Когда Никите исполнилось два года, отношения между его родителями стали портиться. Дело шло к разводу. Пока садика не было, мама Лилия часто отвозила сына к своим родителям в маленькую деревню Чурашур – от села Малая Пурга, где работала женщина, до неё 6 километров пути. Бабушка с дедушкой обожали внука и всё время проводили с ним. Развивали, играли, показывали, как ухаживать за скотом.
12 октября 2011 года бабушка взяла с собой Никиту в лес за грибами. Зашла на две минуты в чащу, а когда вышла оттуда, ребёнка уже не увидела…
Пенсионерка решила, что он, наверное, отправился обратно, и поспешила к дому. Спросила у супруга и сына, вернулся ли Никита. Мужчины ответили, что не видели его. Ни в комнатах, ни во дворе мальчика не оказалось. Тогда семья не на шутку испугалась и побежала к соседям.
В деревне всего 4 улицы и 100 жителей – почти все друг друга знают. Как только местные услышали о пропаже 2-летнего малыша, переполошились. Стали проверять сеновалы, кричали, звали – тишина.
Спустя час безрезультатных поисков, в 13:30, бабушка обратилась в полицию. Следом информацию передали в МЧС. К 16 часам спасатели и полицейские из Ижевска прибыли в Чурашур. Быстро определили зону поисков и направились прочёсывать лес. В то время начался дождь – температура воздуха резко упала до 5 градусов, а Никита был одет в тонкую курточку и короткие осенние ботинки. При таких условиях переохлаждение могло наступить очень быстро.
Заподозрили в криминале
Ещё через два часа в деревню начали стекаться добровольцы из соседних населённых пунктов. О пропаже ребёнка знали уже все родственники. Приехали мама мальчика и ещё один брат, он же крёстный Никиты, Юрий. Вечером пропавшего искали уже около тридцати человек. Шли цепочкой с фонарями в руках, работали на отклик. Прочесали лесную опушку, углубились дальше – никаких следов.
Параллельно сотрудники полиции стали проверять криминальную версию исчезновения малыша. За два дня до этого его родители развелись, и на это не могли не обратить внимания. Проверяли также бабушку с дедушкой, с которыми Никита проводил много времени. Следом за семьёй начали проверять других жителей деревни.
Никаких признаков преступления правоохранители не обнаружили. Версию с похищением отмели.
К тому моменту на улице стало совсем темно, а дождь по-прежнему не прекращался. Спасателям приходилось возвращаться, чтобы переодеться – сразу после снова уходили в лес.
К 12 часам ночи была дана команда прекратить поиски – продолжать их в полной темноте, ещё и в такую погоду, было нереально. К тому же людям требовалось просушиться и отдохнуть.
«Надежды там практически уже не было»
В 6 утра сотрудники МЧС получили задачу прочесать территорию вдоль леса – с правой стороны от места пропажи ребёнка. Через час к поисковикам присоединились кинологи. Следовые собаки в дождь работать не могли. Надежда оставалась только на поисковых, которые ищут человека не по его вещам, а по запаху в воздухе.
Проблема заключалась в том, что такие собаки могут обозначать лишь человека, который не двигается, то есть находится на одном месте. Но никто не знал, перемещается ли Никита и жив ли он вообще. В таком возрасте для смертельного переохлаждения достаточно всего двух часов.
– Надежды там практически уже не было, – поделился крёстный мальчика в передаче «Вернувшиеся». – Потому что моросил дождь всю ночь. Даже когда уже ехали в Чурашур, мы с матерью разговаривали: «Где-то 90%, что ребёнок уже умер».
Отправился искать один
В 8 часов кинологи сообщили о том, что собака потеряла след в 12 километрах от места пропажи Никиты, в соседней деревне Курегово. Люди побежали туда искать.
– Я после новости ещё минут пять стоял и думал: «Логически, как двухлетний ребёнок может пройти 12 километров?» – удивлялся Юрий.
Он надеялся на то, что крестник не мог уйти так далеко, а значит, находится где-то рядом. Мужчина отправился в лес за полем, просматривал все овраги – вдруг малыш провалился и не смог выбраться.
– Часа два или три я искал, наверное. Вышел на опушку леса и увидел гору. Подумал, что такое расстояние ребёнок не может пройти, развернулся и пошёл обратно.
Спасатели и добровольцы же сосредоточили поиски вокруг Курегово. Опять выстроились в цепь из пятнадцати человек, чтобы ничего не упустить. Юрий в одиночку вернулся к месту пропажи племянника.
– Обошёл весь лес и шёл уже обратно. С правой стороны поле, слева лес. Иду по дороге и вижу: между берёзами и ёлками на правом боку лежит ребёнок.
Дядя сразу узнал Никиту, вот только он не шевелился.
«Вечером его бы в живых уже не было»
– Я к нему наклонился, поднял, – вспоминал Юрий. – Он пальчиком показывает в сторону леса и что-то говорит – так и не смог разобрать. Руки опускаю – он падает на землю. Я его снова поднимаю – он снова падает. То есть ребёнок вообще был уже без сил. Поднял, укутал его в куртку, и мы пошли в сторону поля. В середине поля увидел пруд. Там уже стоял народ, УАЗы. Пошёл в ту сторону.
Никите сразу же оказали первую медицинскую помощь. К счастью, его жизни ничего не угрожало. Малыш слегка простудился и замёрз. Оказавшись на руках у Лилии, он только и смог вымолвить: «Мама!»
– Я так думаю, если бы в тот день не нашли… да даже, наверное, вечером его бы уже в живых не было. Он просто от переохлаждения бы умер, – прокомментировал крёстный.
С годами Никита почти забыл о том дне. В памяти его запечатлелась лишь одна картина: рядом стоит бабушка с корзиной в руках, а слева – кошка. Возможно, именно за ней следом ушёл малыш, пока женщина отвлеклась, но он уже не помнит.
Друзья, если вам нравятся истории о силе человеческого духа и необычных поворотах судьбы, на канале «Ямал-Медиа» мы ежедневно рассказываем удивительные случаи, произошедшие в реальности. Подписывайтесь, чтобы не пропустить новые статьи и видео.
Читайте также: