Найти в Дзене
56-я Параллель

Мантуров: Помимо самолета SJ-100, Индия заинтересована в производстве Ил-114-300

Ил-114-300. Кадры ОАК На днях мы уже писали о том, что ОАК приступили к работам по организации производства самолета SJ-100 на заводе индийской авиастроительной корпорации HAL. Об этом заявил глава ОАК Вадим Бадеха, в рамках российско-индийского бизнес-форума. Однако по словам вице-премьера РФ Дениса Мантурова, помимо турбовентиляторного регионала SJ-100, Индия также заинтересована в производстве регионального турбовинтового самолета Ил-114-300 и дальнейшем сотрудничестве при их производстве. На данный момент Ил-114-300 находится на завершающей стадии сертификационных испытаний. Поставки заказчикам этой машины запланированы на 2026 год. Согласно раннему плану поставок самолетов Ил-114-300 до 2030 года, предусмотрена передача российским авиаперевозчикам до 100 самолетов, при минимальной потребности на сегодняшний день как минимум в 120 таких бортов. Помимо коммерческих авиаперевозчиков, потребность государственных заказчиков, включая Минобороны РФ оценивается всего в 35 самолетов этой
Ил-114-300. Кадры ОАК
Ил-114-300. Кадры ОАК

На днях мы уже писали о том, что ОАК приступили к работам по организации производства самолета SJ-100 на заводе индийской авиастроительной корпорации HAL. Об этом заявил глава ОАК Вадим Бадеха, в рамках российско-индийского бизнес-форума.

Однако по словам вице-премьера РФ Дениса Мантурова, помимо турбовентиляторного регионала SJ-100, Индия также заинтересована в производстве регионального турбовинтового самолета Ил-114-300 и дальнейшем сотрудничестве при их производстве.

На данный момент Ил-114-300 находится на завершающей стадии сертификационных испытаний. Поставки заказчикам этой машины запланированы на 2026 год.

Согласно раннему плану поставок самолетов Ил-114-300 до 2030 года, предусмотрена передача российским авиаперевозчикам до 100 самолетов, при минимальной потребности на сегодняшний день как минимум в 120 таких бортов. Помимо коммерческих авиаперевозчиков, потребность государственных заказчиков, включая Минобороны РФ оценивается всего в 35 самолетов этой линейки.

Тем временем по мнению ряда экспертов из Индии, ссылаясь на то, что на данный момент Индия по пассажиропотоку и темпам роста гражданской авиации уже в числе мировых лидеров, то спрос национальных заказчиков на ближайшие 10 лет в таком типе самолетов оценивается от 200 до 300 машин, которые будут использоваться местными коммерческими авиаперевозчиками на региональных и внутренних маршрутах.

На сегодняшний день Индия развивает программу UDAN и сеть малых аэропортов, стимулирует перевозчиков летать между городами и населенными пунктами напрямую. И именно для этого Индии как раз нужны региональные самолеты, включая Ил-114-300, который имеет возможность работать на коротких и плохо подготовленных ВПП, в жарком климате и на высокогорье, что важно для целого ряда индийских регионов.

Также сообщается, что и индийские военные приглядываются к платформе Ил-114-300 для специальных задач, в том числе для создания на его базе недорогих в эксплуатации самолётов комплексной разведки и воздушных пунктов управления, которые в случае их полного цикла производства в стране отвечали бы требованиям национальной программы Make in India (Делай в Индии).

Более того, кроме своего огромного рынка, индийский авиапроизводитель HAL также в перспективе нацелен на экспорт этих воздушных судов в Юго-Восточную Азию и Африку. Об этом уже открыто заявляют представители индийской авиастроительной компанией HAL.

По данным главы Ростеха Сергея Чемезова, стороны уже подтвердили свои договоренности, в рамках которых был подписан меморандум о совместном производстве этих самолетов между индийской авиастроительной компанией HAL и российской ОАК.

Однако с учетом того, что на данном этапе мощности ОДК позволют производить двигатели ТВ7−117СТ-01 для Ил-114-300 пока только для внутреннего рынка, то с большой долей вероятности, Индия также нацелена организовать лицензионную сборку силовых установок для этого самолета.

ТВ7−117СТ-01  в составе Ил-114-300. Кадры ОАК
ТВ7−117СТ-01 в составе Ил-114-300. Кадры ОАК

Тут стоит отметиь, что в HAL и индийские чиновники уже открыто говорят о задаче восстановить национальные компетенции в гражданском самолетостроении после долгого перерыва. Взамен России обещают доступ к большому и растущему индийскому рынку. Однако на данный момент вопрос по сборорке двигателей для "индийских" Ил-114 официально не озвучивается.

По мнению аналитика Freedom Finance Global Владимира Чернова, совместное с Россией производство российских воздушных судов в любом случае дает Индии доступ к современным конструкторским школам, технологиям, включая технологии производства композитов, боровых систем и авионики, и конечно же к технологиям авиационных двигателей.

Он считает, что в вою очередь прямые поставки готовых машин не создают ни рабочих мест, ни инженерной школы внутри страны. И именно локализованное производство в Индии и участие индийских инженеров в адаптации и доработке платформы позволят решить эту глобальную национальную задачу, в рамках программы Make in India.

Глава издания «Авиа.ру» Роман Гусаров считает, что на территории Индии необходимо развернуть только сборку самолетов из российских комплектующих и агрегатов. Тем временем Россия может масштабировать объемы производства комплектующих, авионики и двигателей, что снизит не только их себестоимость, но и стоимость самих самолетов.

Однако по словам главы ОАК Вадима Бадехи, помимо сборки воздушных судов, одной из целей госкорпорации также является поставка в Россию производимых в Индии комплектующих для воздушных судов.

Такое заявление недвусмысленно говорит о намерении передать Нью-Дели ряда ключевых технологий, на взаимовыгодных условиях, что позволит России не зависеть от поставок каких-либо компонентов из третьих стран. При этом о передаче всех технологий речи, конечно, не идет.

В таком случае ни США, ни ЕС теперь не смогут заблокировать сделку по поставкам российских самолётов на экспорт, как это ранее случилось с SSJ-100 и Ту-204СМ. Причем экспорт Суперджета в свою очередь заблокировали даже не ЕС, а США.

Причем по проекту SSJ-100 американцы тогда даже не были прямыми партнерами, но сослались на то, что в российском самолете более 10% интеллектуальной собственности, поэтому они имеют полное право регулировать их поставки в другие страны.

Пишите свое мнение в комментариях. Не поленитесь и поддержите канал лайком и подпиской. Спасибо всем за внимание !!!

Также огромное спасибо тем подписчикам и читателям, кто отправляет донаты и поддерживает автора !!!