В нашей прошлой заметке (ссылка внизу) мы попрощались с «космическим» этапом в творческой биографии Omega. Следующая стадия музыкального развития группы, по крайней мере согласно её официальной «дискобиографии», носила название «прогрессивные восьмидесятые». Конечно, «омеговцы» и в семидесятых исполняли тот же самый прогрессив-рок, но в следующей декаде их музыка, к разочарованию многих верных поклонников (и автора этих строк в том числе), стала пожестче, более экспериментальной, отчасти запрограммированной, лишилась некоторой части своей мелодичности, атмосферности и, как это ни трудно сформулировать, романтичности. Ничего не поделаешь — время, мода, технический прогресс и суровые законы музыкального бизнеса диктовали свои условия…
Зримым проявлением перехода Omega в иное качество стала смена музыкального лейбла, под которым выходили пластинки группы на Западе, — место относительно независимой и не самой большой рекорд-компании Bacillus/Bellaphon заняла крупная международная медиа-корпорация WEA. Там «омеговцы» оказались под крылом самого Фрэнка Фариана (Frank Farian), представлять которого людям, хоть немного интересующимся популярной музыкой, необходимости нет. Но первый же релиз, к записи которого Omega приступила в апреле 1980-го года под руководством «мага и волшебника» Фрэнка и озаглавленный «Working», получился, мягко говоря, не очень… Сохранивший свою позицию саунд-продюсер Петер Хауке, по указанию мэтра, попытался придать музыке венгров «немецкое ново-волновое звучание», которое не пришлось по душе ни исполнителям, ни публике. Даже в Германии, где «омеговцы» в 1980-м дали большой тур, зрители принимали новые вещи группы довольно прохладно и требовали знакомые «космические» хиты. Вот как звучала Omega в заглавном номере этом альбоме:
Не спасло «Working» даже то, что английские тексты для релиза написал никто иной, как Тони Кейри (Tony Carey). Как результат, в последующие 15 лет англоязычных альбомов «омеговцы» не выпускали…
На следующий год, в 1981-м воспоследовал и очередной, десятый венгерский релиз команды, вновь получивший собственное название — «Az Arc» (Лицо).
Недовольные звуком, который «нарулил» Хауке, «омеговцы» перезаписали номера, представленные на «Working», что сделало их несколько лучше. Наиболее интересными треками на альбоме были, на наш взгляд, «A holló» (Ворон):
и заглавный «Az Arc»:
Первый был сделан в более «тяжёлом» ключе, а второй — ближе к прежней «космической» стилистике. Кстати, вот как звучала в венгерском варианте прежняя композиция «Working», получившая в этом случае название «Kemény Játék» (Тяжелая игра) (нам кажется, что лучше, чем в английском):
Все тексты для альбома вновь написал Петер Шюйи.
Пластинка в целом неплохо была встречена публикой и в итоге поднялась в годовом хит-параде альбомов до вполне достойного седьмого места. Но всё равно, это было уже не то… Стало ясно, что Omega на пороге кризиса. Если уже не в нём…
И закономерно, что следующий альбом стал провальным. Во всяком случае, на фоне всех предыдущих релизов группы. Многие считают пластинку 1982-го года «Omega XI» (на этот раз обошлось без собственного названия) самой слабой в дискографии ансамбля.
Музыка команды ещё более упростилась, стала однообразной и «механистичной». Использование новомодных секвенсоров и электронных ударных, как ни парадоксально, только обеднило музыкальную палитру альбома, не содержавшего ни ярких, «хитовых» мелодических ходов, ни «закрученных» гармоний, ни виртуозных инструментальных партий. К тому же, по мнению многих критиков и поклонников Omega, релиз был не очень удачно записан - «дребезжащие» ударные, навязчивый электронный бас, «плоско» звучащий вокал… Если бы не высочайший авторитет группы и «магия имени» альбом «Omega XI» остался бы вообще незамеченным на фоне поднимающейся «новой волны» венгерского прог-рока, наиболее яркими представителями которой были на тот момент группы ЕАST и Solaris. Сколь-нибудь заметными треками на данном релизе можно, пожалуй, считать лишь энергичную «открывашку» «Ajánlott útvonal» (Рекомендованный маршрут):
и основанный на жёстком гитарном рифе «Kötéltánc» (Танец канатоходца):
Несколько скрасил для «омеговцев» ощущение возникшего творческого тупика большой успех серии юбилейных — посвященных двадцатилетию группы — стадионных концертов, прошедших в ноябре того же 1982-го года в Будапеште. Пять шоу посетили более шестидесяти тысяч поклонников Omega, восторженно принимавших своих кумиров, несмотря на то, что бОльшую часть прозвучавших композиций составляли номера с двух последних, не самых сильных альбомов ансамбля. По итогам юбилея известным венгерским кинорежиссёром Миклошем Янчо (Jancsó Miklós) был снят полнометражный фильм «Omega Omega Omega», в который вошла не только запись концерта, но и интервью с музыкантами и игровые сценки, некоторые из них довольно пикантные. Фильм вышел небезынтересным и, пожалуй, его стоит выложить целиком:
В следующем 1983-м году вышел и записанный тогда же двойной концертник «Jubileumi Koncert» (известный также как «Double Live»), новых лавров квинтету, впрочем, не прибавивший. После этого группа погрузилась в некоторое подобие «творческого анабиоза», периодически прерываемого небольшими концертными турами со старым материалом. Один из них — по ГДР — был проведён в компании местных суперзвёзд Puhdys. Одновременно Бенкё и Михай работали над своими сольными пластинками, иногда привлекая для этого и других коллег по группе. К записи очередного студийника «омеговцы» приступили только в конце 1985-го года. Но об этом — в следующий раз.
Продолжение следует.
Автор статьи - МЮ
Предыдущие материалы по теме: