Найти в Дзене
Познающий

8 стадий развития личности через которые проходит каждый из нас

Модель психосоциального развития Эрика Эриксона предполагает, что
мы проходим восемь стадий развития в течение жизни, каждая из которых
связана с ключевым конфликтом, влияющим на наше последующее
функционирование. Теория Эриксона часто используется психологами для определения основных потребностей человека на определённом этапе его жизни и роли, которую эти потребности играют в его социальной среде. Эрик Эриксон (1902–1994) — немецко-американский психолог и психоаналитик, получивший известность благодаря своей теории психосоциального развития. В отличие от Фрейда, который сосредоточился главным образом на биологических факторах, Эриксон считал, что развитие человека определяется в значительной степени социальными взаимодействиями и влиянием социальной среды. 8 стадий психосоциального развития Как уже говорилось выше, согласно Эрику Эриксону, существует восемь основных стадий психосоциального развития. Каждая из стадия соответствует определённому этапу жизни, отражая наиболее выраже
Оглавление

Модель психосоциального развития Эрика Эриксона предполагает, что
мы проходим восемь стадий развития в течение жизни, каждая из которых
связана с ключевым конфликтом, влияющим на наше последующее
функционирование.

Теория Эриксона часто используется психологами для определения основных потребностей человека на определённом этапе его жизни и роли, которую эти потребности играют в его социальной среде.

Эрик Эриксон (1902–1994) — немецко-американский психолог и психоаналитик, получивший известность благодаря своей теории психосоциального развития. В отличие от Фрейда, который сосредоточился главным образом на биологических факторах, Эриксон считал, что развитие человека определяется в значительной степени социальными взаимодействиями и влиянием социальной среды.

8 стадий психосоциального развития

Как уже говорилось выше, согласно Эрику Эриксону, существует восемь основных стадий психосоциального развития.

Каждая из стадия соответствует определённому этапу жизни, отражая наиболее выраженную потребность человека на данном этапе.

-2

⚠️ Важно уточнить! Теория предлагает общую схему, индивидуальное развитие может варьироваться в зависимости от личного опыта, культурных влияний и факторов окружающей среды.

🔶 Стадия 1: Доверие или недоверие (0–2 года)

Эриксон утверждает, что на этом этапе основная психологическая потребность младенцев — это доверие к родителям или лицам, осуществляющим уход. Младенцы полностью зависят от своих воспитателей в еде, крове, тепле и любви. Постоянное удовлетворение этих потребностей помогает младенцам чувствовать себя в безопасности и развивает чувство доверия, которое должно стать основой будущего развития. И наоборот, непостоянный или пренебрежительный уход может привести к чувству недоверия, из-за чего младенец может начать воспринимать мир как непредсказуемый или небезопасный.

🔶 Стадия 2: Автономия против стыда и сомнений (18 месяцев – 3 года)

На этом этапе малыши начинают пытаться самостоятельно выполнять простые задачи, такие как надевание обуви, мытьё рук или одевание. Именно это стремление к самостоятельности и приводит к развитию начальной автономии. Вместо того, чтобы чрезмерно опекать или критиковать, родителям рекомендуется предоставлять малышам возможность проявлять инициативу и принимать собственные решения. Если малышам не давать достаточно места для развития самостоятельности, это может повлиять на их уверенность в себе и привести к стыду и сомнениям в будущем.

Когда родители находят баланс между поощрением самостоятельности и оказанием соответствующей поддержки, они помогают малышам заложить основу для уверенности в себе и принятия решений в будущем.

🔶 Стадия 3: Инициатива против чувства вины (3–5 лет)

На этом этапе дети становятся заметно более активными и осознанными, а также начинают самоутверждаться в социальном взаимодействии со сверстниками. Обычно это происходит во время игр и обучения: дети экспериментируют с планированием и принятием решений и начинают просить о том, чего хотят, будь то одолжить игрушку или присоединиться к игре. Дети, которым предоставлено пространство для исследования и проявления инициативы, обретают большую уверенность в своих силах. В то же время, у тех, кого игнорируют или чрезмерно ограничивают, может развиться чувство вины, поскольку они могут начать считать свои действия или желания неправильными.

🔶 Стадия 4: Трудолюбие против неполноценности (5–12 лет)

Этот этап посвящен развитию компетенций в таких областях, как академические знания, социальное взаимодействие, художественные таланты, спортивные способности и навыки решения проблем. На этом этапе дети быстро знакомятся с учебным процессом и стремятся продемонстрировать свои знания с помощью различных заданий, тестов и экзаменов.

Ключевым мотиватором, побуждающим детей в этом возрасте к достижениям, является одобрение и признание со стороны учителей, родителей и сверстников. Если им это удаётся, дети усваивают ценность трудолюбия, что может отразиться на всех аспектах их жизни и вдохновить их на дальнейшее стремление к успеху. И наоборот, у детей, которые показывают плохую успеваемость или сталкиваются с нереалистичными ожиданиями, часто развивается чувство неполноценности, которое может подорвать самооценку и помешать дальнейшему развитию.

🔶 Стадия 5: Идентичность против замешательства (12–18 лет)

Этот этап характеризуется значительными физическими, психическими и эмоциональными изменениями, вызванными половым созреванием. Подростки пытаются сформировать свою идентичность, основываясь на своих убеждениях, целях, личных ценностях и социальных ролях.

Подростки, способные определить свои личные цели, ценности и самоощущение на этом этапе, развивают сильное чувство идентичности, которое будет продолжать развиваться по мере их взросления и приобретения нового опыта. Однако те, кто не получает должной поддержки со стороны своих воспитателей или сверстников, обычно в конечном итоге испытывают неясность относительно того, кто они как личности, кем хотят быть и каким может быть их будущее.

Положительное социальное взаимодействие и безопасная среда для самовыражения имеют решающее значение для того, чтобы помочь подросткам преодолеть этот этап.

🔶 Стадия 6: Близость против изоляции (18–40 лет)

Шестой этап — самый обширный период развития — от ранней зрелости (18 лет) до начала средней зрелости (40 лет), где основной задачей развития является формирование значимых личных отношений.

На этом этапе трудности связаны с установлением и поддержанием новых отношений с людьми за пределами семьи. Это включает в себя не только романтические отношения, но и платонические отношения с близкими друзьями или глубокие эмоциональные связи с другими людьми.

У людей, которые не способны устанавливать близкие связи — будь то из-за страха уязвимости, отвержения или внешних обстоятельств — может развиться страх близости, и они могут начать испытывать одиночество и изоляцию.

Человек, который способен делиться собой с другими и при этом сохранять сильное чувство индивидуальности, сможет заложить основу для здоровых и прочных отношений на всю свою жизнь.

🔶 Стадия 7: Генеративность против застоя (40–65 лет)

Седьмой этап психосоциального развития человека приходится на возраст от 40 до 65 лет и фокусируется на потребности вносить значимый вклад в развитие общества и будущих поколений.

На этом этапе люди стремятся достичь чувства продуктивности и оставить после себя наследие. Высокие результаты на работе, воспитание детей, наставничество над молодым поколением, достижение своих целей или участие в общественной деятельности — вот некоторые примеры того, как зрелые люди будут пытаться саморазвиваться на этом этапе.

Люди, успешно развивающие чувство генеративности, будут испытывать удовлетворение от осознания того, что они оказали влияние на различные аспекты своей жизни. Люди, испытывающие трудности с поиском цели или ощущающие себя оторванными от своей роли, напротив, могут начать испытывать чувство застоя и в результате начать ощущать себя непродуктивными и нереализованными.

Когда люди способны заниматься активным размышлением, ставить новые цели и находить способы общения и вносить вклад в жизнь других, они способны развивать чувство цели и преемственности, которое поможет им преуспеть на этом этапе.

🔶 Стадия 8: Целостность против Отчаяния (65 лет и старше)

Последняя стадия психосоциального развития наступает с 65 лет и позже и фокусируется на размышлениях о своей жизни и оценке её общего смысла и оказанного влияния.

На этом этапе человек осмысливает свою жизнь и всё, чего он достиг. Эта оценка может привести либо к искреннему чувству целостности и гордости у тех, кто доволен своей жизнью, либо к чувству сожаления у тех, кто ею не доволен.

Однако, в отличие от предыдущих стадий, Эриксон подчеркивает, что эта стадия является изменчивой: люди на этой заключительной стадии могут переключаться между чувствами удовлетворения и сожаления, продолжая размышлять о своем опыте.

Теория психосоциального развития Эрика Эриксона предлагает ценные знания об этапах человеческого развития и трудностях, с которыми мы сталкиваемся на протяжении всей жизни. Каждый этап, от формирования доверия в младенчестве до размышлений о нашем наследии в более поздние годы, формирует наши отношения, самоощущение и общее благополучие. Эта теория помогает нам глубже понять свою жизнь и жизнь окружающих, позволяя нам выстраивать отношения и брать на себя ответственность с большим пониманием и смыслом.