тюмени возрождают легендарный махровый ковер

Тюменка Наталья Денисова – потомственная мастерица и руководитель мастерской тюменского махрового ковра. Вот уже много лет она создает махровые шедевры и хранит секреты сибирского ковроткачества. Ежегодно Наталья принимает участие в Сибирском фестивале тюменского ковра. Каждый раз она отмечает для себя: то, что когда-то делали ее прабабушка и бабушка, – живое ремесло, которое говорит с современными горожанами на языке тепла, памяти и подлинности. Махровый ковер для нее – не музейный экспонат, а семейная история, ставшая призванием. И этот фестиваль стал лишь одним из шансов показать, как кропотливый труд мастеров день за днем возрождает уникальную традицию, которой в 2024 году исполнилось 300 лет. Сибирский фестиваль тюменского ковра прошел на улице Дзержинского с 6 по 7 декабря. Гостей ждали выставки, мастер-классы и театрализованные экскурсии, где историю рассказывали от лица ямщиков и купцов прошлого. Но за красочным фасадом фестиваля стоит кропотливая, почти забытая работа мастеров
Оглавление

Тюменка Наталья Денисова потомственная мастерица и руководитель мастерской тюменского махрового ковра. Вот уже много лет она создает махровые шедевры и хранит секреты сибирского ковроткачества.

Ежегодно Наталья принимает участие в Сибирском фестивале тюменского ковра. Каждый раз она отмечает для себя: то, что когда-то делали ее прабабушка и бабушка, – живое ремесло, которое говорит с современными горожанами на языке тепла, памяти и подлинности. Махровый ковер для нее – не музейный экспонат, а семейная история, ставшая призванием. И этот фестиваль стал лишь одним из шансов показать, как кропотливый труд мастеров день за днем возрождает уникальную традицию, которой в 2024 году исполнилось 300 лет.

Сибирский фестиваль тюменского ковра прошел на улице Дзержинского с 6 по 7 декабря.

Фото: администрация города Тюмени
Фото: администрация города Тюмени

Гостей ждали выставки, мастер-классы и театрализованные экскурсии, где историю рассказывали от лица ямщиков и купцов прошлого.

Фото: администрация города Тюмени
Фото: администрация города Тюмени

Но за красочным фасадом фестиваля стоит кропотливая, почти забытая работа мастеров, день за днем возрождающих уникальную традицию.

Фото: администрация города Тюмени
Фото: администрация города Тюмени

«Это моя личная семейная история»

Почему кто-то в XXI веке решает посвятить жизнь ручному ткачеству? Для Натальи Денисовой выбор был предопределен.

На фото Наталья Денисова, руководитель мастерской тюменского махрового ковра. Фото из личного архива
На фото Наталья Денисова, руководитель мастерской тюменского махрового ковра. Фото из личного архива
«Я потомственная ковровщица, моя прабабушка, бабушки и мама ткали такие ковры, поэтому ковер махровый знаком мне с детства. Поэтому, когда я искала себя в ремесленной сфере, поняла, что очень много знаю про махровые ковры. Я умею их ткать, и для меня это моя личная семейная история», – объясняет Наталья.
Фото из личного архива Натальи Денисовой
Фото из личного архива Натальи Денисовой

Ее мастерская имеет статус предприятия народных художественных промыслов (НХП). Это накладывает особую ответственность – не просто создавать, но и сохранять эталонную традицию, проходя строгий художественный совет сначала на региональном, а затем и на федеральном уровне.

Долгий путь ковра: от овцы до узора

Процесс рождения ковра – это путешествие во времени. Он начинается не с рисунка, а с подготовки материала.

«Все начинается с овечьей шерсти. Ее перебирают, сортируют, прочесывают. Из этой шерсти мы пряду́т нить на прялках, обычно на колесных. Далее эту нить стирают, окрашивают, заправляют ткацкий стан», – описывает первые шаги Наталья.
Фото из личного архива Натальи Денисовой
Фото из личного архива Натальи Денисовой

Затем в работу вступает эскиз. Узоры не придумывают – их находят.

«Мы опираемся именно на лучшие образцы. Это и музейные фонды, и старинные ковры, которые мы находим в экспедициях, общаясь с мастерицами, с бабушками. Очень многие ковры у нас в работе – это наши семейные реликвии».

Сама Наталья называет одним из главных вдохновляющих образцов «ковер Розы Федоры» – работу своей прабабушки, созданную в начале XX века, которую мастерская недавно повторила.

На фото «ковер Розы Федоры», созданный в мастерской тюменского махрового ковра. Фото из личного архива Натальи Денисовой
На фото «ковер Розы Федоры», созданный в мастерской тюменского махрового ковра. Фото из личного архива Натальи Денисовой

Когда станок заправлен, начинается медитативный и невероятно трудоемкий процесс ткачества. Цветные шерстяные отрезки длиной 3,5 см («жички») завязывают узелками на нитях основы, строго следуя технологической карте.

Фото из личного архива Натальи Денисовой
Фото из личного архива Натальи Денисовой
«На ковер размером 1,5 на 2 метра уходит обычно до полугода. Это действительно очень длительный процесс, полный цикл от овечьей шерсти до готового изделия», – подчеркивает мастер.
Фото: информационный центр правительства Тюменской области
Фото: информационный центр правительства Тюменской области

Трудности, которые плетут характер

Возрождение промысла – дело, полное вызовов. Первая проблема – материал.

«Очень сложно найти качественную шерсть, – говорит Наталья. – Фермеры сейчас держат овец в основном ради мяса. А у мясных пород шерсть грубая, с ней сложно работать. Проблема – найти фермера с хорошей шерстяной породой».
Фото из личного архива Натальи Денисовой
Фото из личного архива Натальи Денисовой

Вторая – кадры. После закрытия соответствующей специальности в Институте культуры новых мастеров почти не готовят.

«Приходится не просто искать желающих, а обучать их с нуля. На это уходит много времени», – объясняет она.
Фото из личного архива Натальи Денисовой
Фото из личного архива Натальи Денисовой

Но, пожалуй, главная сложность – стереотипы в восприятии.

«У многих отношение к этим коврам предвзятое. Считают, что ковер – это пережиток старины, символ бедности, “пылесборник”. Не понимают, что такое народное творчество, не ценят традиции… Поэтому приходится очень много работать, “образовывать” потребителя», – с сожалением отмечает Наталья.
Фото из личного архива Натальи Денисовой
Фото из личного архива Натальи Денисовой

Именно для этого мастерская проводит экскурсии, где показывают весь процесс, говорят о культурном коде, заложенном в ремесле.

«Мы напоминаем о семейных ценностях. И это дает плоды: люди начинают ценить ковры, которые остались в семье, понимать, что это реликвия. Что это дорого, потому что там – труд, любовь и тепло рук их предков».
Фото: информационный центр правительства Тюменской области
Фото: информационный центр правительства Тюменской области

Ковер как бренд и будущее региона

Несмотря на трудности, Наталья Денисова видит в тюменском ковре огромный потенциал.

«Для меня Тюменский ковер – это бренд региона. Как тульский пряник или вологодское кружево. Я знаю, что многие туристы, планируя поездку в Тюмень, ставят обязательным пунктом знакомство с ковроткачеством. Через ковер мы можем рассказать о людях региона, их истории и ценностях».

Участие в фестивале Тюменского ковра – важная часть этой просветительской миссии.

Фото: администрация города Тюмени
Фото: администрация города Тюмени
«Я рада, что этот фестиваль снова привлекает внимание к нашим традициям, что это напоминание о нашей истории, о душе нашего региона. Будем снова рассказывать про ковры, показывать их красоту», – говорит она.

А тем, кто хочет по-настоящему понять ценность махрового ковра, Наталья советует не ограничиваться картинками.

Фото: информационный центр правительства Тюменской области
Фото: информационный центр правительства Тюменской области
«Советую знакомиться с настоящими вещами. Его нужно потрогать, почувствовать шерсть, попробовать себя в роли ткачихи. Приходите в мастерскую – под бой часов и шум самовара я расскажу, как рождается эта тканая летопись Сибири».

Шоколадное искусство: как в Тюменской области создают уникальные сладости

Тюменские мастера расширяют горизонты на «Ярмарке мастеров»

Колмаковский пряник: от купеческих традиций до современности