На примере из упражнений учимся определять сомнительные согласные и подбирать проверочные слова.
Задания взяты из учебника по русскому языку для третьего класса, часть 1. Авторы – В. П. Канакина, В. Г. Горецкий, 2023 год. Программа – Школа России.
Задание 220
Как выполнить задание
°
В данных словах парный согласный звук слышится отчетливо. Изменяем слова так, чтоб его звучание было под сомнением. Для этого подбираем однокоренные слова, в которых согласный звук стоит в конце слова.
°
Записываем слова. Указываем букву, которая обозначает парный глухой/звонкий согласный звук в парах слов:
°
Для слова, помеченного цифрой 1, выполняем звуко-буквенный разбор:
Хорош [харо́ш] - 2 слога;
х - [х] - согл., глух. непарн., твёрд. парн.;
о - [а] - гласн., безуд.;
р - [р] - согл., звонк. непарн., твёрд. парн.;
о - [о́] - гласн., ударн.;
ш - [ш] - согл., глух. парн., твёрд. непарн.
5 б., 5 зв.
Для слова, помеченного цифрой 2, выполняем разбор по составу:
Отнесу
1. Лексическое значение:
Отнести – доставить или переместить что-либо.
Это глагол. Слово изменяется.
2. Определяем окончание. Для этого изменяем формы слова: отнесёт, отнесли, отнесло. При этом в слове исчезла буква -у. Это изменяемая часть слова, которая является окончанием: отнесу.
3. Определяем основу. Это часть слова без окончания: отнесу.
4. Определяем корень. Для этого подбираем однокоренные слова: унесённый, несущий, нести. Общая одинаковая часть во всех словах – -нес-. Это корень: отнесу.
5. Определяем приставку. Она должна стоять перед корнем. Подбираем однокоренные слова с другой приставкой или без нее: несу, перенесу, поднесу. Изменяемая часть перед корнем – от-. Это приставка: отнесу.
6. Определяем суффикс. Он стоит после корня. В нашем слове сразу после корня стоит окончание, суффикса нет.
7. Указываем знаками все части слова, которые мы определили:
Задание 221
Как выполнить задание
Заголовок к стихотворению: Кто с чем дружит.
°
Выбираем букву из скобок. Чтобы выбрать правильную букву, следует подобрать проверочное слово:
- ши(ш, ж)кой – шишечка – шишкой;
- кочеры(ш, ж)кой – кочерыжечка – кочерыжкой;
- тра(ф, в)кой – трава – травкой;
- козя(ф, в)кой – козявочка – козявкой.
Вставляем пропущенные буквы:
Воробей, цветочною– безударные гласные в корне. Проверочные слова: воро́бушек, цве́т.
Заяц, воробей – непроверяемые гласные в корне, словарные слова.
°
Придумываем продолжение стихотворения:
°
Для слова, помеченного цифрой 1, выполняем звуко-буквенный разбор:
Шмель [шм’э́л’] – 1 слог;
ш - [ш] – согл., глух. парн., твёрд. непарн.;
м - [м’] – согл., звон. непарн., мягк. парн.;
е - [э́] – гласн., ударн.;
л - [л’] – согл., звон. непарн., мягк. парн.;
ь - [-] – не обозначает звука.
5 б., 4 зв.
Задание 222
Как выполнить задание
Чтобы узнать, какой буквой обозначить выделенные звуки, необходимо подобрать проверочные слова, в которых после сомнительного согласного стоит гласный звук:
Ре[с]кий – резок, голо[с] – голоса, ре[т]кий – реденький, ле[с] – лесок, сколь[с]кий – скользит, лё[т] – ледок, у[с]кий – узенький, прохо[т] – проходить, ги[п]кий – гибок, пру[т] – прутик, ло[ф]кий – ловок, челове[к] – человеку, мя[х]кий – мягонький, хле[п] – хлебец, лё[х]кий – лёгонький, гру[с] – грузить, сла[т]кий – сладость, пиро[к] – пироговый, бли[с]кий – близость, дру[к]– другу.
°
Записываем словосочетания, обозначаем парные согласные, которые мы вставили:
Резкий голос, редкий лес, скользкий лёд, узкий проход, гибкий прут, ловкий человек, мягкий хлеб, лёгкий груз, сладкий пирог, близкий друг.
Задание 223
Как выполнить задание
Вставляем пропущенные буквы:
°
Подбираем проверочные слова для слов с пропущенными орфограммами. Для этого изменяем слово или ищем однокоренное:
Голоса, белоснежки, роса – безударные гласные в корне. Проверочные слова: го́лос, отголо́сок, бе́лый, ро́сы.
Берёзки, белоснежки, сыроежки – правописание парных звонких/глухих согласных в корне слова. Проверочные слова: берёзовый, заснеженный, сыроежечка.
°
При подборе проверочных слов для слов с безударными гласными проверяемая гласная должна стать ударной.
В случае проверки написания парных по звонкости-глухости согласных, подбираем проверочные слова, в которых сомнительный согласный стоит перед гласным звуком или буквами л, м, н, р, в.
°
Для слова, помеченного цифрой 2, выполняем разбор по составу:
Приветливые
1. Лексическое значение:
Приветливые – ласковые, дружелюбные, радушные.
Это имя прилагательное. Слово изменяется.
2. Определяем окончание. Для этого изменяем формы слова: приветливая, приветливый, приветливое. При этом в слове исчезло буквосочетание -ые. Это изменяемая часть слова, которая является окончанием: приветливые.
3. Определяем основу. Это часть слова без окончания: приветливые.
4. Определяем корень. Для этого подбираем однокоренные слова: привет, приветик, приветствовать. Общая одинаковая часть во всех словах – привет-. Это корень: приветливые.
5. Определяем приставку. Она должна стоять перед корнем. В данном слове перед корнем ничего нет, значит приставки нет.
6. Определяем суффикс. Он стоит после корня. В нашем слове это -лив-. Выделяем суффикс в слове: приветливые.
7. Указываем знаками все части слова, которые мы определили:
Задание 224
Как выполнить задание
°
Составляем из данных слов связные предложения. Указываем произведения, из которых взяты фразы:
- Золушка побежала в огород и выбрала большую тыкву. (сказка «Золушка», Ш.Перро).
- …Лебедь рвётся в облака,
Рак пятится назад, а Щука тянет в воду. (басня «Лебедь, Рак и Щука, И.А.Крылов). - Нина украдкой прошла в рощу. (рассказ «Совесть», А.Гайдар).
- Чук позабыл на опушке леса тёплую варежку. (рассказ «Чук и Гек», А.Гайдар).
°
Подчеркиваем в словах изученные орфограммы:
Зеленым – безударные гласные в корне, красным – непроверяемые гласные в корне, синим – парные по глухости/звонкости согласные в корне, фиолетовым – правописание шипящих с гласными.
°
Находим сложное предложение: Лебедь рвётся в облака, Рак пятится назад, а Щука тянет в воду. Предложение состоит из трех частей – простых предложений. В каждой части есть свои главные члены – подлежащее и сказуемое. На письме части сложного предложения разделяются запятыми.
Задание 225
Как выполнить задание
°
Определяем, какую букву выбрать из скобок. Для этого подбираем проверочные слова, в которых после сомнительного согласного стоит гласный звук:
Гла(с, з) – глазик, дене(к, г) – деньги, лё(т, д) – ледовый, обманчи(ф, в) – обманчивый, некраси(ф, в) – некрасивый, хоро(ш, ж) – хорошо, огоро(т, д) – огороды, дохо(т, д) – доходы, о(ф, в)сяная – овёс, ска(с, з)ка – сказочный, скла(т, д)ка – складывать, сла(т, д)ко – сладенький.
°
Соответствие рисунков и пословиц:
Рисунок 1: Вешний лёд обманчив.
Рисунок 2: Огород – для семьи доход.
°
Объясняем значение пословиц:
Глаз мал, да далеко видит.
Пословица говорит, что человека следует оценивать не по внешнему виду, а по его талантам и умениям.
Договор дороже денег.
Важным считается данное кому-то слово, а не материальная выгода. Если человек что-то пообещал, то обязательно должен это выполнить, иначе потеряет доверие и уважение.
Вешний лёд обманчив.
Иногда что-то крепкое и основательное с виду на деле может оказаться хрупким и ненадежным, как тонкий весенний лед.
Некрасив лицом, да хорош умом.
Фраза указывает, что главное в человеке не внешность, а его ум и способности.
Огород – для семьи доход.
На огороде люди выращивают плоды и овощи, которые помогут семье прокормиться.
Овсяная каша сама себя хвалит.
Название говорит само за себя: что-то действительно хорошее и полезное и без похвалы всегда будет нужным.
Сказка – складка, а послушать сладко.
Хотя сказка и выдумка, сложенная народом, но слушать ее приятно, потому что она интересная, добрая и учит мудрости.
Задание 226
Как выполнить задание
°
По рисунку можно составить рассказ. В нем будут перечислены действия и поступки, а также описание природы и животных. Получится текст-повествование с элементами описания.
°
Тема текста: про уточку.
Части текста:
- Зимний лес.
- Лисица на охоте.
- Уточка.
Примеры заголовков: В лесу, Зимняя история, Лиса и уточка, Охота на уточку.
°
Составляем текст по рисунку:
***
Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые полезные публикации.
Также читайте по теме:
Готовое домашнее задание для третьего класса по теме ПРАВОПИСАНИЕ ПАРНЫХ СОГЛАСНЫХ В КОРНЕ, часть 1