Покупка машины в нашей стране сейчас уже не радостное событие, а какая-то полоса препятствий. Шаг влево, шаг вправо - и ты попал на деньги. Я тянул с покупкой до последнего, откладывал каждую копейку, мониторил рынок и, наконец, решился. Мой выбор был осознанным. Мне нужен был практичный, высокий и современный универсал для семьи. Китайцы в этом сегменте либо стоят как чугунный мост, либо предлагают только передний привод и вариатор с сомнительным ресурсом.
Поэтому я решил брать флагмана нашего автопрома - Lada Vesta SW Cross в максимальной комплектации Techno.
Да, ценник в 2 200 000 рублей за Ладу еще пару лет назад казался бы сюжетом фантастического фильма, но сегодня это суровая реальность, с которой я смирился. Мне хотелось получить полный набор опций: огромный вертикальный планшет, цифровую приборную панель, подогревы всего и вся, и тот самый модернизированный мотор 1.8 Evo в связке с вариатором. Я ехал в салон с ощущением праздника, а уехал оттуда с чувством, будто меня пытались ограбить средь бела дня с улыбкой на лице.
В шоуруме все начиналось прекрасно. Вот она стоит - синяя, красивая, в пластиковом обвесе, на 17-дюймовых дисках. Менеджер с горящими глазами рассказывал про преимущества новой платформы, про то, как завод победил все детские болячки, и про то, что машин осталось мало. Мы обсудили цену. 2 200 000 рублей. Я кивнул, подтверждая готовность.
Менеджер отвел меня к кредитным специалистам, и вот там начался настоящий цирк. Расклад был простой: у меня на руках 800 тысяч на первый взнос, остаток я хотел раскидать на пять лет. Девушка за столом долго что-то вбивала в базу, а потом молча протянула мне распечатку. Я посмотрел на итоговую цифру, и мне поплохело. В графе «Сумма кредита» вместо положенных 1 400 000 рублей (цена машины 2.2 млн минус мой взнос 800 тысяч) стояла цифра 1 615 000 рублей.
Я спросил, не опечатка ли это. Девушка абсолютно спокойно, даже скучающе, объяснила, что банк дает добро только с «финансовой защитой». И вывалила мне список этой самой защиты. То, что они называют сервисом, нормальные люди называют грабежом. Первой строчкой шла карта помощи на дорогах за 120 000 рублей. Вдумайтесь: сто двадцать тысяч за кусок пластика. За эти деньги мне обещают привезти бензин, если я обсохну, или поменять колесо.
Я пытался объяснить, что красная цена такой услуге - пять тысяч в год, а эвакуатор я и сам вызову за копейки. Но мне ответили жестко: это условие банка для снижения процентной ставки. Если я отказываюсь от карты за 120 тысяч, ставка по кредиту взлетает с 19% до 29% годовых. То есть меня просто поставили перед выбором: заплатить сразу или переплатить потом процентами.
Второй пункт - это GAP-страхование за 60 000 рублей. Это опция, которая позволяет сохранить стоимость автомобиля в случае тотала или угона, не учитывая амортизацию. Вещь, может быть, и полезная, но ее рыночная цена в страховых компаниях в два-три раза ниже. Здесь же мне ее продавали как эксклюзивный продукт, без которого я буду спать неспокойно. И третий пункт - страхование жизни и здоровья заемщика, которое обошлось еще в 35 000 рублей. Итого набежало 215 000 рублей воздуха.
Я сидел и смотрел на эти цифры. Получается, что я покупаю Ладу Весту не за 2.2 миллиона, а фактически за 2 415 000 рублей. И это только тело долга. Если наложить на эту сумму проценты за 5 лет даже по "льготной" ставке, то итоговая стоимость автомобиля переваливает за 3.5 миллиона рублей. Три с половиной миллиона за Ладу! За эти деньги я, простите, могу купить двухкомнатную квартиру в своем областном центре или отличный трехлетний китайский кроссовер классом выше, вроде Geely Tugella или Monjaro с небольшим пробегом.
Я позвал старшего менеджера и сказал, что готов купить машину, но только по прайсу. Я сказал, что у меня есть свой агент, который оформит мне КАСКО и страховку жизни дешевле. Ответ был предсказуем до боли. Мне сказали, что «голый» автомобиль за 2.2 миллиона мне никто не продаст. Дилеру это невыгодно. Маржа с продажи самой машины минимальна, завод закручивает гайки. Основной заработок салона - это именно эти финансовые продукты и допы. Если я не беру кредит с нагрузкой, то цена за наличные для меня вырастает на 300 тысяч рублей. То есть те же яйца, только в профиль.
Самое обидное в этой ситуации то, что завод-изготовитель на своем сайте рисует красивые баннеры с рекомендованными ценами. Мы видим там Весту Спортлайн или Техно за 2.1 - 2.2 миллиона и думаем, что это дорого. Но в реальности этой цены не существует. Это лишь входной билет в переговорную комнату, где вас начнут раздевать. Добавьте сюда еще коврики, сетку в бампер и антикор, которые на этой "топовой" машине уже стояли и стоили еще 50 тысяч, и картина становится совсем печальной.
Я вышел из салона, сел в свою старую машину и закурил, хотя бросил год назад. Чувство было такое, словно меня облили помоями. Я хотел поддержать отечественного производителя. Я хотел купить нашу флагманскую модель. Но система выстроена так, что между мной и заводом стоит прослойка жадных посредников, которые хотят заработать на мне еще одну стоимость машины. За 215 000 рублей, которые они накинули сверху, можно купить старую Гранту на ходу. А мне предлагали отдать эти деньги за кусок пластика и бумажный полис.
В итоге я отказался от сделки. Я просто не смог перешагнуть через себя и позволить себя обмануть. Лучше я поезжу еще пару лет на старой машине, подкоплю денег или поищу варианты на вторичном рынке, где я буду общаться с живым продавцом, а не с кредитным калькулятором, настроенным на грабеж. Покупка Весты за 2.2 миллиона плюс 215 тысяч допов - это финансовое самоубийство. И пока дилеры будут вести себя так нагло, продажи у нас будут падать, а люди будут уходить к китайцам, которые, кстати, сейчас дают реальные скидки и не навязывают воздух в таких объемах.
А вы готовы переплатить четверть миллиона за воздух ради обладания новой Вестой, или считаете, что это перебор? Жду ваше мнение в комментариях.