Несмотря на ажиотаж и рекордные поступления импортных авто через российскую таможню, рынок упал на 22%. Об этом заявил Министр промышленности и торговли Антон Алиханов.
Таковы итоги 10 месяцев 2025 года в России. Но правда ли всё так плохо? И что покупать на фоне этих изменений? Разбираемся в материале.
Падение на 22% не ощущается
По данным Автостат, рынок автомобилей в России упал на 22% за текущий год.
Многие участники рынка однозначно скажут, что даже если падение было, оно не ощущалось. Да, была и остаётся турбулентность вокруг утилизационного сбора, но прям падение – нет.
При этом, кто-то полагает, что падение было неизбежно. Паника нагнетается и дальше, говорят, что нас ждёт не просто падение, а обрушение рынка. Ситуация всё-таки не такая патовая, чтобы в этом разобраться, нужно понимать текущие реалии рынка.
За 10 месяцев 2025 года было продано 1,2 миллиона автомобилей. При этом Антон Алиханов подчёркивает, что само падение замедляется. Виновником падения считают “июнь”, а точнее ключевую ставку, которая в июне была очень высокой. Покупатели брали меньше кредитов, соответственно, продаж было меньше.
По заверениям Центробанка ключевая ставка будет и дальше уменьшаться. Основной её пик был успешно преодолён и теперь впереди только уменьшение. Прогнозы пока подтверждаются. Ситуативный подъём ключевой ставки всегда сопровождается неизменным её понижением. На данный момент ключевая ставка 16,5%. А в январе текущего года была 21%.
Прослеживается тенденция стабильного понижения. Здесь же появляются новые возможности для покупателей, кредитование дешевеет, а накопленные средства можно вложить в первый взнос на автомобиль.
Поэтому заверение Алиханова о замедлении падения рынка вполне подкреплены реальностью. Если где-то начинается падение, то в другом месте подъём. И наоборот. Таким образом, сохранятся тонкая грань баланса в текущей экономике России.
Но ведь на рынке столько изменений, неужели падение не продолжится?
В силу вступил повышенный утилизационный сбор, который в январе будет проиндексирован. Помимо этого в том же январе вступит в силу китайский закон, не позволяющий вывозить новые авто в течение 180 дней из Поднебесной.
Как может замедляться падение в подобных условиях?
Как новые условия скажутся на рынке?
Да, падение действительно может замедлиться, несмотря на прогнозы скептиков. Начнём с того, что новый утильсбор не затрагивает 80% рынка. Алиханов заявляет, что подавляющее большинство покупателей не столкнутся с утильсбором.
А всё потому что под новый закон попадают только мощные автомобили больше 160 л.с. Минпромторг подсчитал, что доля таких автомобилей составляет всего 20%.
Глава “Автостат” Сергей Целиков отметил, что больше всего пострадают премиальные марки. Рост цен ожидается по всему рынку, автомобили станут дороже на 5-10%. Цифры существенно расходятся с предсказаниями о 50% подорожании автомобилей в 2026 году.
К слову о падении рынка, которое не ощущалось. Автостат вместе с Газпромбанком провели совместное исследование рынка подержанных автомобилей. Выяснилось, что в октябре 2025 года наблюдался рост в 17,7% по количеству потраченных денег на подержанные авто. Всего 825,2 млрд. рублей.
Падение количества приобретённых автомобилей за год компенсируется денежным приростом. Так происходит адаптация рынка к новым условиям. Важно отметить, что по отношению к октябрю 2024 года рост составляет больше 120 млрд. рублей.
Закономерно, что повышенный спрос на автомобили с пробегом сказывается на российском автопарке. Многие предпочитают автомобили с пробегом, игнорируя новые модели.
Повышенный интерес к автомобилям с пробегом
Автомобили с пробегом пользуются всё большим спросом. Сейчас в России доля автомобилей старше 10 лет составляет 61%. 5 лет назад – это было 52%.
Однако, доля активно эксплуатируемых автомобилей тоже возросла. Из 45,6 миллионов автомобилей в стране в активной эксплуатации находятся 77% против 73% в 2024-м году.
Активное использование личного автотранспорта и 4% рост этого показателя говорят нам о том, что потребность в автомобилях растёт. Причём, большая часть востребованных автомобилей в будущем – подержанные. Приток новых существенно упадёт после того, как вступит в силу Китайский закон об удержании авто на территории Поднебесной в течение 180 дней.
Помимо прочего, новые автомобили будут попросту менее доступны для населения. И ничего не останется делать, кроме как приобретать подержанный транспорт.
Что приобретать в ближайшее время?
Всё вышеперечисленное – адаптация рынка под новые условия. Кратковременные падения будут сопровождаться взлётами. Экономика будет балансировать.
Что же покупать?
В ближайшее время автомобили с пробегом будут расти в цене. Динамика может быть даже выше, чем у новых автомобилей. Поэтом покупать подержанный автомобиль в текущих условиях – это грамотное вложение финансовых средств.
Несмотря на то, что он с пробегом, его всё ещё можно будет прода в будущем, когда он надоест. С учётом роста цен, продажа может оказаться вполне выгодным мероприятием даже для авто с пробегом.
Стабилизация рынка ожидается не раньше, чем через 6-12 месяцев. С учётом того, что не будет никаких нововведений на законодательном уровне.
А в настоящий момент всё происходящее – закономерная реакция рынка на изменения. При этом мы не наблюдаем катастрофу, что уже хорошо.
Если вас интересуют импортные автомобили, обращайтесь к нашим специалистам по подбору. Привозим из-за рубежа с выгодой для вас.
Как считаете, рынок стабилизируется за первые 6 месяцев 2026 года?