Конечно, такого Николай Васильевич про себя не говорил, но именно с этих слов, а точнее, с песни «Дорога» группы «Аукцыон» начинается спектакль «Петербургские повести» в театре на Спасской города Кирова. Санкт-Петербургский режиссёр Наталья Дрёмова сумела донести питерский дух до Вятки.
Тем, кто читал гоголевские Повести, будет легко разобраться в происходящем, те, кто книги в руках не держал, увиденное может показаться абсурдом. Но это уже их проблема.
Изюм спектакля в том, что это не классическая постановка, а спектакль-впечатление. И эти впечатления от прочитанного удивительно точно легли на музыку и тексты Леонида Фёдорова (группа «Аукцыон»). Да и те, кто бывал в Петербурге, гулял по Невскому, словно воочию увидят знакомые места, а, может, и людей, с которыми когда-то встречались...
«Не верьте этому Невскому проспекту! Не только Невскому проспекту, а всему Петербургу. Он, конечно, непременно всех обманет!»
Я сам себе и небо и луна
Голая, довольная луна
Долгая дорога бескайфовая.
Но оставим музыку в покое и обратим своё внимание на сцену. А там… Там безумно харизматичный и самодостаточный Нос вовсе не нуждается в каком-то там майоре Ковалёве; влюблённый в проститутку художник подсаживается на опиум; амбициозное, хоть и не самое умное (и приятное) лицо, становится-таки значительным; бедолага Акакий Акакиевич Башмачкин вновь и вновь вызывает сострадание.... Смотришь на этих героев, и кажется, что буквально только что ты с ними встречался-общался. А портной Гофман и вовсе некий проводник между мирами – веками XIX и XXI. В блестящем костюме, эксцентричный и запойный, с иглой в руке, он и шьёт, и рассказывает, и очень напоминает персонажа всё из той же группы «Аукцыон» - Олега Гаркушу.
Если честно, я не поклонник творчества Николая Васильевиче. Его язык и образы для меня, скажем так, сложны и вычурны. А после экскурсии «Гоголь в Санкт-Петербурге», и сама личность писателя перестала вызывать симпатию. Но этот спектакль примирил меня с ним. Более того, вывел на эмоции (вторая часть представления «со слезами на глазах», ибо «все умерли», ну почти все).
То, что спектакль произвел впечатление не только на меня, можно было судить по долгим аплодисментам и крикам «Браво!» кстати, постановка идет с ноября, и зал был полон. Кое-кто приходит на выступление во второй и даже третий! раз.
Действительно, это не просто зрелище, а настоящее откровение, переосмысление и открытие. Если вы хотите пережить Гоголя по-новому, ощутить его гений не умом, а сердцем – этот спектакль обязателен к просмотру. И так здорово, что не только БДТ или МХТ могут похвастаться потрясающими постановками, они есть и на провинциальной сцене.
Мои сны-враги
Проплывают далеки
Все, кто дороги
Тихо спят на дне реки
Не согнуть руки
Не поднять руки
Все, кто дороги…
Все, кто дороги…
#театрНаСпасскойКиров#ПетербургскиеПовести#надоСмотреть#
Фото из открытых источников и автора.