В Москве часто ходим с младшим внуком в зоопарк. Привыкли к виду плавающих лебедей. Поэтому самое потрясающее чувство в Ненецком заповеднике было таким: оказывается, они летают! В тундре у них целые крылья, и они летают парами и даже целыми стаями!
Ненецкий заповедник предоставляет необычную экскурсию - прогулку по экотропе, которая (прогулка) называется "Босиком по тундре". Понятно, что летом. Но ведь реально мы сняли обувь и походили-попрыгали по багульнику и ягелю, среди грибочков и остатков лебединых гнезд!
Теперь по порядку. Выезд утром из Нарьян-Мара. Экологи (буду так называть сопровождавших нас сотрудников заповедника) сажают нас в катер, выдают спасжилеты, бинокли и литературу для изучения - брошюры о заповеднике и обитающих в нем птицах. Катер идет два часа по Коровинской губе - примерно 100 километров. Это залив Печорского моря, которое, в свою очередь, является заливом Баренцева моря.
Но я обычно при рассказах (хвастовстве) подругам опускаю подробности про эти два залива и говорю так:
- Я ночевала в палатке на острове в Баренцевом море!
Звучит ведь, а?
На северном побережье Коровинской губы есть большой полуостров, который называется Костяной Нос, или попросту Кост-Нос. На карте его носик упирается в букву "н" внутри слова "Коровинская".
Происхождение названия неясно. "Костями" поморы называли подводные камни в море. Возможно, имеется в виду, что здесь "костяной", то есть каменистый берег. Хотя, честно говоря, камней я не заметила. Песок и глина.
До 80-х годов прошлого века на Костяном Носу располагалась рыболовецкая деревушка, в которой проживало 17 человек и несколько лошадок. Но море подмыло и обрушило берег (глина ведь, не камни), и поселок переехал на материк. А на Костяном Носу теперь располагается кордон Ненецкого заповедника (фото ниже).
Полуостров является частью Ненецкого заповедника, разрешенной к посещению. Но гулять здесь просто так тоже нельзя - заповедник как-никак. Во-первых, нужно специальное письменное разрешение. Во-вторых, бродить по заповедной тундре можно только в сопровождении сотрудников заповедника.
По полуострову проложена экотропа. Ее протяженность - около четырех километров. Но это только название - тропа. На самом деле, никакой тропы нет. Ее и не должно быть. Вот нас было всего шестеро, но экологи настаивали на том, чтобы мы не шли гуськом, создавая ту самую протоптанную дорожку, а развернулись веером.
И чтобы не заплутать, повороты маршрута отмечены огромными яйцами.
Яйцо тундрового лебедя - это символ Ненецкого заповедника. Таких "навигационных" яиц около двух десятков, они выполнены из стеклопластика и на зиму убираются с маршрута.
Столбики, на которых устанавливаются яйца, постоянные. Они заглублены примерно на 60 см. Некоторые, как на фото ниже, выперло вечной мерзлотой, причем довольно высоко - изначально яйцо "сидело" на земле.
Туалет для идущих по тропе тоже выполнен в форме яйца:
В Ненецком заповеднике обитает или хотя бы гнездится 149 видов птиц. Из них мы видели западно-сибирскую чайку (халей), полярную крачку, галстучника, поморника, береговушку, уток морянку и синьгу, белую куропатку, гагару и, конечно же, малого (тундрового) лебедя. Сфотографировать никого не удалось, потому что ни к одной птице, кроме крачки, близко не подойдешь. А крачки, от которых пришлось буквально отбиваться, слишком уж мельтешили.
Зато в одном месте мы спустились в низинку и увидели следы. Здесь шел лебедь, а по его следу - росомаха. Зажигалка лежит поверх следа росомахи.
В правом нижнем углу отпечаталась лапа лебедя. Она действительно огромна. Ниже фотография тундрового лебедя из Московского зоопарка. Он, кстати, отличается от других лебедей желтым основанием клюва.
Еще видели следы песцов - слева четко отпечаталась лапа:
И песцовые норы:
Интересно, что песец роет нору в склоне, обращенном к югу, чтобы не так сильно задувало холодом.
А на фото ниже норка ласточки-береговушки:
В заповеднике есть и хищные птицы, но они предпочитают гнездо расположить повыше. Для них экологи строят искусственные гнездовья. Например, это гнездовье для кречета:
Тундра летом - это такая тишь и благодать, не описать словами. Воздух первозданный, запах багульника непередаваемый, ягель - практически теплый, мы ведь действительно ходили по нему босиком. Возле каждого "навигационного" яйца - остановка, во время которой экологи рассказывали о природе тундры.
И тундра - вовсе не пустыня. В ней такая растительность! Например, дерен шведский (или, возможно, уналашкинский) - фото сделано на той же экотропе!
А вот это чемерица Лобеля. Мы чуть спустились в низинку, а там ветра меньше, травы больше.
Или даже вот такой плаун-баранец на пару с толокнянкой:
Но есть на экотропе участок, который внятно показывает уязвимость тундры. Место, где ветер с берега несет песок, под которым пропадает, казалось бы, супервыносливая растительность тундры.
И приходится делать какие-то заграждения. Примерно как вокруг Сахары, которая тоже, как известно, расползается.
Но, как видите, не сильно помогает.
Продолжение следует...
Все статьи о путешествии по Коми и Ненецкому автономному округу