Найти в Дзене
Познающий

Почему наши воспоминания лгут? Ловушки памяти и эффект Манделы

Вы наверняка помните множество событий из своего детства, но представьте, что однажды, когда вы в очередной раз будете вспоминать, например, как вам было весело, во время поездки на машине на море, ваша Мама скажет вам, что ничего подобного никогда не происходило. На море вы всегда ездили на поезде, а машины у вас вообще никогда не было. Ложные воспоминания — это попытки нашего разума собрать воедино картину прошлого. Таким образом, возможно, что событие, которое вы храните в памяти, на самом деле является плодом вашего воображения. Исследования в области когнитивной нейропсихологии показали, что память, как реконструктивный процесс, может быть подвержена ошибкам или искажениям, возникающим из-за различных нарушений на различных этапах процесса, таких как кодирование, консолидация или извлечение. Искажённые воспоминания могут быть результатом дезинформации. Профессор психологии Элизабет Ф. Лофтус изучала этот феномен в 1970-х годах. Её исследования показали, что, когда люди, ставшие с
Оглавление

Вы наверняка помните множество событий из своего детства, но представьте, что однажды, когда вы в очередной раз будете вспоминать, например, как вам было весело, во время поездки на машине на море, ваша Мама скажет вам, что ничего подобного никогда не происходило. На море вы всегда ездили на поезде, а машины у вас вообще никогда не было.

Ложные воспоминания — это попытки нашего разума собрать воедино картину прошлого.

Таким образом, возможно, что событие, которое вы храните в памяти, на самом деле является плодом вашего воображения.

Исследования в области когнитивной нейропсихологии показали, что память, как реконструктивный процесс, может быть подвержена ошибкам или искажениям, возникающим из-за различных нарушений на различных этапах процесса, таких как кодирование, консолидация или извлечение.

Сила внушения

Искажённые воспоминания могут быть результатом дезинформации. Профессор психологии Элизабет Ф. Лофтус изучала этот феномен в 1970-х годах. Её исследования показали, что, когда люди, ставшие свидетелями какого-либо события, позже сталкиваются с новой и вводящей в заблуждение информацией о нём, их воспоминания часто искажались.

В одном из экспериментов участники наблюдали за смоделированной автомобильной аварией на перекрёстке со знаком «Стоп». После просмотра симуляции, во время прочтения описания события, половина участников ознакомилась с информацией, которая была намерено искажена, а именно: знак «Стоп», был назван знаком «Уступи дорогу».

Позднее, во время опроса, участникам эксперимента был задан вопрос, какой знак они видели и большинство, как правило, говорили, что видели знак «Уступите дорогу».

Если человек получает новую информацию в промежутке между моментом наблюдения и моментом воспоминания, эта новая информация может оказать значительное влияние на то, что он вспоминает. Таким образом, исходное воспоминание может быть изменено или дополнено.

Необходимость устранить сбои и пробелы

Наши воспоминания меняются, в том числе из-за вновь обретённых воспоминаний или информации, которую мы получаем с течением времени.

-2

Тот факт, что люди, по-видимому, теряют некоторые воспоминания, сохраняя при этом способность приобретать новые, объясняется возможными помехами. К ним относятся так называемая ретроактивная интерференция, когда новая информация накладывается на старые воспоминания, и проактивная интерференция, когда старые воспоминания накладываются на новые.

Согласно теории интерференции, мы забываем вещи, потому что воспоминания накладываются друг на друга и постоянно конкурируют друг с другом, комбинируя, искажая или перемешивая сохранённую информацию.

Наш мозг умён и изобретателен, он избирателен, отфильтровывая то, что ему непонятно или что не вписывается в общую картину, поэтому иногда он заполняет пробелы.

Стресс

Наши эмоции также играют важную роль в формировании ложных воспоминаний. Реакция мозга на стресс может искажать восприятие и кодирование событий. Столкнувшись с сильными эмоциями, разум заполняет пробелы деталями, которые просто укладываются в пазл, или неверно интерпретирует неоднозначную информацию, чтобы подогнать её под тревожные мысли.

Из-за предвзятого внимания тревога меняет наше восприятие реальности. Нейтральные события в состоянии повышенной тревоги запоминаются как угрожающие. В ответ на травму, даже если вы в данный момент не находитесь в угрожающей ситуации, ваш мозг может заполнять пробелы наихудшими сценариями, полностью изменяя ваши воспоминания о ситуации.

Все врут?! Или невероятный эффект Манделы?

Если вы один из тех, кто помнит старуху Шапокляк с зонтиком или знаменитая фраза волка из мультфильма «Жил-был Пёс», по вашему мнению звучит как «Ну ты, это.. заходи, если что», то спешу вас обрадовать, вы находитесь под влиянием эффекта Манделы.

-3

Он включает в себя ложные воспоминания о событиях, деталях или культурных явлениях, которые относятся не к одному человеку, а к более широкой группе людей. Название этому феномену дала в 2009 году Фиона Брум, исследовательница паранормальных явлений, которая обнаружила, что многие люди, помимо неё, считали, что Нельсон Мандела, бывший президент ЮАР, умер в южноафриканской тюрьме в 1980-х годах. Однако на самом деле Мандела был освобождён из тюрьмы в 1990 году, принял пост лидера ЮАР и умер в 2013 году.

Единого и простого объяснения этому загадочному феномену не существует. Однако известно, что из-за эффекта Манделы люди часто помнят вещи такими, какими, по их мнению, они должны быть, а не такими, какими они есть на самом деле. Это происходит, прежде всего, потому что мы очень быстро обрабатываем всю информацию в нашей повседневной жизни.

Манипуляция действиями

В контексте ложных воспоминаний утешительно знать, что, как утверждают учёные, они обратимы. Профессор психологии Эйлин Оберс из Хагенского университета попыталась в серии экспериментов определить, можно ли манипулировать памятью, в частности, можно ли внедрить кому-то ложные воспоминания, а затем их изъять.

Результаты её исследования оказались неожиданными. Всего за две недели у более половины из 52 взрослых участников эксперимента удалось сформировать ложные детские воспоминания с помощью внушений. Эти воспоминания были негативными, но не травмирующими. Например, исследовательская группа заставила некоторых участников поверить, что они заблудились во время летних каникул или подверглись нападению собаки в детстве. Родители участников помогли сделать выдуманные истории более правдоподобными, предоставив исследователям контекстную информацию.

Во второй части исследователи проверили, могут ли они исправить ошибки памяти участников. Результаты оказались обнадеживающими: ложные воспоминания удалось исправить, и этому процессу способствовал мониторинг источника воспоминаний (участников просили переосмыслить, были ли источником их воспоминаний они сами или же они могли быть основаны на фотографиях или историях, рассказанных родственниками), а также повышение чувствительности участников к феномену ложных воспоминаний путем объяснения механизма работы.

Такая история!