Найти в Дзене
Сказки-Подсказки

Основные моральные категории

Начало истории... Это было ужасно… Гвидон снова и снова перелистывал слайды презентации, которую Полина подготовила для своего выступления, и это действительно было ужасно. Нет, дело было не в том, что Полина не разобралась с теорией, а в том, как она оформила свою презентацию. На каждом слайде абсолютно не к месту красовалось миниатюрное изображение готического храма, текст был написан витиеватым шрифтом, который отдавал готическими нотками и оказался совершенно нечитаем. В довершение ко всему общая цветовая гамма презентации варьировалась от грязно-серого до чёрного и создавалась жутко депрессивная атмосфера. «Ну как?» — прочитал Гвидон сообщение Полины. И он действительно не знал, что ответить. Гвидон понимал, что Полина — всегда такая сдержанная и серьёзная, немного замкнутая и нелюдимая — наконец-то решила выбраться из своей скорлупы и поделиться с ребятами чем-то сокровенным: своим увлечением готической культурой. Но сделано это было неуместно и неумело. «Что же мне делать? — с

Начало истории...

Это было ужасно… Гвидон снова и снова перелистывал слайды презентации, которую Полина подготовила для своего выступления, и это действительно было ужасно. Нет, дело было не в том, что Полина не разобралась с теорией, а в том, как она оформила свою презентацию. На каждом слайде абсолютно не к месту красовалось миниатюрное изображение готического храма, текст был написан витиеватым шрифтом, который отдавал готическими нотками и оказался совершенно нечитаем. В довершение ко всему общая цветовая гамма презентации варьировалась от грязно-серого до чёрного и создавалась жутко депрессивная атмосфера.

«Ну как?» — прочитал Гвидон сообщение Полины. И он действительно не знал, что ответить.

Гвидон понимал, что Полина — всегда такая сдержанная и серьёзная, немного замкнутая и нелюдимая — наконец-то решила выбраться из своей скорлупы и поделиться с ребятами чем-то сокровенным: своим увлечением готической культурой. Но сделано это было неуместно и неумело.

«Что же мне делать? — с ужасом думал Гвидон. — Быть морально честным и сказать правду? Или проявить моральную поддержку, чтобы не ранить?»
«Вот тебе и моральная дилемма», — шептал внутренний голос.
«Видимо, для того чтобы я максимально прочувствовал важность темы, за которую взялся», — размышлял Гвидон. Напомню, что тема, которую он выбрал, называлась «Мораль и её характерные черты».

«Ну что ж, учебник, выручай! Должно же быть в тебе что-то полезное, что пригодится мне в этой ситуации», — с надеждой и трепетом взял в руки учебник по обществознанию Гвидон. Но учебник мог только перечислить основные моральные категории, а как с ними быть — Гвидону предстояло решать самому.

«Совесть — это внутренний нравственный регулятор человека, способность самостоятельно оценивать свои поступки и нести за них моральную ответственность», — прочитал Гвидон.
«Если я ничего не скажу Полине, чтобы не ранить её чувства, она выступит с этой ужасной презентацией на уроке, и я даже боюсь представить, какая будет реакция ребят. А что, если над ней будут смеяться? Тогда мне придётся сгореть со стыда — ведь я могу сейчас её остановить и не дать выступить с этой жутью. Я буду испытывать угрызения совести, и мой внутренний нравственный регулятор не позволит мне спокойно смотреть Полине в глаза после всего этого. Значит, объяснить Полине, что не так с её презентацией, — это мой долг».

«Долг — это обязанность человека перед другими людьми, обществом или самим собой, осознание необходимости выполнять определённые требования и нормы», — напоминал учебник.
«Я обязан уберечь Полину от насмешек ребят. Но тогда именно мне придётся ранить её чувства. Будем честны: я не мастер в подобных разговорах. Вдруг скажу что-то не так? Кто этих девчонок разберёт — что им можно говорить, а что нет. Сделаю только хуже. Нет, пусть выступает со своей презентацией, а я лучше поддержу её потом, если вдруг ребята начнут смеяться. Выйду из ситуации, так сказать, с достоинством. Достоинство… Достоинство… а что это вообще такое?»

Гвидон снова открыл учебник: «Достоинство — это осознание человеком своей ценности, уважение к себе как к личности. Оно выражается в самоуважении и требовании уважительного отношения к себе и другим».

«А что действительно достойнее — промолчать и позволить другим ранить Полину или всё-таки признать, что это будет малодушием? Буду ли я себя уважать после такого?»

«Нет», — грустно вздохнул Гвидон. — «Испугаться и промолчать, позволив другим насмехаться над моим другом, — это ниже моего достоинства. Поговорить с Полиной теперь для меня дело чести».

Если верить учебнику, «честь — это моральное качество личности, связанное с её репутацией и общественной оценкой поведения».
«Если кто-то из друзей Полины узнает, что я видел её презентацию и ничего не сказал, что они обо мне подумают? Подумают, что я трус, предатель, нехороший человек. И будут, пожалуй, правы».

С тяжёлым сердцем Гвидон взял телефон и набрал номер Полины. Ему предстоял трудный разговор, и, возможно, Полина больше никогда не захочет с ним говорить, но он должен попытаться всё ей объяснить.

ТЕОРИЯ.

Тема 1.11 в кодификаторе ЕГЭ (Мораль как общечеловеческая ценность и социальный регулятор)

Совесть — это внутренний нравственный регулятор человека, способность самостоятельно оценивать свои поступки и нести за них моральную ответственность.

Долг — это обязанность человека перед другими людьми, обществом или самим собой, осознание необходимости выполнять определённые требования и нормы.

Достоинство — это осознание человеком своей ценности, уважение к себе как к личности.

Честь — это моральное качество личности, связанное с её репутацией и общественной оценкой поведения.

· достоинство — внутренняя ценность человека.

· честь — внешняя оценка личности обществом.