Найти в Дзене
Диванный Адмирал

Почему корабли спустя века снова огибают Африку

Ахой, мореманы! С открытия мыса Доброй Надежды прошли века. Это открытие в свое время перевернуло мировую экономику, открыло для нее новую эру, а потом как-то будто бы потеряло значимость, и мыс оказался где-то в разряде легенд. Но вот спустя 500 с лишним лет этот же самый мыс снова в центре глобальной торговли. Как так вышло, что изменилось? Давайте разберемся. До конца XV века торговля между Европой и Азией шла по суше — через Ближний Восток, где местные купцы накручивали цены так, что килограмм черного перца в Лиссабоне стоил как годовой заработок ремесленника. Шутка ли, специи тогда ценились выше драгоценных металлов! И вот Васко да Гама доказал: можно обойти Африку морем и привезти товар напрямую. После таких новых данных Португалия за пару десятилетий превратилась в торговую сверхдержаву, а цены на специи рухнули в разы. Мыс Доброй Надежды стал самой важной географической точкой планеты — кто его контролировал, тот контролировал торговлю между тремя континентами. Голландцы это бы

Ахой, мореманы! С открытия мыса Доброй Надежды прошли века. Это открытие в свое время перевернуло мировую экономику, открыло для нее новую эру, а потом как-то будто бы потеряло значимость, и мыс оказался где-то в разряде легенд. Но вот спустя 500 с лишним лет этот же самый мыс снова в центре глобальной торговли. Как так вышло, что изменилось? Давайте разберемся.

  • Когда перец стоил дороже золота

До конца XV века торговля между Европой и Азией шла по суше — через Ближний Восток, где местные купцы накручивали цены так, что килограмм черного перца в Лиссабоне стоил как годовой заработок ремесленника. Шутка ли, специи тогда ценились выше драгоценных металлов!

И вот Васко да Гама доказал: можно обойти Африку морем и привезти товар напрямую. После таких новых данных Португалия за пару десятилетий превратилась в торговую сверхдержаву, а цены на специи рухнули в разы. Мыс Доброй Надежды стал самой важной географической точкой планеты — кто его контролировал, тот контролировал торговлю между тремя континентами.

Голландцы это быстро просекли и основали в 1652 году Кейптаун — изначально просто станцию для пополнения запасов воды и продовольствия. Но город рос, превращаясь в полноценный порт. Через него шли не только специи, но и золото из Африки, шелк из Китая, чай из Индии. А еще, к сожалению, рабы — темная сторона той эпохи глобализации.

Современный Кейптаун
Современный Кейптаун
  • Когда мыс... почти умер

1869 год, открывается Суэцкий канал. Путь из Европы в Азию сокращается аж на недели! Зачем теперь огибать всю Африку, еще и рискуя попасть в шторма у мыса? Казалось, история закончилась.

Но не тут-то было. Оказалось, что каналы — штука капризная. Во-первых, они узкие. Современные супертанкеры и гигантские контейнеровозы физически в них не влезают. Во-вторых, проход платный (и недешевый). В-третьих, каналы имеют дурную привычку закрываться в самый неподходящий момент.

Контейнеровоз Ever Given
Контейнеровоз Ever Given
  • Возвращение легенды: XXI век

Март 2021 года. Контейнеровоз «Ever Given» — громадина длиной 400 метров — садится на мель в Суэцком канале и блокирует его на шесть дней. За это время образовалась очередь из 400 судов, мировая торговля потеряла— шутка ли! — около $10 миллиардов. И знаете, что сделали многие капитаны? Развернулись и пошли вокруг Африки. Как в старые добрые.

А потом в довесок начались военные конфликты в районе Красного моря, и крупные судоходные компании снова стали отправлять корабли по старому маршруту вокруг мыса. Да, дольше на 10-14 дней. Да, дороже топливо. Но зато безопаснее и часто дешевле, чем платить взлетевшие страховые премии за проход через канал.

Спутниковый снимок
Спутниковый снимок
  • Новые игроки на старом поле

Сегодня мыс Доброй Надежды — это далеко не просто историческая достопримечательность. Это стратегический резерв мировой логистики. Китай, ставший мировой фабрикой, активно использует этот маршрут, Индия наращивает торговлю с Африкой и Европой. Южная Африка развивает свои порты, понимая их возросшее значение.

По этому пути сегодня идут не бочки с корицей, а тысячи контейнеров с электроникой, автомобили, нефть, сжиженный газ. Объемы грузов выросли в миллионы раз, но принцип остался тем же: если нужна надежная альтернатива — огибай Африку.

Вот такие вот пироги. А как думаете вы — есть ли будущее у старых торговых путей в эпоху технологий? Или следующее поколение придумает что-то принципиально новое? Делитесь мыслями в комментариях, подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить другие истории о том, как география меняла судьбы империй, а пока — семь футов под килем и до новых встреч!