Найти в Дзене

Галапагосы, книга, но не Дарвина, а Курта Воннегута

Обложка
Обложка

Продолжаю подборку любимых книг из личной библиотеки

Этот томик пришёл ко мне уже не помню откуда, вроде бы его вытащили то ли с помойки, то ли из костра.

Прочитал в автобусе на одном дыхании. «Да, партизаны, вот как надо работать!» Потом ещё раз перечитывал. Давал кому-то почитать. Кажется, никому не понравилось. И кто-то, склонный карать книги за грехи человечества, её-таки ликвидировал...

Считаю роман, написанный в 1985 году (году моего рождения) самой крутой книгой из всех прочитанных. Если бы я был писателем (а не тем, кем являюсь), то считал бы свой долг перед человечеством выполненным, написав ТАКОЕ. Ну, а то, что людям не «заходит» - это понятно. Я и не говорил, что книга весёлая.

Курт Воннегут

Американский писатель (1922-2007) с очень противоречивыми оценками соотечественников. От «культового и классического» до презираемого и прижимаемого народом и властями. Кто-то склонен видеть в нём обычного бульварного писаку (моё мнение об IQ и моральных качествах этого «кого-то» не очень высокое).

Из биографии писателя наиболее важным (для читателя-потребителя спустя столько десятилетий) является его участие во Второй Мировой.

Он был урождённым немцем. В припадке патриотизма записался в американский контингент в Европе (добровольцем и не с первого раза). Солдатом оказался так себе. Никого не убил. Попал в плен к немцам, работал в Дрездене на описанной им впоследствии бойне номер 5. Голодал, получал по морде. Потом случилась знаменитая по размаху бомбардировка союзниками Дрездена, где Воннегут определённо немного двинулся рассудком. Впрочем, в дальнейшем творчестве ему это скорее помогало, чем мешало. Освободили его советские войска, после чего Курт Воннегут вернулся в США. Был награждён «Пурпурным сердцем» за обморожение.

Потом устроился на фабрику «Дженерал электрик» с остро людоедскими капиталистическими порядками. Работа приносила ему деньги, однако он желал быть писателем.

О чём был его первый роман «Механическое пианино» 1957 года.

Обложка
Обложка

Критика и читатели книгу большей частью не заметили. Успех пришёл после переиздания в "жёлтом" формате несколько лет спустя.

ИМХО — первый роман оказался скучноватым (сравнивая с последующими), однако при прочтении в 2025 году выглядит поразительно современным. Чёткое разделение людей на классы элиты, имеющей отношение к созданию роботов с ИИ, и черни, для которой будущего нет...

«Колыбель для кошки» 1963 года — психоделический роман о конце света. Наполнен чёрным юмором, мрачными пророчествами и откровенным сюром на грани бреда шизофреника.

Серьезные дяди и тёти пожимали плечами или плевались ядом, зато богема и длинноволосая босота роман обожала! Так Курт Воннегут стал бешено популярен среди хиппи, рокеров и прочих жизнелюбцев. Сомневаюсь, что все обшарашенные подростки поняли, в чём там была соль, но для модной книги это и необязательно. Главное запомнить словечки вроде «боконизма» и «товарища по карасу» и в нужный момент ими козырнуть.

«Бойня номер пять или крестовый поход детей» 1969 года — на первый взгляд более серьёзный роман на тему войны и Дрездена.

Однако вряд ли американским кока-кольным патриотам мог понравиться посыл романа. Весьма недобрая антив@енная книга. Особенно актуальная на фоне нового вооружённого конфликта, как раз разгоравшегося тогда во Вьетнаме.

Лейтмотивом по роману проходит фраза «такие дела», произносящаяся в момент, когда кто-то из участников «Бойни» умирает. То есть — часто. Хронология и логика сдвинуты в режиме спутанной речи в результате ПТСР.

Мне это жуткое фрагментированное повествование сильно напомнило довольно неприятное воспоминание из «Дня Ветеранов» в школе, когда читать нам лекцию о патриотизме пригласили старичка с иконостасом на груди и Альцгеймером в голове... Он заплетался в словах, терял нить повествования и вообще не понимал, как здесь оказался. Когда ветеран ушёл, придавлено молчали даже самые жизнерадостные хулиганы.

Имеется экранизация. Очень удачная — то есть соответствующая по духу. Ничего не помню, кроме того, что пересматривать не хочется.

Галапагосы

Я не люблю писать на книги спойлеры... Однако данный роман как раз с этого и начинается. То есть — с конца. Конца романа и конца человеческой цивилизации. С понтом, кому эта идея не понравилась, может книгу выбросить и дальше не мучиться. Не напрягать кору больших полушарий.

Я, разумеется, стал читать, как же люди до такого дошли.

С удивлением отметил, что пожилой писатель, да ещё с явными проблемами «с кукухой» взял на себя труд разобраться с тем, как работает эволюция (вместо того чтобы просто её отвергнуть в своей гордыне или высосать из пальца какую-нибудь сказку про бегающие растения и Черепашек-ниндзя). Поэтому с точки зрения синтетической теории эволюции роман не имеет противоречий. И должен понравиться любому биологу уже поэтому.

Итак спойлер: человечество самоликвидировалось. Как именно — не суть важно, и в романе об этом не говорится, видимо в результате Третьей Мировой — ядерной войны без победителей.

Выжила лишь горстка людей самого разного социального положения. Иллюстрирующая простой, но не очевидный тезис: чтобы не вымереть, не обязательно быть самым сильным, умным, злым и озабоченным. Нужно выжить во время кризиса и суметь оставить плодовитое потомство. Остальное — детали, сублимация, лирика.

Вообще-то люди не очень стремились размножаться на Черепашьем архипелаге, но... Они размножились.

И вот, прошёл миллион лет. Ни один корабль к Галапагосам не приплывал — нет больше кораблей.

Люди приспособились. Прежде всего избавились от эволюционного «костыля» - большого, очень сложного и энергетически прожорливого головного мозга. Он здесь ни к чему.

Зато люди отрастили ласты, приобрели обтекаемую форму тела и ловят рыбу зубами, конкурируя с морскими львами и котиками. Когда зубы изнашиваются, годам к 30, человек умирает с голоду...

Такие дела!