Найти в Дзене
Рок на БиС

Венгерский рок. Часть 42. Omega. 1986-1987

В 1986-м году небогатая в последнее время на яркие краски, как это было отмечено в нашей прошлой заметке творческая биография Omega была «расцвечена» двумя событиями. Во-первых, группа была отмечена премией имени Ференца Листа, которая вручается в Венгрии за выдающиеся достижения в области музыки, причём строго персонально. «Омеговцы» оказались единственными «коллективными» лауреатами этой престижнейшей (по национальным, конечно, меркам, награды).  Группа Omega. Фото сайта zene.hu Вторым событием стал выход очередного, двенадцатого по счёту студийника ансамбля, вновь получившего собственное название — «A föld árnyékos oldalán» (На тёмной стороне Земли). Альбом представлял собой своего рода «обманку» - несмотря на «космическое» название, вызывающее ассоциации с нетленным творением Pink Floyd, и соответствующую обложку, в музыкальном плане возвращения к прежнему звучанию и «звёздной» стилистике не произошло. Начиналась пластинка многообещающе — вступлением к заглавной песней в духе бл

В 1986-м году небогатая в последнее время на яркие краски, как это было отмечено в нашей прошлой заметке

творческая биография Omega была «расцвечена» двумя событиями. Во-первых, группа была отмечена премией имени Ференца Листа, которая вручается в Венгрии за выдающиеся достижения в области музыки, причём строго персонально. «Омеговцы» оказались единственными «коллективными» лауреатами этой престижнейшей (по национальным, конечно, меркам, награды). 

Группа Omega. Фото сайта zene.hu
Группа Omega. Фото сайта zene.hu

Вторым событием стал выход очередного, двенадцатого по счёту студийника ансамбля, вновь получившего собственное название — «A föld árnyékos oldalán» (На тёмной стороне Земли). Альбом представлял собой своего рода «обманку» - несмотря на «космическое» название, вызывающее ассоциации с нетленным творением Pink Floyd, и соответствующую обложку, в музыкальном плане возвращения к прежнему звучанию и «звёздной» стилистике не произошло. Начиналась пластинка многообещающе — вступлением к заглавной песней в духе блестящих релизов конца 70-х годов: 

Яндекс — поиск по видео

Было в этом номере и гитарное соло, и смена темпа. А дальше…  Большинство треков на пластинки представляли собой совершенно безликие песенки в стиле электронной «новой волны». В качестве примера можно взять практически любой номер. Ну, хотя бы, второй в трек-листе «Hallgatag Szív» (Молчаливое сердце): 

Яндекс — поиск по видео

За «космическую тематику» в альбоме «отвечала» песня «Fekete Doboz» (Чёрный ящик), посвящённая произошедшей совсем недавно — в январе того самого 1986-го года  —  трагедии американского шаттла «Челленджер»: 

Omega - Fekete doboz (1986) — Видео от Поклонники группы Omega

При всём уважении к «омеговцам» и памяти погибших астронавтов, номер, на наш взгляд, не выдающийся… Впрочем, был на «Тёмной стороне» и полноценный хит, надолго вошедший в концертный сет группы — торжественная гимноподобная песня «Fekete pillangó» (Чёрная бабочка), которую так хорошо петь хором вместе с залом. Что «омеговцы» и делали, в том числе, в компании других рок-звёзд, в частности, столь любимых и уважаемых у нас немецких Scorpions

Закрывая тему двенадцатого студийника Omega, добавим лишь то, что автором всех текстов вновь выступил Петер Шюйи, а записан он был всё тем же «золотым» квинтетом Кобор-Бенкё-Михай-Молнар-Дебрецени. По итогам года альбом «A föld árnyékos oldalán» занял в Венгрии шестое место, что было достойным результатом, но уже не триумфом, к которому «омеговцы» приучили своих поклонников в конце семидесятых.

Ещё в процессе работы над альбомом «A föld árnyékos oldalán» «омеговцы» поняли, что дальнейшая «электронизация» звучания и увлечение «новой волной» — это путь в никуда. Выбранная для одиннадцатого и двенадцатого студийников стилистика не позволяла музыкантам группы в полной мере использовать их возможности как инструменталистов и амбиции как композиторов и аранжировщиков. И начиная в 1987-м году работу над новой пластинкой, «омеговцы» в очередной раз «поменяли курс» — тринадцатый студийник группы, в очередной раз получивший собственное название — «Babylon», был записан в стиле входящего в моду «нео-прога». Хотя продюсером альбома (как и предыдущего) числился Янош Кобор, главной фигурой, ответственной как за концепцию релиза, так и за саунд, стал новый персонаж в истории Omega — Андраш Трункош (Trunkos András), который не только «нарулил» звук, запрограммировал электронные клавишные и ударные, но и стал автором всех текстов с уклоном в восточную мистику, а также, по некоторым сведениям, кое-где сыграл и партию баса. Сам Андраш начинал к конце 70-х как бас-гитарист ряда  венгерских групп «второго-третьего ряда», но довольно скоро сосредоточился на работе продюсера и текстовика.  В начале 80-х он сотрудничал с командой Rolls, которую заметил и пытался продвинуть Кобор. «Меки» и привёл Трункоша в Omega, когда в группе наметился дефицит свежих идей.

Концепция «Вавилона» базировалась на «неубиваемом» сочетании пафосных медляков с мелодичными, не слишком «навороченными» боевиками. Ярким представителем первых был номер «Hajnali Ocean» (Рассветный океан) с синтезированным детским хором, навевающим некоторые ассоциации с треком  «Мother» с бессмертного флойдовского эпика «The Wall»: 

В том же ключе был решена и песня «Holdvirág» (Лунный цветок), где саунд группы, по совету Трункоша, был «освежён» саксофоном, на котором сыграл Ференц Мук (Muck Ferenc): 

Несколько забегая вперёд, заметим, что новые краски в звучание Omega продюсерская команда этого релиза пыталась добавить и путём привлечения к записи ещё одного гитариста, который играл бы в другой манере, нежели Дьёрдь Молнар. В качестве такового был привлечён Тамаш Мохаи (Mohai Tamás), более известный как джазовый исполнитель. Насколько велик оказался его вклад в музыку альбома «Babylon» измерять не возьмёмся, но, что касается Мука, то его саксофон безусловно оказался весьма кстати, в частности, добавив драматизма в одну из лучших, на наш взгляд, вещей на пластинке — «Utolsó ítélet» (Страшный суд): 

Utolsó ítélet - Omega | слушать бесплатно онлайн | музыкальный портал Musify

Ну а в качестве примера энергичного рок-номера с этого релиза мы, вполне ожидаемо, выбрали заглавный трек «Babylon»

Главным же событием 1987-го музыкального года для Omega и, рискнем предположить, для всей венгерской «рок-общественности» стало празднование четвертьвекового юбилея главной группы страны. Два концерта ансамбля, состоявшиеся в начале сентября на легендарном будапештском «Малом стадионе», прошли с большим успехом. Тем более, что в шоу приняли участие с целым «сетом» звёздные «экс-омеговцы» Габор Прессер и Йожеф Лаукс. Концерт был записан в адио- и ведеоформате, но официально был издан только на VHS-кассете в 1993-м году. Часть аудио-контента вышла в качестве бонуса на переиздании альбома «Babylon» 2024-го года. Всё это тем более странно, что в Германии качественная запись и видео этого отличного шоу была широко доступна уже в 1988-м году… Но так или иначе с удовольствием предлагаем посмотреть «Omega Jubileumi Koncert»:

Яндекс — поиск по видео

Были в 1987-м году и другие достаточно яркие события, вроде участия в программе восточногерманского телевидения вместе с легендой британского рока Status Quo и получения разного рода музыкальных наград за прошлые достижения. Но всё это не означала выхода на новый творческий уровень, не прибавляло музыкантам желания продолжать вместе и в том же духе. И как результат «омеговцы» без лишнего шума решили взять паузу, которая затянулась на целые семь лет. Но в 1994 году  Omega вернулась. Однако об этом в следующий раз...

Продолжение следует.

Автор статьи - МЮ

Предыдущие материалы по теме:

Венгерский рок | Рок на БиС | Дзен