Найти в Дзене
Анна Мирренвальд

Чуть больше года назад в Дубае у меня состоялась встреча с Верой после ее выступления, и на память о ней у меня остался распечатанный лист

Чуть больше года назад в Дубае у меня состоялась встреча с Верой после ее выступления, и на память о ней у меня остался распечатанный лист А4 с этим стихотворением, которое люблю у нее - 🤩я пришёл к старику берберу, что худ и сед, разрешить вопросы, которыми я терзаем. "я гляжу, мой сын, сквозь тебя бьет горячий свет, - так вот ты ему не хозяин. бойся мутной воды и наград за свои труды, будь защитником розе, голубю и - дракону. видишь, люди вокруг тебя громоздят ады, - покажи им, что может быть по-другому. помни, что ни чужой войны, ни дурной молвы, ни злой немочи, ненасытной, будто волчица - ничего страшнее тюрьмы твоей головы никогда с тобой не случится"🤩 Смысл любой терапии - громоздящему ады увидеть, что может быть по-другому. Да, проживая “ад”, мы удерживаем его в себе, делаем частью своего внутреннего мира (скорее - внутренней войны), если эта травма не осмысляется - то есть пока мы не находим смысл в том, что прожили. Пока травматическое переживание не переработано, оно з

Чуть больше года назад в Дубае у меня состоялась встреча с Верой после ее выступления, и на память о ней у меня остался распечатанный лист А4 с этим стихотворением, которое люблю у нее -

🤩я пришёл к старику берберу, что худ и сед,

разрешить вопросы, которыми я терзаем.

"я гляжу, мой сын, сквозь тебя бьет горячий свет, -

так вот ты ему не хозяин.

бойся мутной воды и наград за свои труды,

будь защитником розе, голубю и - дракону.

видишь, люди вокруг тебя громоздят ады, -

покажи им, что может быть по-другому.

помни, что ни чужой войны, ни дурной молвы,

ни злой немочи, ненасытной, будто волчица -

ничего страшнее тюрьмы твоей головы

никогда с тобой не случится"🤩

Смысл любой терапии - громоздящему ады увидеть, что может быть по-другому.

Да, проживая “ад”, мы удерживаем его в себе, делаем частью своего внутреннего мира (скорее - внутренней войны), если эта травма не осмысляется - то есть пока мы не находим смысл в том, что прожили. Пока травматическое переживание не переработано, оно закрепляется в психике, интернализируется и порождает внутренний конфликт

Начинается этап внутренней тирании (по Платону): захваченные ужасом нижние (то есть - относящиеся не к духу, а к эмоциональной сфере) части души застревают в аффекте и формируют привычку жить так, как будто ад все еще существует: избегать, бояться, бездействовать.

Аристотель называет это ἀκρασία, разладом, таким разломом в душе, при котором человек не совпадает сам с собой, и поэтому поступает вопреки собственному благу (в логотерапии - вопреки смыслу). Это и есть расщепление: формируется «вторая природа», не соответствующая истинной цели души.

Во всех модальностях терапия работает с убеждениями, возникшими по причине травматизации, на языке философии это осознание разницы между доксой (мнением) и эпистеме (знанием), писала про это здесь. Убеждения вызывают аффект, аффект заглушает голос духа, или (у греков) так: ложные мнения порождают ненужные страсти, отделяющие человека от логоса, не дающие душе жить в согласии с собой.

Отто Кернберг писал про важность интегрированной идентичности: если мы не тождественны сами себе и внутренне расщеплены, мы ощущаем то, что можно назвать тревогой, а можно - экзистенциальным кризисом: я не понимаю, кто я.

Для того, чтобы перестать носить с собой свой ад и преодолеть это расщепление, требуется вспомнить (у Платона, напомню, душа не узнает, но - вспоминает) свою природу разумного, духовного существа, свободного в своем выборе пути, ведущего к благу.

Стихи
4901 интересуется