Как и обещала, периодически буду публиковать такие посты, потому что вопросов в лс присылается много, а статей по Дзену теперь мало )
Сегодня у нас не просто статья, а почти что терапевтический сеанс. Я собрала в уютной гипотетической кухне десять самых отчаянных вопросов. Эти ребята принесли свои вопросы, пару нервных тиков и надежду на честный ответ. Будем разбираться, без сладких сиропов, но и без излишнего пессимизма.
Итак, мои гости!
- Елизавета, кондитер, планирует завести блог о тортах в форме философских трактатов.
- Игорь, учитель истории, пишет так увлекательно, что даже князь Игорь (не наш) плакал.
- Алиса, IT-специалист и стример, пытается объяснять код через метафоры про садоводство.
- Олег, прораб, который знает о гипсокартоне больше, чем многие о своих вторых половинках.
- Ольга, библиотекарь, хочет, чтобы ее обзоры на книги читались как детективы.
- Евгений, системный администратор, который хочет начать вести блог «просто посмотреть, что это за зверь».
- София, предпринимательница, планирует выпускать сумки.
- Сергей, мастер на все руки, чей девиз: «Сделай за 100 рублей то, что другие продают за 5000».
- Виктория дизайнер интерьеров, хочет вести блог «для души, а не для денег».
- Денис, бывший журналист, хочет писать о прошлом, ностальгировать вместе с читателями.
Сегодня я собрала вопросы от тех людей, которые только планируют начать работу с Дзеном. Трое из них были у меня на консультациях, вопросы прозвучали там. А остальные прислали вопросы в лс в моем Тг-канале и на почту. Есть те, которые совпали, и я просто их объединила.
Отвечаю по пунктам.
Вопрос от Игоря и Олега (и еще тысяч таких же): «Алгоритм Дзена — это темный лес. Он что, вообще любит длинные тексты? Или только кликбейт и “угадай, что в углу”?”»
Ответ: представьте, что алгоритм Дзена — это не злой робот, а очень общительный, но немного странный сосед. Ему действительно нравятся истории. Ваши истории. Про гипсокартон и князей. Он любит, когда с ним говорят долго и по делу (это да), но ненавидит, когда его пытаются обмануть кричащими заголовками и картинкой с красным кружочком. Его ключевые слова: вовлеченность (сколько дочитали, какая реакция) и постоянство (он доверяет тем, кто заходит в его гостиную регулярно). Мне кажется, что здесь просто нужен какой-то нетривиальный подход, писать о простом - классно, интересно и ярко. Конечно, переплюнуть больших и успешных блогеров сложно, но делать по-своем здорово тоже вполне реально.
Вопрос от Елизаветы и Алисы: «Я чувствую, что будет выгорание. Тематику не поменять, а идей на годы не наберется. Как не сварить торт из цемента и не объяснить Python через квантовую физику?»
Ответ: могу сказать по себе, что выгорание — знак качества. Значит, вы не халтурили. Спасательный круг — «боковые ветки». Мария, пишите не про торт, а про странные заказы клиентов или про сладости в литературных произведениях. Мне кажется, это может зайти вполне. Алиса, проведите параллель между уборкой в саду (сборка мусора) и очисткой кода. Иногда нужно отойти от ствола дерева, чтобы увидеть, какие сочные яблоки висят на соседних ветках. Почему бы и нет?
Вопрос от Евгения-скептика: «Стоит ли вообще сюда приходить? Не поздно ли? Рынок не перенасыщен?»
Ответ: Евгений, рынок перенасыщен посредственностью, копипастами и пр. В нем вечный голод на экспертность и личность, как ни крути. Знаю это по моим клиентам, с которыми работаю годами. Вы же не думаете, что все, кто читает про IT, — гуру? Есть тысячи тех, кто хочет понять азы от такого же живого человека, а не от бездушной инструкции. Ваша скептическая, опытная интонация — это и есть ваша уникальность. Не поздно. Поздно будет, когда вы этого не сделаете, ну по крайней мере, даже не попробуете.
Вопрос от Софии: «Как совмещать полезный контент с продажами? Я не хочу быть назойливой.»
Ответ: этот вопрос, пожалуй, самый сложный для меня. Потому что сама не очень уверенно продаю, да и, если честно, тоже не люблю навязывать свои услуги. Кому нужно и так всё знают. Но посоветовать могу, быть не продавцом в основном понимании этого слова. Вы же не кричите в лицо гостю: «Купи сумку!». Вы показываете ему уютный холл (полезные статьи по тайм-менеджменту), рассказываете о окрестностях (истории успеха), и лишь потом, между делом, замечаете: «А если вам нужно будет что-то перенести, у нас есть стильные и экологичные решения». Доверие продает. Всегда. Просто нужно уметь это делать красиво, уметь подавать свой продукт каким-то волшебным образом. Не у всех получается, но точно надо пробовать!
Вопрос от Сергея: «Нужен ли контент-план или можно писать “по вдохновению”?»
Мой ответ: «Вдохновение» — лучший друг прокрастинации. Контент-план — это не кандалы, а рельсы, по которым ваш экспресс вдохновения помчится в нужном направлении, а не в чисто поле. Хватит блокнота на неделю. Понедельник – лайфхак, среда – разбор ошибки, пятница – история из жизни. Спите спокойно. Ну я, по крайней мере, я без контент-плана особо не работаю. Это не супер комфортно.
Вопрос от Ольги: «Монетизация. Когда? И сколько можно заработать, если не про политику и не про психологию?»
Мой ответ: «Когда» — это через 3-4 месяца регулярного труда, если вы будете разговаривать со своей аудиторией, а не вещать в пустоту. «Сколько» — от чашки кофе до вполне приличной прибавки к зарплате. Ваша ниша (книги) — золотая. Люди, которые читают, — ценная аудитория. Рекламные сети это знают. Ваша задача — собрать их вокруг себя. Остальное — дело техники и статистики. Но монетизация копеечная, к сожалению. Ради нее приходить в Дзен сейчас точно не стоит, ничего вы на ней не заработаете. Дзен больше не про деньги с монеты.
Вопрос от Виктории: «Я делаю это для души, но хочется и роста канала и продаж!»
Мой ответ: сначала советую изучить темы, которые здесь в вашей сфере точно будут заходить. Потому что дизайнеров интерьеров и подобных компаний очень много, нужно писать о том, что реально волнует аудиторию. И если это статьи про маленькие квартиры и крохотные ванные комнаты, про старый фонд и убитые однушки, значит, нужно писать об этом. Потому что если вы здесь будете только показывать ваши люксовые и дорогие дома и квартиры, есть вероятность, что к вам не придут на дизайн-проект. Это аксиома. Людям не нужно то, чего у них нет. Им важно читать о том, как сделать лучше свою жизнь, в своем месте проживания и со своими условиями. Придется подстраиваться под аудиторию.
Вопрос от Дениса: «Главная ошибка новичков, от которой нужно уберечься и как это сделать?»
Мой ответ: Денис, спасибо за вопрос от лица эпохи ) Главная ошибка — недооценка заголовка и лида (первых строк). Люди тратят недели на статью и 30 секунд на заголовок. Это как построить шикарный ресторан и повесить на дверь табличку «Еда тут какая-то есть». Заголовок — это обещание. Лид — это завлекающий запах из-под двери. Без этого — никуда. Тем более, что вы журналист, с большим опытом работы. И если планируете заставлять людей плакать в платочек и ностальгировать, стоит сделать упор именно на озвученное мной выше.
Вопрос от всех хором: «Как выделиться? Здесь это очень и очень сложно, ведь так?»
Мой ответ: О, самый частый и самый лукавый вопрос. Дорогие мои, уникальность — не в теме. Она — в сплаве вашего опыта, интонации, способа смеяться и расстраиваться, подборе слов и выборе картинок. Мария уникальна, потому что видит в корже метафору жизни. Алексей уникален, потому что ругается на кривые стены с поэтическим пафосом. Вы — это не «про что», а «как». Сконцентрируйтесь на этом «как».
Вопрос-бонус от меня самому себе: «Зачем все это?»
Затем, что Дзен — одна из последних больших цифровых площадок, где текст еще король. Где можно, не имея миллиона подписчиков в запретграме, найти своего читателя. Это тяжелая, иногда неблагодарная, но честная работа мысли и слова. Это тренировка. Это возможность оставить след. Пусть даже в виде статьи о том, как положить плитку или понять Достоевского.
Вот и все. Вопросы исчерпаны, кофе остыл. Главный вывод, который я хочу, чтобы вы вынесли: Дзен — это марафон в тапочках. Вам должно быть в них удобно. Бежать нужно регулярно, но можно иногда присесть на лавочку, поправить тапки и полюбоваться видом. Не гонитесь за теми, кто бежит в лабутенах. Их ноги скоро сдадут. Понимаю, как сложно всем нам сейчас, тем более, что конец года, декабрь - самое, пожалуй, тяжелое время. Хочется выдохнуть, то ты все еще бежишь, порой и сам от себя.
И еще отвечу на один вопрос, который мне часто задают, а я все время забываю ответить: как давно я делаю разборы каналов и делаю ли в письменном виде?
Отвечаю: разборы каналов я делаю с конца 2018 года. Конечно, это и формат онлайн, и письменный формат. Как правило, это от 20 и более страниц с полной информацией по блогу. Если я делаю их в онлайн-формате, то мы с человеком просто беседуем, и я указываю на ошибки, но в письменном виде ничего не остается, человек записывает всю информацию сам. Это не супер удобно, но кому-то подходит больше. Раньше, 2019-2020 годы, в основном, был письменный формат, сейчас почему-то многим больше интересно просто общение. Всё индивидуально.
Надеюсь, ответила на вопросы многих, если еще что-то по Дзену интересно, пишите, буду рада обсудить!
--------------------------------
От всей души благодарю вас за то, что читаете мой блог! Не забывайте на него подписываться!
В моем Дзен-Премиум много интересных советов по PR и продвижению личного бренда, как и в Телеграм-канале.