Найти в Дзене

Как третьекласснику выполнить задания по теме ПРАВОПИСАНИЕ ПАРНЫХ ПО ГЛУХОСТИ И ЗВОНКОСТИ СОГЛАСНЫХ В КОРНЕ

На примере из упражнений учимся определять сомнительные согласные и подбирать проверочные слова. Задания взяты из учебника по русскому языку для третьего класса, часть 1. Авторы – В. П. Канакина, В. Г. Горецкий, 2023 год. Программа – Школа России. Задание 220 Как выполнить задание ° В данных словах парный согласный звук слышится отчетливо. Изменяем слова так, чтоб его звучание было под сомнением. Для этого подбираем однокоренные слова, в которых согласный звук стоит в конце слова. ° Записываем слова. Указываем букву, которая обозначает парный глухой/звонкий согласный звук в парах слов: ° Для слова, помеченного цифрой 1, выполняем звуко-буквенный разбор: Хорош [харо́ш] - 2 слога; х - [х] - согл., глух. непарн., твёрд. парн.; о - [а] - гласн., безуд.; р - [р] - согл., звонк. непарн., твёрд. парн.; о - [о́] - гласн., ударн.; ш - [ш] - согл., глух. парн., твёрд. непарн. 5 б., 5 зв. Для слова, помеченного цифрой 2, выполняем разбор по составу: Отнесу 1. Лексическое значение: Отнести

На примере из упражнений учимся определять сомнительные согласные и подбирать проверочные слова.

Задания взяты из учебника по русскому языку для третьего класса, часть 1. Авторы – В. П. Канакина, В. Г. Горецкий, 2023 год. Программа – Школа России.

Задание 220

-2

Как выполнить задание

°

В данных словах парный согласный звук слышится отчетливо. Изменяем слова так, чтоб его звучание было под сомнением. Для этого подбираем однокоренные слова, в которых согласный звук стоит в конце слова.

°

Записываем слова. Указываем букву, которая обозначает парный глухой/звонкий согласный звук в парах слов:

-3

°

Для слова, помеченного цифрой 1, выполняем звуко-буквенный разбор:

Хорош [харо́ш] - 2 слога;

х - [х] - согл., глух. непарн., твёрд. парн.;

о - [а] - гласн., безуд.;

р - [р] - согл., звонк. непарн., твёрд. парн.;

о - [о́] - гласн., ударн.;

ш - [ш] - согл., глух. парн., твёрд. непарн.

5 б., 5 зв.

Для слова, помеченного цифрой 2, выполняем разбор по составу:

Отнесу

1. Лексическое значение:

Отнести – доставить или переместить что-либо.

Это глагол. Слово изменяется.

2. Определяем окончание. Для этого изменяем формы слова: отнесёт, отнесли, отнесло. При этом в слове исчезла буква -у. Это изменяемая часть слова, которая является окончанием: отнесу.

3. Определяем основу. Это часть слова без окончания: отнесу.

4. Определяем корень. Для этого подбираем однокоренные слова: унесённый, несущий, нести. Общая одинаковая часть во всех словах – -нес-. Это корень: отнесу.

5. Определяем приставку. Она должна стоять перед корнем. Подбираем однокоренные слова с другой приставкой или без нее: несу, перенесу, поднесу. Изменяемая часть перед корнем – от-. Это приставка: отнесу.

6. Определяем суффикс. Он стоит после корня. В нашем слове сразу после корня стоит окончание, суффикса нет.

7. Указываем знаками все части слова, которые мы определили:

-4

Задание 221

-5

Как выполнить задание

Заголовок к стихотворению: Кто с чем дружит.

°

Выбираем букву из скобок. Чтобы выбрать правильную букву, следует подобрать проверочное слово:

  • ши(ш, ж)кой – шишечка – шишкой;
  • кочеры(ш, ж)кой – кочерыжечка – кочерыжкой;
  • тра(ф, в)кой – трава – травкой;
  • козя(ф, в)кой – козявочка – козявкой.

Вставляем пропущенные буквы:

Воробей, цветочною– безударные гласные в корне. Проверочные слова: воро́бушек, цве́т.

Заяц, воробей – непроверяемые гласные в корне, словарные слова.

°

Придумываем продолжение стихотворения:

-6

°

Для слова, помеченного цифрой 1, выполняем звуко-буквенный разбор:

Шмель [шм’э́л’] – 1 слог;

ш - [ш] – согл., глух. парн., твёрд. непарн.;

м - [м’] – согл., звон. непарн., мягк. парн.;

е - [э́] – гласн., ударн.;

л - [л’] – согл., звон. непарн., мягк. парн.;

ь - [-] – не обозначает звука.

5 б., 4 зв.

Задание 222

-7

Как выполнить задание

Чтобы узнать, какой буквой обозначить выделенные звуки, необходимо подобрать проверочные слова, в которых после сомнительного согласного стоит гласный звук:

Ре[с]кий – резок, голо[с] – голоса, ре[т]кий – реденький, ле[с] – лесок, сколь[с]кий – скользит, лё[т] – ледок, у[с]кий – узенький, прохо[т] – проходить, ги[п]кий – гибок, пру[т] – прутик, ло[ф]кий – ловок, челове[к] – человеку, мя[х]кий – мягонький, хле[п] – хлебец, лё[х]кий – лёгонький, гру[с] – грузить, сла[т]кий – сладость, пиро[к] – пироговый, бли[с]кий – близость, дру[к]– другу.

°

Записываем словосочетания, обозначаем парные согласные, которые мы вставили:

Резкий голос, редкий лес, скользкий лёд, узкий проход, гибкий прут, ловкий человек, мягкий хлеб, лёгкий груз, сладкий пирог, близкий друг.

Задание 223

-8

Как выполнить задание

Вставляем пропущенные буквы:

-9

°

Подбираем проверочные слова для слов с пропущенными орфограммами. Для этого изменяем слово или ищем однокоренное:

Голоса, белоснежки, роса – безударные гласные в корне. Проверочные слова: го́лос, отголо́сок, бе́лый, ро́сы.

Берёзки, белоснежки, сыроежки – правописание парных звонких/глухих согласных в корне слова. Проверочные слова: берёзовый, заснеженный, сыроежечка.

°

При подборе проверочных слов для слов с безударными гласными проверяемая гласная должна стать ударной.

В случае проверки написания парных по звонкости-глухости согласных, подбираем проверочные слова, в которых сомнительный согласный стоит перед гласным звуком или буквами л, м, н, р, в.

°

Для слова, помеченного цифрой 2, выполняем разбор по составу:

Приветливые

1. Лексическое значение:

Приветливые – ласковые, дружелюбные, радушные.

Это имя прилагательное. Слово изменяется.

2. Определяем окончание. Для этого изменяем формы слова: приветливая, приветливый, приветливое. При этом в слове исчезло буквосочетание -ые. Это изменяемая часть слова, которая является окончанием: приветливые.

3. Определяем основу. Это часть слова без окончания: приветливые.

4. Определяем корень. Для этого подбираем однокоренные слова: привет, приветик, приветствовать. Общая одинаковая часть во всех словах – привет-. Это корень: приветливые.

5. Определяем приставку. Она должна стоять перед корнем. В данном слове перед корнем ничего нет, значит приставки нет.

6. Определяем суффикс. Он стоит после корня. В нашем слове это -лив-. Выделяем суффикс в слове: приветливые.

7. Указываем знаками все части слова, которые мы определили:

-10

Задание 224

-11

Как выполнить задание

°

Составляем из данных слов связные предложения. Указываем произведения, из которых взяты фразы:

  1. Золушка побежала в огород и выбрала большую тыкву. (сказка «Золушка», Ш.Перро).
  2. …Лебедь рвётся в облака,
    Рак пятится назад, а Щука тянет в воду.
    (басня «Лебедь, Рак и Щука, И.А.Крылов).
  3. Нина украдкой прошла в рощу. (рассказ «Совесть», А.Гайдар).
  4. Чук позабыл на опушке леса тёплую варежку. (рассказ «Чук и Гек», А.Гайдар).

°

Подчеркиваем в словах изученные орфограммы:

Зеленым – безударные гласные в корне, красным – непроверяемые гласные в корне, синим парные по глухости/звонкости согласные в корне, фиолетовым – правописание шипящих с гласными.

-12

°

Находим сложное предложение: Лебедь рвётся в облака, Рак пятится назад, а Щука тянет в воду. Предложение состоит из трех частей – простых предложений. В каждой части есть свои главные члены – подлежащее и сказуемое. На письме части сложного предложения разделяются запятыми.

Задание 225

-13

Как выполнить задание

°

Определяем, какую букву выбрать из скобок. Для этого подбираем проверочные слова, в которых после сомнительного согласного стоит гласный звук:

Гла(с, з) – глазик, дене(к, г) – деньги, лё(т, д) – ледовый, обманчи(ф, в) – обманчивый, некраси(ф, в) – некрасивый, хоро(ш, ж) – хорошо, огоро(т, д) – огороды, дохо(т, д) – доходы, о(ф, в)сяная – овёс, ска(с, з)ка – сказочный, скла(т, д)ка – складывать, сла(т, д)ко – сладенький.

°

Соответствие рисунков и пословиц:

Рисунок 1: Вешний лёд обманчив.

Рисунок 2: Огород – для семьи доход.

°

Объясняем значение пословиц:

Глаз мал, да далеко видит.

Пословица говорит, что человека следует оценивать не по внешнему виду, а по его талантам и умениям.

Договор дороже денег.

Важным считается данное кому-то слово, а не материальная выгода. Если человек что-то пообещал, то обязательно должен это выполнить, иначе потеряет доверие и уважение.

Вешний лёд обманчив.

Иногда что-то крепкое и основательное с виду на деле может оказаться хрупким и ненадежным, как тонкий весенний лед.

Некрасив лицом, да хорош умом.

Фраза указывает, что главное в человеке не внешность, а его ум и способности.

Огород – для семьи доход.

На огороде люди выращивают плоды и овощи, которые помогут семье прокормиться.

Овсяная каша сама себя хвалит.

Название говорит само за себя: что-то действительно хорошее и полезное и без похвалы всегда будет нужным.

Сказка – складка, а послушать сладко.

Хотя сказка и выдумка, сложенная народом, но слушать ее приятно, потому что она интересная, добрая и учит мудрости.

Задание 226

-14

Как выполнить задание

°

По рисунку можно составить рассказ. В нем будут перечислены действия и поступки, а также описание природы и животных. Получится текст-повествование с элементами описания.

°

Тема текста: про уточку.

Части текста:

  1. Зимний лес.
  2. Лисица на охоте.
  3. Уточка.

Примеры заголовков: В лесу, Зимняя история, Лиса и уточка, Охота на уточку.

°

Составляем текст по рисунку:

-15

***

Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые полезные публикации.

Также читайте по теме:

Готовое домашнее задание для третьего класса по теме ПРАВОПИСАНИЕ ПАРНЫХ СОГЛАСНЫХ В КОРНЕ, часть 1