Найти в Дзене

Обязана ли школа информировать через электронный дневник? И при чем тут MAX?

Вопрос о том, обязана ли школа использовать электронный дневник (ЭД) как основной канал информирования родителей, волнует многих. С развитием цифровизации в образовании этот инструмент стал привычным, но его правовой статус и альтернативы вызывают споры. Давайте разберемся во всех нюансах, опираясь на действующее законодательство и разъяснения профильных министерств. Правовая основа: что говорит закон? Ключевым документом является Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». В нем закреплены права и обязанности всех участников образовательного процесса. Право родителей на информацию Статья 44, часть 3, пункт 4 ФЗ-273 прямо обязывает родителей (законных представителей): «знакомиться с содержанием образования, используемыми методами обучения и воспитания, образовательными технологиями, а также с оценками успеваемости своих детей». Статья 44, часть 3, пункт 6 дает родителям право: «получать информацию о всех видах планируемых обследований обучающихся,
Оглавление

Вопрос о том, обязана ли школа использовать электронный дневник (ЭД) как основной канал информирования родителей, волнует многих. С развитием цифровизации в образовании этот инструмент стал привычным, но его правовой статус и альтернативы вызывают споры. Давайте разберемся во всех нюансах, опираясь на действующее законодательство и разъяснения профильных министерств.

Правовая основа: что говорит закон?

Ключевым документом является Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». В нем закреплены права и обязанности всех участников образовательного процесса.

Право родителей на информацию

Статья 44, часть 3, пункт 4 ФЗ-273 прямо обязывает родителей (законных представителей):

«знакомиться с содержанием образования, используемыми методами обучения и воспитания, образовательными технологиями, а также с оценками успеваемости своих детей».

Статья 44, часть 3, пункт 6 дает родителям право:

«получать информацию о всех видах планируемых обследований обучающихся, давать согласие на проведение таких обследований или участие в таких обследованиях, отказаться от их проведения или участия в них, получать информацию о результатах проведенных обследований обучающихся».

Таким образом, Закон гарантирует родителям право на получение полной информации об успеваемости и ходе образовательного процесса их ребенка. Обязанность обеспечить возможность реализации этого права лежит на образовательной организации (школе).

Обязанность школы вести учет успеваемости

Статья 28, часть 3, подпункт 10 ФЗ-273 относит к компетенции школы:

«осуществление текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся».

При этом закон не предписывает обязательную форму ведения этого учета (электронную или бумажную). Этот важный нюанс порождает множество вопросов.

Так обязательна ли электронная форма? Ключевые разъяснения

1. Письмо Минпросвещения России от 29.10.2021 № 04-ПГ-МП-56472

Этот документ дает самые современные и четкие разъяснения:

  • Выбор формы учета за родителями. Школа обязана вести учет успеваемости в той форме, на которую дали согласие родители.
    Если родители подали
    заявление на ведение учета в электронном виде, учитель обязан вести электронный журнал и дневник.
    Если родители
    не подали или отозвали такое заявление, учет ведется в бумажной форме.
  • Дублирование запрещено. Пункт письма четко гласит: «Одновременное ведение (дублирование) журнала успеваемости в электронном и бумажном виде не допускается». Это важно для понимания нагрузки на учителей.
  • Отказ от услуги «Электронный дневник» — это право родителей. Он осуществляется путем подачи заявления на имя руководителя школы.
  • Отказ от обработки персональных данных ≠ отказ в информировании. Если родители не дали согласия на автоматизированную обработку персональных данных ребенка, школа не может вести его учет в информационной системе. Однако это не является основанием для отказа в ведении учета успеваемости вообще. Учет будет осуществляться только на бумажном носителе.

2. Электронный дневник как государственная услуга

Распоряжение Правительства РФ от 25.04.2011 № 729-р включает «ведение электронного дневника и электронного журнала успеваемости» в перечень услуг, которые предоставляются государственными и муниципальными учреждениями в электронной форме.

Это означает, что для большинства семей электронный дневник — это основной, официальный и рекомендованный на государственном уровне инструмент для получения информации из школы.

3. Методические рекомендации по внедрению (Письмо Минобрнауки России от 15.02.2012 № АП-147/07)

Этот документ, хотя и более ранний, заложил основы перехода на электронный документооборот. В нем:

  • Определен электронный дневник (ЭД) как сервис для информирования обучающихся и родителей о ходе и результатах учебного процесса.
  • Указано, что в результате предоставления этой услуги родители должны получать актуальную и достоверную информацию, включая:
    Результаты текущего, промежуточного и итогового контроля.
    Сведения о посещаемости.
    Расписание и его изменения.
    Содержание образовательного процесса (темы уроков, домашние задания).
  • Подчеркивается, что при ведении учета в электронном виде для родителей, которые не могут или не хотят использовать ЭД, должно быть обеспечено альтернативное информирование не реже одного раза в неделю (например, с помощью распечаток).

Как это работает на практике? Алгоритм информирования

Исходя из всей нормативной базы, можно выстроить четкую схему:

  1. По умолчанию (при согласии на электронный учет) школа предоставляет информацию через электронный дневник. Это основной, оперативный (часто в режиме реального времени) и полный канал. Классный руководитель и учителя-предметники обязаны своевременно вносить данные. Родители обязаны самостоятельно знакомиться с этой информацией.
  2. При отказе от электронного дневника родители пишут заявление об отказе от услуги «Электронный дневник» и/или об отказе от обработки персональных данных в информационной системе школы.
    Учет успеваемости ребенка переводится на
    бумажный носитель.
    Школа обязана обеспечить информирование родителей альтернативным способом. Закон и рекомендации не предписывают конкретную форму, но она должна быть регулярной и надежной. На практике это может быть:
    Еженедельная распечатка данных из электронного журнала (если он ведется для других учеников) или из бумажного журнала.
    Передача информации по телефону, через записную книжку ученика или на личных встречах.
    Ключевой момент. Обязанность школы информировать родителей не снимается. Меняется только форма исполнения этой обязанности.

P.S. Приложение MAX ?

MAX как возможный канал информирования: новая опция в рамках закона

Принятый в июне 2025 года Федеральный закон № 156-ФЗ «О создании многофункционального сервиса обмена информацией» вводит в правовое поле новый инструмент — платформу MAX, которая может использоваться и в сфере образования. Именно как дополнительной возможности, а не обязательного канала.

Что закон позволяет делать через MAX в образовании?

Согласно статье 1, части 3, пункту 3 ФЗ-156, одной из функций сервиса является:

«организация взаимодействия участников образовательных отношений при реализации основных общеобразовательных программ... в том числе с использованием региональных информационных систем в сфере общего образования... и федеральных информационных систем в системе образования».

Это означает, что MAX может быть технически интегрирован с существующими системами (например, с региональными платформами электронных дневников) и использоваться как удобный мессенджер-оболочка для коммуникации.

Ключевые особенности информирования через MAX:

  1. Добровольность использования. Закон не содержит норм, обязывающих граждан устанавливать MAX на личные устройства. Его использование является правом, а не обязанностью. Это подтверждается и официальной позицией Минцифры России.
  2. Авторизация уведомлений. Статья 1, часть 8 ФЗ-156 устанавливает важное правило: если гражданин уже является пользователем MAX, то государственные и муниципальные органы (а также, по смыслу, подведомственные им учреждения, включая школы) могут направлять ему информацию через этот сервис. При этом отдельного согласия на такую рассылку не требуется, если общее согласие на информирование уже было дано (например, при предоставлении номера телефона школе).
  3. Не заменяет, а дополняет. MAX не отменяет и не подменяет собой основные каналы информирования, предусмотренные Федеральным законом № 273-ФЗ «Об образовании» (официальный сайт, электронный дневник). Он создаёт альтернативный, дополнительный путь доставки тех же самых сведений (об успеваемости, расписании, родительских собраниях) в формате мгновенных сообщений.
  4. Цифровой ID для упрощения процедур. В перспективе функция «Цифрового ID» в MAX (статья 1, часть 6) может использоваться для быстрого подтверждения личности родителя при электронном взаимодействии со школой, что упростит процесс, но, опять же, не будет обязательным.

Практический вывод для родителей.

Школа вправе предложить вам получать оперативные уведомления через MAX как удобный и современный сервис. Однако она не вправе требовать его установки в ущерб другим законным способам информирования.

Если вы не хотите пользоваться MAX, ваше право на получение полной информации об успеваемости и школьной жизни через официальный сайт, электронный дневник (ЭД) или иные предусмотренные локальными актами способы (распечатки, письменные уведомления) остается в полной силе. Отказ от использования MAX не может служить основанием для ограничения вашего доступа к информации об образовательном процессе вашего ребенка.

Таким образом, MAX — это новый потенциальный инструмент в арсенале школы для улучшения коммуникации, но не новая обязанность для семьи. Основополагающие нормы об информировании родителей, закрепленные в ФЗ-273, продолжают действовать в приоритетном порядке.

Локальные акты школы

Каждая образовательная организация на основе федерального законодательства разрабатывает свои локальные нормативные акты (Положение об электронном журнале/дневнике, Регламент информирования родителей). Эти документы должны детализировать:

  • Сроки внесения оценок и другой информации учителями.
  • Ответственных за техническую поддержку системы.
  • Порядок альтернативного информирования родителей, отказавшихся от ЭД.
  • Права и обязанности всех участников процесса.

С этими локальными актами школа обязана знакомить родителей.

Итог: обязанность информировать — да, обязанность только через ЭД — нет

Школа безусловно обязана информировать родителей об успеваемости и ходе обучения их ребенка. Это прямая обязанность, вытекающая из ФЗ-273.

Электронный дневник является на сегодня основным, приоритетным и самым эффективным инструментом для выполнения этой обязанности. Он рекомендован государством как электронная услуга.

Однако, если родители законно отказываются от электронного дневника, школа не вправе настаивать. В этом случае ее обязанность — организовать информирование в иной, доступной форме, обеспечив при этом полноту, регулярность и достоверность информации.

Таким образом, право выбора формы получения информации принадлежит родителям, а обязанность предоставить эту информацию в выбранной форме — школе.

Родителям важно знать свои права и активно взаимодействовать со школой: знакомиться с локальными актами, в установленном порядке оформлять свои пожелания относительно формы информирования и контролировать качество предоставляемых данных об успехах своего ребенка.

*****Использованы нормативные акты: ФЗ-273 «Об образовании», ФЗ-156 "О создании многофункционального сервиса...", Распоряжение Правительства РФ № 729-р, Письмо Минпросвещения № 04-ПГ-МП-56472, Письмо Минобрнауки № АП-147/07.*****

Шедеврум
Шедеврум