Найти в Дзене

10 неудобных вопросов о Дзене: отвечаю без прикрас

Как и обещала, периодически буду публиковать такие посты, потому что вопросов в лс присылается много, а статей по Дзену теперь мало ) фото сгенерировано ИИ Сегодня у нас не просто статья, а почти что терапевтический сеанс. Я собрала в уютной гипотетической кухне десять самых отчаянных вопросов. Эти ребята принесли свои вопросы, пару нервных тиков и надежду на честный ответ. Будем разбираться, без сладких сиропов, но и без излишнего пессимизма. Итак, мои гости! Елизавета, кондитер, планирует завести блог о тортах в форме философских трактатов. Игорь, учитель истории, пишет так увлекательно, что даже князь Игорь (не наш) плакал. Алиса, IT-специалист и стример, пытается объяснять код через метафоры про садоводство. Олег, прораб, который знает о гипсокартоне больше, чем многие о своих вторых половинках. Ольга, библиотекарь, хочет, чтобы ее обзоры на книги читались как детективы. Евгений, системный администратор, который хочет начать вести блог «просто посмотреть, что это за зверь». София

Как и обещала, периодически буду публиковать такие посты, потому что вопросов в лс присылается много, а статей по Дзену теперь мало )

фото сгенерировано ИИ
фото сгенерировано ИИ

Сегодня у нас не просто статья, а почти что терапевтический сеанс. Я собрала в уютной гипотетической кухне десять самых отчаянных вопросов. Эти ребята принесли свои вопросы, пару нервных тиков и надежду на честный ответ. Будем разбираться, без сладких сиропов, но и без излишнего пессимизма.

Итак, мои гости!

  1. Елизавета, кондитер, планирует завести блог о тортах в форме философских трактатов.
  2. Игорь, учитель истории, пишет так увлекательно, что даже князь Игорь (не наш) плакал.
  3. Алиса, IT-специалист и стример, пытается объяснять код через метафоры про садоводство.
  4. Олег, прораб, который знает о гипсокартоне больше, чем многие о своих вторых половинках.
  5. Ольга, библиотекарь, хочет, чтобы ее обзоры на книги читались как детективы.
  6. Евгений, системный администратор, который хочет начать вести блог «просто посмотреть, что это за зверь».
  7. София, предпринимательница, планирует выпускать сумки.
  8. Сергей, мастер на все руки, чей девиз: «Сделай за 100 рублей то, что другие продают за 5000».
  9. Виктория дизайнер интерьеров, хочет вести блог «для души, а не для денег».
  10. Денис, бывший журналист, хочет писать о прошлом, ностальгировать вместе с читателями.
Сегодня я собрала вопросы от тех людей, которые только планируют начать работу с Дзеном. Трое из них были у меня на консультациях, вопросы прозвучали там. А остальные прислали вопросы в лс в моем Тг-канале и на почту. Есть те, которые совпали, и я просто их объединила.

Отвечаю по пунктам.

Вопрос от Игоря и Олега (и еще тысяч таких же): «Алгоритм Дзена — это темный лес. Он что, вообще любит длинные тексты? Или только кликбейт и “угадай, что в углу”?”»

Ответ: представьте, что алгоритм Дзена — это не злой робот, а очень общительный, но немного странный сосед. Ему действительно нравятся истории. Ваши истории. Про гипсокартон и князей. Он любит, когда с ним говорят долго и по делу (это да), но ненавидит, когда его пытаются обмануть кричащими заголовками и картинкой с красным кружочком. Его ключевые слова: вовлеченность (сколько дочитали, какая реакция) и постоянство (он доверяет тем, кто заходит в его гостиную регулярно). Мне кажется, что здесь просто нужен какой-то нетривиальный подход, писать о простом - классно, интересно и ярко. Конечно, переплюнуть больших и успешных блогеров сложно, но делать по-своем здорово тоже вполне реально.

Вопрос от Елизаветы и Алисы: «Я чувствую, что будет выгорание. Тематику не поменять, а идей на годы не наберется. Как не сварить торт из цемента и не объяснить Python через квантовую физику?»

Ответ: могу сказать по себе, что выгорание — знак качества. Значит, вы не халтурили. Спасательный круг — «боковые ветки». Мария, пишите не про торт, а про странные заказы клиентов или про сладости в литературных произведениях. Мне кажется, это может зайти вполне. Алиса, проведите параллель между уборкой в саду (сборка мусора) и очисткой кода. Иногда нужно отойти от ствола дерева, чтобы увидеть, какие сочные яблоки висят на соседних ветках. Почему бы и нет?

Вопрос от Евгения-скептика: «Стоит ли вообще сюда приходить? Не поздно ли? Рынок не перенасыщен?»

Ответ: Евгений, рынок перенасыщен посредственностью, копипастами и пр. В нем вечный голод на экспертность и личность, как ни крути. Знаю это по моим клиентам, с которыми работаю годами. Вы же не думаете, что все, кто читает про IT, — гуру? Есть тысячи тех, кто хочет понять азы от такого же живого человека, а не от бездушной инструкции. Ваша скептическая, опытная интонация — это и есть ваша уникальность. Не поздно. Поздно будет, когда вы этого не сделаете, ну по крайней мере, даже не попробуете.

Вопрос от Софии: «Как совмещать полезный контент с продажами? Я не хочу быть назойливой.»

Ответ: этот вопрос, пожалуй, самый сложный для меня. Потому что сама не очень уверенно продаю, да и, если честно, тоже не люблю навязывать свои услуги. Кому нужно и так всё знают. Но посоветовать могу, быть не продавцом в основном понимании этого слова. Вы же не кричите в лицо гостю: «Купи сумку!». Вы показываете ему уютный холл (полезные статьи по тайм-менеджменту), рассказываете о окрестностях (истории успеха), и лишь потом, между делом, замечаете: «А если вам нужно будет что-то перенести, у нас есть стильные и экологичные решения». Доверие продает. Всегда. Просто нужно уметь это делать красиво, уметь подавать свой продукт каким-то волшебным образом. Не у всех получается, но точно надо пробовать!

Вопрос от Сергея: «Нужен ли контент-план или можно писать “по вдохновению”?»

Мой ответ: «Вдохновение» — лучший друг прокрастинации. Контент-план — это не кандалы, а рельсы, по которым ваш экспресс вдохновения помчится в нужном направлении, а не в чисто поле. Хватит блокнота на неделю. Понедельник – лайфхак, среда – разбор ошибки, пятница – история из жизни. Спите спокойно. Ну я, по крайней мере, я без контент-плана особо не работаю. Это не супер комфортно.

Вопрос от Ольги: «Монетизация. Когда? И сколько можно заработать, если не про политику и не про психологию?»

Мой ответ: «Когда» — это через 3-4 месяца регулярного труда, если вы будете разговаривать со своей аудиторией, а не вещать в пустоту. «Сколько» — от чашки кофе до вполне приличной прибавки к зарплате. Ваша ниша (книги) — золотая. Люди, которые читают, — ценная аудитория. Рекламные сети это знают. Ваша задача — собрать их вокруг себя. Остальное — дело техники и статистики. Но монетизация копеечная, к сожалению. Ради нее приходить в Дзен сейчас точно не стоит, ничего вы на ней не заработаете. Дзен больше не про деньги с монеты.

Вопрос от Виктории: «Я делаю это для души, но хочется и роста канала и продаж!»

Мой ответ: сначала советую изучить темы, которые здесь в вашей сфере точно будут заходить. Потому что дизайнеров интерьеров и подобных компаний очень много, нужно писать о том, что реально волнует аудиторию. И если это статьи про маленькие квартиры и крохотные ванные комнаты, про старый фонд и убитые однушки, значит, нужно писать об этом. Потому что если вы здесь будете только показывать ваши люксовые и дорогие дома и квартиры, есть вероятность, что к вам не придут на дизайн-проект. Это аксиома. Людям не нужно то, чего у них нет. Им важно читать о том, как сделать лучше свою жизнь, в своем месте проживания и со своими условиями. Придется подстраиваться под аудиторию.

Вопрос от Дениса: «Главная ошибка новичков, от которой нужно уберечься и как это сделать?»

Мой ответ: Денис, спасибо за вопрос от лица эпохи ) Главная ошибка — недооценка заголовка и лида (первых строк). Люди тратят недели на статью и 30 секунд на заголовок. Это как построить шикарный ресторан и повесить на дверь табличку «Еда тут какая-то есть». Заголовок — это обещание. Лид — это завлекающий запах из-под двери. Без этого — никуда. Тем более, что вы журналист, с большим опытом работы. И если планируете заставлять людей плакать в платочек и ностальгировать, стоит сделать упор именно на озвученное мной выше.

Вопрос от всех хором: «Как выделиться? Здесь это очень и очень сложно, ведь так?»

Мой ответ: О, самый частый и самый лукавый вопрос. Дорогие мои, уникальность — не в теме. Она — в сплаве вашего опыта, интонации, способа смеяться и расстраиваться, подборе слов и выборе картинок. Мария уникальна, потому что видит в корже метафору жизни. Алексей уникален, потому что ругается на кривые стены с поэтическим пафосом. Вы — это не «про что», а «как». Сконцентрируйтесь на этом «как».

Вопрос-бонус от меня самому себе: «Зачем все это?»

Затем, что Дзен — одна из последних больших цифровых площадок, где текст еще король. Где можно, не имея миллиона подписчиков в запретграме, найти своего читателя. Это тяжелая, иногда неблагодарная, но честная работа мысли и слова. Это тренировка. Это возможность оставить след. Пусть даже в виде статьи о том, как положить плитку или понять Достоевского.

Вот и все. Вопросы исчерпаны, кофе остыл. Главный вывод, который я хочу, чтобы вы вынесли: Дзен — это марафон в тапочках. Вам должно быть в них удобно. Бежать нужно регулярно, но можно иногда присесть на лавочку, поправить тапки и полюбоваться видом. Не гонитесь за теми, кто бежит в лабутенах. Их ноги скоро сдадут. Понимаю, как сложно всем нам сейчас, тем более, что конец года, декабрь - самое, пожалуй, тяжелое время. Хочется выдохнуть, то ты все еще бежишь, порой и сам от себя.

И еще отвечу на один вопрос, который мне часто задают, а я все время забываю ответить: как давно я делаю разборы каналов и делаю ли в письменном виде?
Отвечаю: разборы каналов я делаю с конца 2018 года. Конечно, это и формат онлайн, и письменный формат. Как правило, это от 20 и более страниц с полной информацией по блогу. Если я делаю их в онлайн-формате, то мы с человеком просто беседуем, и я указываю на ошибки, но в письменном виде ничего не остается, человек записывает всю информацию сам. Это не супер удобно, но кому-то подходит больше. Раньше, 2019-2020 годы, в основном, был письменный формат, сейчас почему-то многим больше интересно просто общение. Всё индивидуально.

Надеюсь, ответила на вопросы многих, если еще что-то по Дзену интересно, пишите, буду рада обсудить!

--------------------------------

От всей души благодарю вас за то, что читаете мой блог! Не забывайте на него подписываться!

В моем Дзен-Премиум много интересных советов по PR и продвижению личного бренда, как и в Телеграм-канале.