Найти в Дзене
Сказки-Подсказки

Мораль и её характерные черты

«Всё в порядке, я всё смогу, у меня будет лучшая презентация и лучшее выступление в классе», — так Гвидон настраивал сам себя перед подготовкой к необычному уроку. Учитель задумал провести мини-конференцию, на которой ученики будут выступать с докладами по самым разным темам из курса «Обществознания». Гвидону досталась тема — «Мораль и её признаки». «Торжественно клянусь, что не подведу тебя», — прошептал Гвидон, обращаясь к своему учебнику по обществознанию.
«Итак, приступим. Начнём с определения. Мораль — это область духовной культуры, которая регулирует поведение людей с точки зрения представлений о добре, зле и справедливости. Добро, зло, справедливость… всё понятно. Духовная культура — звучит знакомо, но вот с ходу сказать, что это такое, я, пожалуй, не могу». Гвидон полез листать учебник в поисках ответа на свой вопрос. Выяснилось, что духовная культура — это часть общей культуры общества, связанная с созданием, сохранением и распространением духовных ценностей, таких как чест

«Всё в порядке, я всё смогу, у меня будет лучшая презентация и лучшее выступление в классе», — так Гвидон настраивал сам себя перед подготовкой к необычному уроку. Учитель задумал провести мини-конференцию, на которой ученики будут выступать с докладами по самым разным темам из курса «Обществознания». Гвидону досталась тема — «Мораль и её признаки».

«Торжественно клянусь, что не подведу тебя», — прошептал Гвидон, обращаясь к своему учебнику по обществознанию.
«Итак, приступим. Начнём с определения.
Мораль — это область духовной культуры, которая регулирует поведение людей с точки зрения представлений о добре, зле и справедливости. Добро, зло, справедливость… всё понятно. Духовная культура — звучит знакомо, но вот с ходу сказать, что это такое, я, пожалуй, не могу».

Гвидон полез листать учебник в поисках ответа на свой вопрос. Выяснилось, что духовная культура — это часть общей культуры общества, связанная с созданием, сохранением и распространением духовных ценностей, таких как честь, достоинство, красота, милосердие и т. д.

«Вот теперь всё понятно: мораль тесно связана с созданием духовных ценностей. Добро, зло, справедливость — это базовые духовные ценности, которые общество определяет для себя. Теперь посмотрим, чем мораль отличается от других областей духовной культуры — от науки, например, или искусства. Первое отличие — на поверхности: в основе морали лежат представления о добре и зле. Искусство опирается на эстетические ценности и представления о прекрасном, наука ценит объективность, беспрестанность, стремление к истине и верит в рациональное познание мира. С этой точки зрения отличить мораль от науки или религии не составляет труда. Дальше: относительность, всеобщность, всеохватность. А над этими признаками морали стоит поразмыслить», — Гвидон сосредоточенно потёр лоб.

Очень быстро Гвидон выяснил, что мораль относительна, потому что представления о добре и зле отличаются у разных людей, разных социальных групп и разных народов — не говоря уже о представителях различных исторических эпох. Он тут же вспомнил, как мама делала замечания младшему брату, когда тот громко чавкал и причмокивал за столом во время обеда. «Малыш, ты не в Китае!» — сказала мама. Ей пришлось объяснять Гвидону, что в Китае подобного рода звуки во время еды считаются признаком того, что еда человеку нравится. «И не в Индии!» — поддержал разговор папа, когда младший полез руками в вазочку с вареньем. В Индии, к удивлению Гвидона, принято есть правой рукой без столовых приборов, и это считается нормальным поведением за столом. «Лучше буду европейцем», — подумал тогда Гвидон и продолжил есть тихо, используя столовые приборы.

«Ага, относительность морали я уяснил. Но проведём небольшой эксперимент». Гвидон взял телефон и позвонил одному из своих приятелей-одноклассников.

«Вот скажи мне, Семён, как ты считаешь: списывать можно?» — выпалил Гвидон.
Семён не растерялся и ответил: «Немного списать, я думаю, можно. Если тема слишком сложная и времени на подготовку очень мало. Ты же знаешь, я спортсмен: мне тренироваться надо, а не над учебниками сидеть. А что?» — полюбопытствовал он. «Ничего, провожу эксперимент. Всё анонимно — не беспокойся».

Следующий звонок Гвидон адресовал однокласснице Полине: «Полина, а как ты считаешь: списывать можно?» «Да ну тебя, — ответила Полина. — Прекрасно ведь знаешь, что списывания я не приемлю. И сама не списываю, и другим не даю!» «Конечно, — подумал Гвидон, — будь я таким умным, я бы тоже всё сам знал и учил, и никогда не списывал». «Подытожим, — произнёс Гвидон. — Эксперимент показал, что моральные представления отличаются у разных людей даже внутри одного маленького коллектива. Что ж, мораль действительно относительна».

Дальше… всеобщность морали. Мораль касается всех людей, независимо от их пола, возраста, профессии, уровня дохода и т. д. Почему-то Гвидон сразу вспомнил сводку новостей за последнюю неделю, где говорилось о задержании банды преступников, занимавшейся кражами и разбоем; о том, как младший брат недавно жаловался, что один из ребят из его детсадовской группы стащил у него из шкафчика яблоко, которое он хотел сохранить после полдника, чтобы угостить маму; а затем — соседку тётю Зину, ругавшуюся по телефону с коллегой и говорившую, что красть чужие идеи нехорошо. «Красть нехорошо. Это касается абсолютно всех людей», — сделал вывод Гвидон. «Мораль всеобща».

«Что там у нас третье было? Всеохватность морали. Надо не запутаться. Всеобщность означает, что она касается всех людей, а всеохватность — что она буквально охватывает самые разные стороны жизни человека. И в семье, и на работе, и в школьном классе — везде действуют нормы морали. Разговариваешь с другим человеком — будь вежлив. Устроил пикник в парке? Относись уважительно к природе и убери за собой весь мусор. Оставляешь комментарии в социальных сетях — не оскорбляй и не унижай других людей. Одним словом, повсюду эти моральные правила. Повсюду!»

Гвидон двигался дальше по тексту учебника, дополняя черновик доклада такими характеристиками морали, как «не фиксируется в письменной форме» и «не обеспечивается государственным принуждением». Вдруг зазвонил телефон.

Это была Полина. «Послушай, Гвидон, раз уж ты позвонил и напомнил о себе… К списыванию я отношусь отрицательно, а вот взгляд со стороны и дружеский совет приветствую. Посмотри, пожалуйста, мою презентацию к докладу на следующем уроке. Может, нужно что-то исправить?»

Гвидон с радостью согласился помочь, не подозревая о том, каким моральным испытаниям он подвергнется в последующие несколько часов.

Продолжение следует...

ТЕОРИЯ.

Тема 1.11 в кодификаторе ЕГЭ (Мораль как общечеловеческая ценность и социальный регулятор)

Мораль – это область духовной культуры, которая регулирует поведение людей с точки зрения представлений о добре, зле и справедливости.

Духовная культура — это часть общей культуры общества, которая связана с созданием, сохранением и распространением духовных ценностей.

Признаки/Характерные черты морали

  • в основе - представления о добре и зле, справедливости и несправедливости и т.д.,
  • относительность,
  • всеобщность,
  • всеохватность,
  • не фиксируется в письменной форме,
  • не обеспечивается государственным принуждением.