Найти в Дзене
Чайный Дом Сугревъ

Петербургские чайные типы

Декабрь – первый месяц календарной зимы. В ожидании соответствующей погоды мы нашли зимние чайные сюжеты, созданные художником-иллюстратором Виктором Сильвестровичем Шпаком на страницах дореволюционных журналов. Художник Виктор Сильвестрович Шпак (1847-1884) был уроженцем Белостока (сейчас город относится к Польше). Еще мальчиком вместе с семьей он переехал в Санкт-Петербург, где на его способности к рисованию обратил внимание педагог Василеостровской бесплатной школы Федор Федорович Резенер. Уже первые рисунки молодого Шпака пользовались успехом и публиковались в журналах. Он, правда, хотел большего, и даже поступил в Академию художеств, но постоянная нехватка денег вынудила его оставить и Академию, и мечты стать живописцем. Рисунки же и карикатуры (под псевдонимами) Шпака воспроизводились во многих популярных журналах: «Ниве», «Стрекозе», «Развлечении», «Сыне Отечества». Он также иллюстрировал книги, рисовал виньетки, этикетки и пр. К числу лучших работ Виктора Сильвестровича Шпака о

Декабрь – первый месяц календарной зимы. В ожидании соответствующей погоды мы нашли зимние чайные сюжеты, созданные художником-иллюстратором Виктором Сильвестровичем Шпаком на страницах дореволюционных журналов.

Художник Виктор Сильвестрович Шпак (1847-1884) был уроженцем Белостока (сейчас город относится к Польше). Еще мальчиком вместе с семьей он переехал в Санкт-Петербург, где на его способности к рисованию обратил внимание педагог Василеостровской бесплатной школы Федор Федорович Резенер. Уже первые рисунки молодого Шпака пользовались успехом и публиковались в журналах. Он, правда, хотел большего, и даже поступил в Академию художеств, но постоянная нехватка денег вынудила его оставить и Академию, и мечты стать живописцем. Рисунки же и карикатуры (под псевдонимами) Шпака воспроизводились во многих популярных журналах: «Ниве», «Стрекозе», «Развлечении», «Сыне Отечества». Он также иллюстрировал книги, рисовал виньетки, этикетки и пр.

К числу лучших работ Виктора Сильвестровича Шпака относят рисунок «Рыбная ловля на Неве», который в 1882 году воспроизвели в № 48 журнала «Нива». В редакции рисунок сопроводили мини-рассказом про рыбный промысел на Неве. «Мы, петербургские жители, можно сказать, избалованы рыбой, которую нам доставляет в таком изобилии и разнообразии наша красавица Нева», – так начинался этот рассказ. А вот его завершение: «На прекрасном рисунке г. Шпака мы видим старика-рыболова с его подручным мальчиком, в мороз и под снежными хлопьями, распивающего чай. Картина оригинальная! Эти могучие натуры... не так боятся простуды, как изнеженные жители городов».

Виктор Сильвестрович Шпак, «Рыбная ловля на Неве»
Виктор Сильвестрович Шпак, «Рыбная ловля на Неве»

Фрагмент рисунка «Рыбная ловля на Неве».
Фрагмент рисунка «Рыбная ловля на Неве».

В Государственном изобразительном музее искусств имени А.С. Пушкина хранится журнальная вырезка 1872 года (журнал неизвестен) с подписью: «Петербургские типы. Питье чая на морозе». Неизвестно, кого изобразил Шпак, хорошо знающий быт Санкт-Петербурга: уличного ли торговца пирогами, который согревается чаем в ожидании покупателей, или же озябшего и занесенного снегом покупателя «чая с пирогами» у такого уличного прилавка.

Виктор Сильвестрович Шпак, «Питье чая на морозе»
Виктор Сильвестрович Шпак, «Питье чая на морозе»

Чай
114,7 тыс интересуются