Найти в Дзене
FoD

Почему водители такси не хотят пересаживаться на отечественные авто

с 1 марта 2026 году в силу вступит новый закон о локализации, согласно которому все таксисты должны будут пересесть на автомобили, которые будут проходить по баллам локализации. Автомобили проходящие по баллам локализации в России Что такое баллы локализации? Каждая деталь автомобиля и каждый этап производства имеет свою оценку, указанную в баллах. Если кузовная деталь варится на отечественных производствах, то она имеет более высокий балл, если привозится из-за границы и собирается здесь, то средний, а если привозится готовый автомобиль, то самый низкий. Одним словом, чем больше компонентов отечественного производства, тем выше баллы локализации, тем выше вероятность попасть в допустимые списки. Ключевое - есть определенное количество баллов, при достижении которых можно поставить авто в реестр легковых такси. Сверху я привел короткий список автомобилей, предварительно озвученных Минпромторгом. Все корейские автомобили, которые мы так полюбили, все японские и европейские - не прохо
Оглавление

с 1 марта 2026 году в силу вступит новый закон о локализации, согласно которому все таксисты должны будут пересесть на автомобили, которые будут проходить по баллам локализации.

Автомобили проходящие по баллам локализации в России
Автомобили проходящие по баллам локализации в России

Что такое баллы локализации?

Каждая деталь автомобиля и каждый этап производства имеет свою оценку, указанную в баллах. Если кузовная деталь варится на отечественных производствах, то она имеет более высокий балл, если привозится из-за границы и собирается здесь, то средний, а если привозится готовый автомобиль, то самый низкий. Одним словом, чем больше компонентов отечественного производства, тем выше баллы локализации, тем выше вероятность попасть в допустимые списки.

Ключевое - есть определенное количество баллов, при достижении которых можно поставить авто в реестр легковых такси. Сверху я привел короткий список автомобилей, предварительно озвученных Минпромторгом.

Все корейские автомобили, которые мы так полюбили, все японские и европейские - не проходят по этим критериям и соответственно получить лицензию на них после 1 марта 2026 года будет не возможно.

Почему водители против?

Многие таксисты восприняли эту инициативу с явным недовольством и на то есть логические причины.

Экономическая логика водителя: расчёт на долгий срок

Для таксиста автомобиль — это не просто средство передвижения, а инструмент заработка. При выборе машины он руководствуется не патриотизмом, а холодным расчётом: сколько вложит, сколько заработает, когда окупится.

Отечественные автомобили часто выигрывают на старте — их можно купить дешевле (хотя сегодня - это спорный вопрос). Но дальше начинаются нюансы.

Водители учитывают:

  • стоимость технического обслуживания;
  • расход топлива;
  • частота поломок и стоимость запчастей;
  • срок службы до капитального ремонта;
  • ликвидность на вторичном рынке.

Многие приходят к выводу: переплата за иномарку окупается за счёт меньших эксплуатационных расходов и более высокой остаточной стоимости. Например, подержанный Hyundai Solaris через 3 года можно продать на 20–30 % дороже, чем Lada Vesta аналогичного возраста.

Немаловажно знать, что почти на все корейские, японские и европейские машины класса Б+ и выше - можно было установить газовое оборудование. Тогда как на китайские автомобили, выдаваемые за отечественные, установка ГБО невозможно из-за прямого впрыска, отсутствия гидрокомпенсаторов и наличия турбины.

Проблемы с надёжностью и запчастями

Один из главных аргументов против отечественных авто — опасения по поводу надёжности. Водители делятся историями о внезапных поломках, которые выбивают машину из графика на несколько дней.

Ключевые проблемы:

  1. Нестабильное качество сборки. Даже в одной модели встречаются экземпляры с разными «болячками»: где-то скрипит подвеска, где-то течёт радиатор.
  2. Дефицит запчастей. В регионах не всегда есть нужные детали в наличии — приходится ждать поставки неделями.
  3. Высокая стоимость ремонта. Некоторые узлы (например, электроника) порой дороже менять целиком, чем ремонтировать.
  4. Отсутствие гарантий. Сервисные центры могут отказать в ремонте по гарантии из-за «нарушения условий эксплуатации» (а такси — это как раз жёсткий режим).

Для таксиста простой — это прямые убытки. Если иномарка в среднем требует ТО раз в 15 000 км, а отечественный авто — каждые 10 000 км и при этом часто возникают промежуточные поломки, то разница в доходах становится ощутимой.

Комфорт и безопасность: не пустые слова

Пассажиры всё чаще выбирают такси по рейтингу водителя и состоянию машины. Потрёпанный салон, шумная подвеска или неработающий кондиционер снижают оценки и количество заказов.

Водители отмечают, что иномарки:

  • лучше шумоизолированы;
  • имеют более эргономичные сиденья (меньше устаёшь за 12-часовую смену);
  • оснащены системами безопасности (ABS, ESP), которые снижают риск ДТП;
  • предлагают удобные опции (климат-контроль, круиз-контроль), экономящие силы.

В условиях конкуренции за клиента такие мелочи становятся решающими. Водитель на ухоженной иномарке получает больше позитивных отзывов и повторных заказов, чем коллега на «свежей», но некомфортной отечественной машине.

И дело не только в положительных оценках. Ключевое - большинство иномарок идут с надежной и простой автоматической трансмиссией, в то время как наши машины - либо на механике, либо на китайском вариаторе, который очень быстро выходит из строя.

Говорить про сидения и усталость спины можно бесконечно. При всем при этом за все ключевые элементы комфорта, идущие у иномарок в базовой комплектации, на Ладах приходится доплачивать.

Финансовые барьеры перехода

Даже если водитель теоретически готов пересесть на российское авто, возникают практические сложности:

1. Отсутствие льготных программ для таксистов

Государственные субсидии на покупку отечественных машин часто недоступны для ИП и самозанятых. Требования к заёмщикам (стаж, кредитная история) отсекают многих таксистов.

2. Высокие первоначальные затраты

Чтобы купить новую машину, нужно вывести из оборота 1–1,5 млн рублей. Для водителя, работающего на старой иномарке, это означает:

  • остановку заработка на время покупки;
  • необходимость брать кредит под высокий процент;
  • риск не окупить вложения из-за непредвиденных расходов.

3. Неясная окупаемость

Водители сомневаются, что экономия на налогах и страховке компенсирует затраты на частый ремонт. Расчёты показывают: при пробеге 100 000 км в год разница в обслуживании может достичь 150–200 тысяч рублей в пользу иномарки.

Психологический фактор: стереотипы и опыт

Многие таксисты сформировали мнение об отечественных авто ещё в 2000-х, когда качество действительно было низким. Даже если современные модели стали лучше, предубеждение остаётся.

Типичные аргументы:

  • «Отец ездил на „Жигулях“ — постоянно чинил»;
  • «У соседа „Гранта“ сломалась через месяц»;
  • «Российские машины не выдерживают такси-режима».

Изменить такое восприятие сложно: водители доверяют личному опыту и отзывам коллег больше, чем рекламным обещаниям.

Альтернативные пути: что могло бы изменить ситуацию

Чтобы водители добровольно пересаживались на отечественные авто, нужны не запреты, а экономические рычаги. Вот что могло бы сработать:

1. Специальные лизинговые программы

Низкие ставки и гибкий график платежей для таксистов. Например, отсрочка первого взноса на 3 месяца или оплата только после выхода на линию.

2. Гарантийные обязательства для такси

Производители могли бы предлагать расширенную гарантию (5 лет/200 000 км) с покрытием ремонта в режиме такси. Это снизило бы риски водителей.

3. Субсидии на ТО

Компенсация 30–50 % стоимости регулярного обслуживания для машин, работающих в такси. Это сделало бы эксплуатацию дешевле, чем на иномарках.

4. Развитие сети сервисов

Создание специализированных СТО с запасными частями и мастерами, знающими особенности такси-эксплуатации. Водители хотят ремонтировать машину за день, а не ждать неделю.

Вывод

Полный отказ от иномарок в такси маловероятен. Если сегодня взять и запретить выходить на линию всем корейским, японским или европейским авто, то пассажиры просто не дождутся машину и не доберутся до места назначения. В регионах - это не так сильно ударит по вывозу, так как в большинстве маленьких городах России такие авто, как Лада Гранта проходят в тариф эконом и многие водители уже давно работают на них. А вот в мегаполисах число водителей может кратно уменьшится.

Если вы со мной согласны и согласны с теми требованиями, которые должны помочь лояльной локализации - ставьте лайк и пишите свое мнение в комментариях.