Ахой, мореманы! В 1880 году, на тихой норвежской ферме Гокстад местный крестьянин решил раскопать большой курган на своей земле — ну мало ли, вдруг что ценное найдется. И нашел, только не золото и не серебро, а нечто куда более важное для историков. В вековой синей глине, словно в капсуле времени, лежал целый корабль викингов! Не обломки, не жалкие щепки — полноценный драккар IX века, сохранившийся настолько хорошо, что казалось, будто его спрятали там вчера.
Это был Гокстадский корабль. Он перевернул все представления о том, на чем плавали те самые бородатые парни в рогатых шлемах (ладно-ладно, шлемы-то как раз без рогов были, но это уже другая история).
- Когда мертвые учат живых строить корабли
Гокстадский корабль — это не просто археологическая находка. Это эталон. Самый сохранившийся драккар, по которому современные историки и корабелы изучают, как викинги умудрялись строить суда, способные пересекать Атлантику и при этом заходить в мелководные реки.
23 метра в длину, 5 метров в ширину. Это классический karvi — универсальный корабль, одинаково хорошо подходящий и для войны, и для торговли, и для дальних плаваний. Викинги не заморачивались узкой специализацией — им нужен был "швейцарский нож" среди кораблей.
Чем же был этот конкретный корабль? Могилой. Ага, внутри кургана покоился знатный хёвдинг — местный вождь, который решил отправиться в Вальгаллу со всеми удобствами (согласитесь, сложно его осуждать). И именно благодаря тому, что корабль закопали в глину (которая, кстати, отлично консервирует древесину), мы сейчас можем рассматривать его в деталях.
- Шедевр из дуба: как это вообще построено?
Давайте теперь оценим масштаб мастерства. Представьте, что вам нужно построить корабль длиной с двухэтажный дом, используя только топоры, долота и... всё, в общем-то. Никаких пил, никаких гвоздей (ну ладно, почти — иногда использовали железные заклепки, но по минимуму).
Викинги использовали клинкерную сборку — это когда доски накладываются друг на друга внахлест, как чешуя. Каждая доска из дуба вытесывалась вручную, подгонялась идеально. Киль — основа всего корабля — вырезан из цельного куска дерева. Шпангоуты (это такие "ребра" корабля) крепились к обшивке корнями ели — гибкими, но прочными.
В результате с такими же свойствами у нас выходил и весь корабль. Он мог слегка изгибаться на волнах, что делало его невероятно приспособленным для иной раз очень сложных морских условий. Современные корабелы до сих пор восхищаются этим решением.
Сохранились даже детали крепления мачты — специальный блок (мильштейн), позволяющий опускать и поднимать мачту. Это было критически важно: заходишь в реку — опускаешь мачту, чтобы под мостами пройти. Выходишь в море — поднимаешь и летишь под парусом.
- А что там внутри? Викингский «набор выживания»
Викинги, как и многие другие культуры, верили, что загробная жизнь — это как бы продолжение обычной, только с большим количеством пива и сражений. Поэтому хёвдинга похоронили со всем необходимым.
На борту нашли:
- Тавлеи — настольная игра, что-то вроде шахмат. Викинги любили стратегию не только в бою.
- Кухонную утварь — котлы, черпаки, бочки для воды и провизии. Причем бочки отлично сохранились!
- Фрагменты тканей и постельных принадлежностей — викинги не больно-то были фанатами спартанского быта.
А еще кости 12 лошадей и 6 собак. Это не просто жертвоприношение, это уже маркер статуса. Только очень важный человек мог позволить себе такие «расходы» на похороны.
Оружия, кстати, почти не нашли. Но это не значит, что его там не было, скорее всего его просто-напросто растащили мародёры.
- Наследие: когда мертвый корабль оживает
Гокстадский корабль развеял один огромный миф: что викинги плавали на каких-то примитивных лодках и добирались до Исландии и Гренландии чистым везением. Нет, это были гениальные инженеры.
В 1893 году норвежцы построили точную копию Гокстадского корабля и назвали ее просто — «Викинг». На этой реплике они взяли и переплыли Атлантику, от Норвегии до Чикаго (там как раз проходила Всемирная выставка). 28 дней в открытом океане. Корабль показал себя великолепно.
Гокстадский корабль сейчас стоит в Музее кораблей викингов в Осло, за стеклом. Впрочем, с 2020 года музей закрыт на реконструкцию.
Такие вот дела! А вы бы рискнули переплыть Атлантику на деревянной лодке длиной 23 метра? Делитесь мыслями в комментариях, подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить другие истории о том, как наши предки покоряли моря, а покуда — семь футов под килем и до новых встреч!